Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 8 (7216) 2 - 8 марта 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Русский Гамлет"- московский персонаж из ПитераВиолетта МАЙНИЕЦЕ
"Настанет мое время" - так названо объемное интервью Бориса Эйфмана немецкому журналу "Балет Интернационале". Очевидно, его час уже пробил, коль скоро даже весьма консервативный Большой театр по желанию Владимира Васильева включил в репертуар эйфмановский балет "Русский Гамлет" на музыку Людвига ван Бетховена и Густава Малера, которую исполнил оркестр ГАБТа под руководством Марка Эрмлера. Спектакль лаконично и красиво оформил Вячеслав Окунев. И все было бы прекрасно, но... Изначально по джентльменскому соглашению сторон сей балет должен был ставиться специально для труппы Большого. Впоследствии же Эйфман заявил, что создавать нечто новое может только для своей труппы и со своими артистами. Мол, сочинительство - процесс очень интимный. И с чужими - ну никак... На том и порешили. Свою премьеру вышеназванного балета Эйфман сыграл в Варшаве еще в июне прошлого года. Большому же "Русского Гамлета" преподнесли в готовом виде - что получилось, то получилось. В начале сезона в первопрестольную прибыл балетмейстер во главе мощного десанта танцовщиков и педагогов своей труппы, которые "не жалея живота своего" стали приобщать московских коллег к премудростям эйфмановской хореографии. На завершающем этапе с танцовщиками Большого театра денно и нощно работали сам Борис Эйфман и его ассистентка Ольга Калмыкова. Так из сочинителя хореографии Эйфман невольно превратился в одержимого, фанатичного репетитора, который прекрасно показывает, объясняет, добиваясь максимальной отдачи артистов, что редко кому из варягов удавалось в стенах Большого. Уверена, подобное творческое общение полезно и кордебалету, и молодой поросли балетной труппы Большого. Недаром в спектакле ряд актерских удач. Сам же спектакль вызывает куда более противоречивое впечатление. В нем есть и несомненные достоинства, и ряд просчетов.
Эйфман всегда верен себе. Легко узнаваемы его танцевальный почерк, постановочные приемы. У него свои излюбленные концепции и сюжетные перипетии, которые, варьируясь, повторяются во многих его балетах. "Русский Гамлет", повествующий о юности сына Екатерины Великой, цесаревича Павла, от самой колыбели до зрелых лет, далеко не лучший его балет, что особенно очевидно в контексте репертуара его собственной труппы. Он по многим параметрам уступает другим эйфмановским постановкам последних лет. Местами невнятно "изложен" сюжет. Пример тому - пролог, где иллюстративно и сумбурно показано убийство Петра III. Каюсь, только после третьего-четвертого просмотра поняла, "кто у кого что украл". Борьба за власть и престол, в которой все средства хороши, - тема этого мрачного, темного (в прямом и переносном смысле) балета. Насилие и жажда сексуальных удовольствий - его движущие пружины. Балет четко распадается на две части. Первая (внешне событийная) поставлена на популярные отрывки из произведений Бетховена, которые, на мой вкус, не всегда соответствуют характеру эйфмановской хореографии (в частности, эротичный дуэт "обнаженных" героев под "Лунную сонату"). Она начинается с убийства Петра III и завершается гибелью Жены Наследника. Во второй использована музыка Малера, по духу более созвучная длящемуся почти целое действие "внутреннему монологу" Наследника, погруженному в иллюзии и мистические прозрения. Он мечтает о масонском братстве (навряд ли кто-либо понял в спектакле эту тему), разоблачении своей преступной матери-царицы и мести екатерининскому Фавориту, разыгрывая перед ней, подобно Гамлету, придворное представление на аналогичный реальным событиям сюжет. И в то же время Наследник ощущает себя марионеткой в руках августейшей правительницы-распутницы, оловянным солдатиком в арьергарде парадного шествия этой северной Минервы... Как часто бывает в балетах Эйфмана, чрезвычайно уплотнена, порой даже перенасыщена движениями его четко ритмизованная танцевальная ткань. В ней обилие рискованных, мало чем оправданных акробатических поддержек. Часто плохо просматриваются многофигурные композиции - трудно одновременно уследить и за массой, и за героями. Возникает ощущение некоторого сумбура на сцене. И если труппа Эйфмана, танцующая исключительно его репертуар, чувствует себя естественно и свободно в таком хореографическом материале, то балету Большого поначалу пришлось нелегко. С подобными пластическими оборотами она столкнулась впервые. Но постепенно освоилась в новых условиях и к премьере даже "подмяла под себя" сурового балетмейстера-диктатора, каким слывет Борис Эйфман, по-своему "оклассичив" его танцевальную речь, что, кстати, придало спектаклю иной масштаб. Особой похвалы заслуживает наш мужской кордебалет, сильный и красивый. Иногда кое-что менял сам балетмейстер (правда, в крайне умеренных дозах) с учетом психофизических данных конкретного солиста. Но в целом он был весьма несговорчив. Ему катастрофически не хватило времени на сценические репетиции этого сложнейшего в танцевальном и постановочном отношении спектакля. Не без труда постановочная группа обжила и просторы сцены Большого. Даже на двух премьерных показах были многочисленные накладки - то не вовремя поднимут или опустят декорации, то неважно высветят героя в важных игровых мизансценах, то "со скрипом" даются поддержки в дуэтах. "Еще бы полмесяца позаниматься", - мечтательно говорил Эйфман, привыкший репетировать основательно и долго. К сожалению, едва ли "Русский Гамлет" в Большом "дозреет" до желанной художественной кондиции в ближайшем будущем. Всего четыре показа запланировало наше художественное руководство на этот сезон. А в следующем, если постановка по тем или иным причинам не выйдет из репертуара, фактически все придется начинать с нуля. Подобные спектакли трудно сохранить вне постоянного проката. Московский зритель всегда благосклонно относился к творчеству Бориса Эйфмана, хотя навряд ли его особенно заинтересовала тематика "Русского Гамлета". Скорее - роскошные декорации и костюмы, исполнительское искусство наших танцовщиков. Тут немало открытий, творческих удач. К премьере Эйфман успел подготовить два разных и неравнозначных состава. Именно этот спектакль показал, какую масштабную танцовщицу-актрису театр может вырастить в лице молодой Марии Александровой. Ее императрица Екатерина - сильная, умная, эгоцентричная молодая женщина, в которой неожиданно угадывались черты трагических античных героинь типа Клитемнестры, Федры, Медеи. Именно она оказалась центральной фигурой нового спектакля, который за границей сам Эйфман называет "Екатерина Великая". У Александровой уверенная техника танца, сильный прыжок. Мало кто в Большом обладает подобным творческим потенциалом, столь необходимым как для ведущих классических, так и современных партий. Продуманы все ее жесты и па. Она умеет и, главное, хочет работать. Двуединая партия "оловянного солдатика Гамлета", каким предстает в балете эйфмановский наследник Павел, прекрасно легла на индивидуальность Дмитрия Гуданова - танцовщика и актера, который в современном репертуаре намного убедительнее, чем в партиях классических принцев. Его герой - впечатлительный и нервный подросток, жаждущий ласки, как каждый нелюбимый, обделенный ею ребенок. Этот "маленький человечек", втайне мечтающий о величии и славе, обречен прозябать у подножия трона, презираемый Императрицей, Фаворитом, ее приближенными. И порой кажется, что собственные фантазии этого "пасынка русской империи" для него реальнее действительности, как и призывающий к мести Призрак отца... В лирико-драматическом ключе решает партию Фаворита уверенно ее танцующий Дмитрий Белоголовцев. Женственно-расчетлива Жена наследника в исполнении Анастасии Яценко. В целом же этот состав представляет собой слаженный, гармоничный "квартет", что никак не скажешь про другой (первый). В нем каждый сам себе герой... Абсолютно современным типом красоты, чрезмерно откровенной манерой сценического поведения отличается Анастасия Волочкова. Порой кажется, что эйфмановскую балетную Императрицу тут подменили одной из претенденток на титул "Мисс Россия". К тому же над танцовщицей словно тяготеет ее прошлое - героини ее современных миниатюр, и прежде всего из "Вилисы, или Гибели Богов". Есть нечто темное и саморазрушительное в ее Екатерине. А статуарность этой танцовщицы уместна разве что в финале первого действия, когда Екатерина застывает, подобно скульптуре, на вершине пирамиды власти. Грубоватой властью отличается Фаворит Марка Перетокина. Он не только надежный партнер А.Волочковой в сложнейших дуэтах, но и самый убедительный актер в этом исполнительском составе. К сожалению, дальше освоения танцевального текста в партии Наследника пока не продвинулся Константин Иванов. Импонирующим Эйфману сценическим обликом обладает еще совсем юная Екатерина Шипулина. Высокая, стройная, она смело выполняет сложные поддержки в дуэтах. Но у нее еще нет сценического опыта, необходимого для эйфмановского репертуара актерского мастерства. "Большой меня многому научил", - говорит Борис Эйфман. Думаю, и коллективу Большого пошла на пользу встреча с современным репертуаром. Хотя уверена - для этой сильнейшей балетной труппы, потенциал которой мало востребован, надо создавать оригинальные спектакли. Тогда и результат может оказаться куда более убедительным. Также в рубрике:
|