Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7216) 2 - 8 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1№2№3
№4№5№6
№7№8№9
№10№11№12
№13№14№15
№16№17№18
№19№20№21
№22№23№24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

Ситуация

Убить передвижника, или Еще раз об искусстве точечных ударов

В Чечне "Казначейша" В.Тропинина лишилась лица и шеи

ПУШКИ И МУЗЫ

Анна МАРТОВИЦКАЯ


Грозный. 1995 г. Грозненский художественный музей. Разрушен в 1999 г.

На войне есть только война, утверждают те, кому приходилось позировать чеченскому снайперу. Человеку с автоматом не до искусств: как говорится, быть бы живу. И если противник укрылся в здании театра, почему его не взорвать? Что такое здание театра по сравнению с господствующей высотой? Здание можно отстроить заново, а декорации заказать выжившим художникам.

Многие европейские государства с такой постановкой вопроса категорически не согласны: еще в 1954 году они подписали Гаагскую конвенцию "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Документ отличает весьма гуманное отношение к учреждениям культуры: на время войны их предлагается окружать спецподразделениями, снабжать отличительными защитными знаками (сине-белый щит или белый флаг с красным кругом посередине), кроме того, конвенция обязывает правительства в мирное время воспитывать солдат и генералов "в духе уважения культурных ценностей всех народов". СССР ратифицировал конвенцию в 1956 году, Россия - в 1991-м. Но воспитать наших военных в надлежащем духе почему-то так и не удалось. Во время штурма Грозного в 1994 году федеральные силы не пожалели ни больниц, ни музеев. Из всех учреждений культуры тогда уцелела только библиотека для слепых. К концу 1999-го город, некогда замечательный культурный центр Северного Кавказа, был превращен в руины.

"Портрет неизвестной" художника Макарова. Картина отреставрирована и находится в Центре им. И.Э.Грабаря

В Грозном располагались два музея: Художественный и Национальный краеведческий. Судьба обоих трагична. В свое время Джохар Дудаев издал указ об их объединении, и музеи съехались в здание, соседствовавшее с Дворцом правительства. В декабре 1994 года там занимали оборону бойцы Дудаева, музеи безжалостно поливали огнем. В результате от краеведческого музея не осталось ничего. Под его обломками бесследно исчезло более 40 тысяч экспонатов уникальной археологической коллекции. Та же участь постигла произведения декоративно-прикладного искусства. В апреле 1994 года Дудаев приказал изъять из музея все экспонаты, содержащие драгметаллы, и поместить их в сейфах подвалов Центрального банка. Впоследствии здание банка также было разрушено, его подвалы заминированы, так что узнать, действительно ли кинжалы и ружья находились там, никому пока не удалось. Искусствоведы, однако, полагают, что все эти предметы скорее всего находятся в руках чеченцев и рано или поздно всплывут на аукционах. Чеченцы, в свою очередь, обвиняют в мародерстве российских военных - об этом свидетельствуют публикации в северокавказской прессе.

Экспонат Национального краеведческого музея

В Художественный музей угодило несколько бомб, артиллерийских снарядов, здание сложилось "книжкой", и под обломками оказалась вся его коллекция (более 3,5 тысячи экспонатов). Надо сказать, что об этом собрании известно не так уж много. Оно формировалось в 30 - 40-е годы за счет фондов Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Русского музея и Эрмитажа и включало в себя полотна западных живописцев XVII - XIX веков, произведения русских мастеров - Тропинина, Коровина, Куинджи, Захарова, работы кавказских художников. Однако при обвале здания погибли и картотека, и книга поступлений, а в Москве учет ценностей этого музея никогда не велся, поэтому сказать, какие именно шедевры утрачены, сегодня нельзя. В марте 1995 года на руинах музея вместе со спасателями МЧС работала группа специалистов Министерства культуры РФ. Всего им удалось обнаружить около 500 произведений искусства, причем некоторые из них были найдены во дворе музея, растоптанные, простреленные, вырванные из подрамников "с мясом". Все они были переданы Министерству культуры Чечни. 94 картины нуждались в немедленной реставрации и были отправлены во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) им. академика И.Э.Грабаря. Рассказывает директор ВХНРЦ Алексей Владимиров : "Картины попали к нам в ужасном состоянии. Все они имели сильнейшие повреждения: прорывы, как говорят реставраторы, сложной конфигурации, кое-где были утрачены авторский холст и красочный слой, деформирована основа. Наши реставраторы еще никогда не видели столь разрушенных полотен - с чем-то отдаленно похожим им приходилось сталкиваться лишь однажды, в 1968 году, когда галереи Флоренции затопил грязевой поток. По характеру травм можно было сделать однозначный вывод: по крайней мере половина полотен пострадала не из-за бомбежек, а от человеческих рук: например, на многих женских портретах были выколоты глаза, что, естественно, не может быть совпадением. Известная "Казначейша" В.Тропинина лишилась не только лица, но и шеи". Отреставрированные шедевры находятся в специализированных хранилищах и будут возвращены в Чечню, как только там будет восстановлен хотя бы один музей.

Дом Махмуда Эсамбаева в Грозном был разграблен в первую чеченскую кампанию, а в 1996 году взорван. Нам удалось связаться с вдовой артиста Ниной Эсамбаевой . "В нашем доме в Грозном хранились антиквариат, сценические костюмы Махмуда, драгоценности, архив, - рассказывает Нина Аркадьевна. - Махмуд всю жизнь собирал картины западных и русских художников. Среди прочего был, например, его портрет работы Пабло Пикассо. Когда стало известно, что наш дом разорен, мы обратились в правоохранительные органы, но нам ответили, что искать что-либо бесполезно, а ждать компенсации - глупо. Конечно, кое-какие ценности мы в свое время перевезли в Москву, но и их украли. Последний раз меня обворовали 10 сентября прошлого года: бандиты ворвались в квартиру, угрожали, заставили показать, где хранятся драгоценности".

В Грозном был уничтожен и Научно-исследовательский институт гуманитарных наук Чеченской Республики, основанный в 1907 году. В его библиотеке хранились труды всех известных кавказоведов, полевые материалы научных изысканий по языкам вайнахских народов и их этнографии, а в спецхранилищах НИИ находились оригинальные средневековые книги и рукописи. Полностью сгорели Республиканская научная библиотека им. Чехова, Центральная научно-техническая библиотека, Республиканская детская библиотека, архивы всех творческих союзов. Разрушены Фольклорный центр и Республиканский детский центр творчества, Чеченский государственный университет. В Центральном государственном архиве ЧР сгорело почти 650 тысяч дел, отражавших историю чеченского и ингушского народов более чем за два столетия.

Это все неутешительные итоги первой чеченской кампании. Разрушительные для культуры Чечни последствия нынешней войны еще предстоит осмыслить. Новый министр культуры России Михаил Швыдкой в начале марта планирует провести ряд встреч с представителями чеченской диаспоры и обсудить программу сохранения культурного наследия Чечни. Другой вопрос: сохранилось ли то, что в Минкультуры собираются сохранять?

С похожей инициативой в конце прошлого года выступили Международная лига защиты культуры и Международный художественный фонд. Эти организации подготовили "Программу защиты культуры Республики Чечня", в которой призывают Правительство РФ, МВД РФ, МЧС и российское общество "к практическому выполнению положений Гаагской конвенции". Начало традиционное - зарегистрировать общественный фонд по спасению наследия Чечни, открыть банковский счет, создать контрольно-ревизионную комиссию, которая подведет итоги всем утратам.

Рассказывает исполнительный директор Лиги Николай Макаренко :

- Мы намерены добиваться восстановления всех театров и кинотеатров Грозного, строительства дворцов спорта и домов культуры, собираемся направить в Чечню добровольцев из числа творческой интеллигенции для организации культурно-просветительной работы. Сейчас мы пытаемся установить контакт с чеченской стороной, но это не так-то просто сделать. Даже те, кто обеспокоен судьбой своей национальной культуры, боятся открыто с нами сотрудничать - за плечами у этих людей печальный опыт первой кампании, когда наша страна отвернулась от тех, кто ей помогал.

А информации о том, что сейчас происходит в Чечне, действительно крайне мало. Сотрудники Министерства культуры РФ собирают сведения о новых потерях буквально по крупицам, встречаясь с теми, кто только что побывал на войне. А в Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) судьбой чеченских памятников истории вроде и вовсе не обеспокоены. "Наследие везде исчезает с одинаковой скоростью, - сообщил мне по телефону чиновник РААСН, - так что давайте дождемся конца боевых действий, а потом уже будем подсчитывать потери".

Комментарий

    

Олег ИВАНОВ, заместитель председателя Международного художественного фонда по творческим вопросам:

- Гораздо правильнее было бы поднять вопрос о культуре всего Северного Кавказа. Ведь военные действия велись на всей его территории, и вооруженные конфликты нанесли непоправимый ущерб не только музеям и театрам, но и, например, уникальным ансамблям родовых башен, аулам. Я убежден в том, что в России должна быть создана служба по спасению культуры Северного Кавказа, в которую вошли бы реставраторы, сотрудники Министерства культуры и МЧС. Нам нужны специалисты, которые могли бы по первому требованию выезжать в зоны боевых действий и оказывать первую помощь объектам культурного и исторического наследия. Этот опыт пригодится не только на будущих войнах, но и при стихийных бедствиях. Кроме того, наша страна обязана выступить с инициативой о заключении новых конвенций по охране культурного наследия, поскольку многие положения Гаагской конвенции 1956 года уже устарели.

Также в рубрике:

ПУШКИ И МУЗЫ

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

НЕ ВЕРЮ!

© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;