Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7219) 23 - 29 марта 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Круговорот войны и мира

Grand премьера в Мариинском театре

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Фото ИТАР - ТАСС


Сцена из спектакля

Спектакль с постановочной бригадой, в которой что ни имя, то мировая величина - Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский, Георгий Цыпин, - просто обречен на победу. Ясное дело: "Война и мир" С.Прокофьева в Мариинском театре - явление победительное. По форме и по сути.

С.Прокофьев спрессовал события романа Л.Толстого в 13 картин, с тем чтобы отдать миру и войне по целому вечеру. Постановщики новой версии уложились в один, изъяли пару картин целиком ("Кабинет Долохова" и "Военный совет в Филях"), сделали купюры в оставшемся тексте и обозначили в программке - "редакция 2000 года". Это их право - устанавливать собственные законы, по которым, следуя заветам А.Пушкина, и можно судить о результатах.

Ценители же полнометражного подхода имеют возможность включить аудио- или видеозапись спектакля 1991 года - тоже Мариинского театра, но в режиссуре Грэма Викка - и насладиться каждой нотой. Тем не менее постановки интересно сравнить, но не по тексту партитуры, а по общей идее, которая двигала создателями каждой из сценических версий.

Макет декорации

Любопытное получается сравнение - начиная с визуального облика спектаклей. У Г.Викка и художника Т.О'Брайена доминировал образ бескрайних российских просторов, дороги, уходящей за горизонт, но способной вздыматься и опускаться соответственно историческим взлетам и провалам. Порой гигантский подиум распадался на три части, одна из которых взмывала вверх, почти к колосникам, другая оставалась на ровном планшете, третья чуть приподнималась. Создавалось впечатление, будто невидимая рука прикасается к клавишам истории, вершит судьбы отдельных людей и народов. Спектакль превращался в размышление не только о войне и мире, не только об историческом пути России, которая в финале оказывалась будто на огромном трамплине, на взлете, но об истории всеобщей, о философии истории. В этом смысле он был абсолютно космополитичен, если воспользоваться лексикой времен запрета прокофьевского творчества.

Ныне же в постановке главенствует образ круга. Линия, его очерчивающая, есть граница, которая отделяет эту землю от других и одновременно является линией бесконечности, не имеющей начала и конца. Пространство сцены Мариинки открыто во всю глубину и вместе с полусферой рампы образует гигантский круг - землю. И этот в общем-то замкнутый мир здесь - безусловно, Россия, проходящая раз за разом круги собственной истории.

История же наполеоновских войн хрестоматийно известна. Отсюда и дайджестовый способ отбора сцен: одной больше, одной меньше - не имеет значения. Для постановщиков существенны не столько причинно-следственные связи, мотивировка поступков, философское осмысление событий и бед людских - все это присутствует лишь номинально, - сколько узнаваемость главных вех наших драм, побед и преодолений, национальная гордость великороссов. Узнавание на уровне знака, повтора, репризы. Так строятся и мизансцены, например, наступления и отхода французских войск - они зеркальны. Дважды проигрывается эпизод явления Кутузова со своими полками народу. И дважды в этом ритуале участвует здоровенный мужик с дубиной, который братается с фельдмаршалом. Ритуал, похоже, ключевое слово для понимания второй, батальной, части спектакля. Ритуал военных действий, ритуал расстрела пленных, грабежей, насилия, поджога столицы, когда не просто факелы в руках толпы, но огромный красный петух взмывает из недр земли; и, наконец, ритуал победы - парад войск, которые гордо проносят собственные знамена и бросают под ноги знамена поверженных французов.

А.Кончаловский, естественно, проявил себя здесь как профессионал высокого класса, действовал подобно опытному полководцу. Сотни воюющих образовывали круги и полукружия, параллели и диагонали. Обученные войска, партизаны и просто народ работали, как на плацу, - не за страх, а за совесть. "В дыму и пламени" занимали позиции пушки, мелькали ружья и дубины, развевались стяги. Практика в военном деле у режиссера большая - с античных времен "Одиссеи" до Первой мировой войны "Сибирского цирюльника" (впрочем, это уже семейное наследие) и празднования юбилея Москвы.

По-военному четкой и опять же ритуальной была даже первая сцена князя Андрея (А.Гергалов) в батальной части спектакля - он брился, одевался, пил, не глядя протягивал бокал денщику, обнимался с солдатами и Пьером...

Но ритуал апсихологичен, а роман Л.Толстого и музыка С.Прокофьева - наоборот. Поэтому, быть может, возникало ощущение их - великих - и собственной обделенности. И еще. Они - великие - мыслили философски. А здесь ритуал взят как форма выражения одной главной идеи - патриотизма, что вообще-то похвально, но не исчерпывающе...

Компенсировать сию одномерность "поручено" было, видимо, первой - мирной части спектакля. Ибо здесь его лирический центр - Наташа Ростова (А.Нетребко). История ее любви, ожиданий, ошибок - судьба человеческая на фоне "судьбы народной". Но сопряжения судеб не получилось - и потому, что явление Наташи во второй части - сцены с раненым князем Андреем - не стало драматически напряженным эпизодом прощания с главными героями. И потому, возможно, что стертым оказалось решение образа Пьера (А.Стеблянко), значимость которого должна бы усилиться от первой половины спектакля ко второй, но не усилилась...

Способы существования в роли были предложены актерам самые разнообразные - от шаржа (Анатоль Курагин - О.Балашов) до гротеска (старый князь Болконский - Ф.Кузнецов), от сочной характерности (Ахросимова - Л.Шевченко) до плаката (Кутузов - Г.Беззубенков). В господскую часть спектакля внедрились представители народа - дворники, все как один в бородах и передниках, горничные, "полотерша"...

Все это было призвано сделать действо живым, а получилось порой просто живенько, иногда иллюстративно. В первой же картине Наташино желание улететь осуществлялось впрямую - ее балкон взмывал под купол сцены.

В.Гергиев, следуя из Нью-Йорка в Вашингтон, сумел сделать остановку на несколько часов в Санкт-Петербурге, хотя было не по дороге. Он продирижировал в премьерный вечер темпераментно, с размахом и не особенно отвлекаясь на мелочи, например, на "заботу" о том, чтобы слышно было певцов. Но мыслить крупно, масштабно и держать форму он умеет, как немногие. В этом смысле постановка ему под стать. "Война и мир" как grand спектакль, безусловно, состоялся.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;