Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7221) 6 - 12 апреля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Безумство двойников

Марина СТАРУШ


3 марта в Самарском художественном музее открылась выставка "Безумный двойник". Успех она имела необычайный и - в определенном смысле - незаслуженный.

"Безумный двойник" вовсе не прокрался в одну из культурных столиц Поволжья, "аки тать в нощи", а, напротив, приехал с ведома городских и областных властей. Эта выставка, в которой приняли участие 50 художников из России, США и Западной Европы, была посвящена наиболее яркой тенденции международного авангарда 1990-х годов - пародии и самопародии. Именно на такой версии настаивал ее организатор - Государственный центр современного искусства при Министерстве культуры РФ. Современное радикальное искусство кому-то нравится, кого-то шокирует. У него есть адепты и поклонники, есть недоброжелатели и оппоненты. Тем не менее споры эти всегда оставались в пределах эстетической дискуссии. Надо сказать, что москвичи - премьера "двойника" прошла в ЦДХ в конце минувшего года, - а также жители славного Нижнего Новгорода, где выставка экспонировалась после столицы, ограничились обменом мнениями на страницах газет в разделе "Культура". И только бдительная "самарская общественность" - я, конечно, имею в виду ту группу людей, которая сама себя так обозначила, - разглядела в этом изощренную и циничную диверсию, теракт против русской культуры и русской духовности. И провела "антитеррористическую" операцию по всем правилам боевого идеологического искусства, которое мы создали в конце 20-х годов и шлифовали последующие 60 лет, добившись в этом высот необычайных. Пропагандистское мастерство, которое накапливалось десятилетиями, за какие-то жалкие десять лет не растеряешь... Это русскую культуру с ее тысячелетней историей изничтожить ничего не стоит - не "те" произведения развесь, и нет ее...

Сначала появились, как и положено, "письма трудящихся". Ну не совсем "трудящихся" - но и времена-то другие. Г.Н.Рассохина, председатель Русского культурного центра "Самарский Собор", так и обозначила в газете "Самарская неделя": "... эстафетную палочку на дистанции уничтожения и осквернения русской культуры взял ... художественный музей". "Не секрет, - сообщает далее автор, - что расправа с русским населением происходит через сферы идеологии: образование и культуру. ... Вымирание нации является специфической реакцией отторжения на чуждую духовность". Из этого естественным образом вытекает вопрос: "Пора спросить, на кого работают наши госучреждения... КОМУ СЛУЖАТ?" Чтобы граждане не напрягались, - раздумья, как известно, до добра не доводят, - автор в том же абзаце сообщает и ответ: директор музея Аннета Яковлевна Басс, почетный, между прочим, гражданин города Самары, оказывается, кроме всего прочего, еще и академик Международного еврейского университета. Ясно, где собака зарыта? Одним словом, очень проницательное письмо. Жаль, что, судя по стилю, защита литературного русского языка не входит в число приоритетов "Самарского Собора". Впрочем, за всем не углядишь: не успели разобраться с "сатанинским" спектаклем "Видения Иоанна Грозного" (номинирован на Госпремию 1999 года), а тут новая напасть. Но дело не в этом. Рядом еще одно послание - "Десант извращенцев в Самаре": "Экспансия худших образчиков западной псевдокультуры должна встречать должный отпор".

И "отпор" немедленно был дан. У стен музея стал пикет. Участники его, сообщает пресса, настаивали, что здесь собрались представители творческой интеллигенции. Содержание плакатов варьировалось от конкретных пожеланий: "Титов, закрой выставку" до пафосных типа: "Басс и Сорос сраму не имут!". Был и такой плакат "Басс, принявшую выставку извращенцев, - вон из культуры!". Вот тут в пылу борьбы " интеллигенция" не по чину взяла. Аннета Яковлевна Басс, пятьдесят лет из своих семидесяти проработавшая директором Самарского областного художественного музея, давно занимает в российской культуре место, лишить которого ее никто и ничто не в силах. Ее заслуги по сохранению и пополнению самарской коллекции признаны городом и миром: в этом году она и руководимый ею музей вошли в число соискателей Государственной премии. Аннета Яковлевна пользуется высочайшей репутацией среди музейщиков страны. И если бы она, рискуя как минимум свободой, не спасала в начале 50-х годов подлежащие уничтожению полотна русского авангарда, мы потеряли бы бесценные культурные ценности. Кстати, это печально знаменитое распоряжение об изъятии и уничтожении русского авангарда появилось на свет полвека назад под теми же идейными лозунгами: защитим русскую культуру от буржуазных извращенцев. Нынешний пикет, а значит, и этот лозунг поддержали люди, которым в иные, но не столь уж далекие времена помогала Аннета Яковлевна: тогда их творчество не вписывалось в общепринятую парадигму советского искусства. Но это совсем другая история: то ли про короткую память, то ли про тридцать сребреников...

Надо сказать, что пикет не стоял сложа руки: он принял резолюцию. Для тех, кто случайно запамятовал или по молодости лет не знает, напоминаю: резолюция - важный этап любой советской кампании по борьбе с чем угодно. Сначала письма, потом волна народного гнева, потом резолюция. Этот документ, подписанный целой группой организаций со словом "русская" в названии, был опубликован. Уникален он, конечно, не редкостью жанра, хотя я впервые встречаю в российских газетах "резолюцию пикета", а своим содержанием. Подумать только, авторы готовы "переживать смерть наших детей в развязанной в Чечне войне", но "мириться с откровенным глумлением над нашими национальными традициями, нашей историей, с циничным попранием нравственных общечеловеческих ценностей, с растлением душ нельзя!".

Честное слово, обидно за русскую культуру: ее высочайший гуманистический пафос состоит в признании безусловной ценности человеческой жизни, каждой отдельно взятой личности. Помните у Федора Михайловича Достоевского про слезу ребенка? Правда, самарские журналисты Достоевского цитировали: естественно, "красота спасет мир". Ответственно заявляю: не полотна самарских живописцев, стоявших в пикете, имел в виду Федор Михайлович, да, собственно, не полотна вообще: он писал о гармонии мира и человеческих отношений. Почитаешь этот документ и в очередной раз с горечью убедишься: не нужен никакой "десант извращенцев", чтобы родной культуре урон нанести, сами справимся, своей собственной агрессией, нетерпимостью, невежеством, неуважением к "другому" и нежеланием понять, что это.

Между тем страсти кипели: пикет стоял, телефон у Аннеты Яковлевны накалялся: звонили, чтобы поддержать, - таких было больше, звонили, чтобы угрожать, - и таких было достаточно; народ, видимо, уже заинтригованный донельзя, рвался на выставку - ее посетили 2000 человек. Тут очнулась самарская организация Союза художников России. В музей полетел документ "Выписка из решения правления". Он был краток и суров. Отметив, что "налицо демонстрация разложения человеческой личности и ее низменных наклонностей" (неясно, кстати, наклонности все-таки демонстрируются или разлагаются?), документ выносил вердикт: "Подобный смотр полностью перечеркивает все сделанное для зрителей художниками нашей организации". Вот так - ни больше и ни меньше. Прочитав это, человек неискушенный, но здравомыслящий вправе задаться вопросом: а велик ли вклад, сделанный за 60 лет существования организации, если он может быть разрушен в течение трех недель? Привычный соцреализм плавно перетекал в нелюбимый театр абсурда. Но смысла в подобных документах искать не стоит, ибо цель их иная - заклеймить.

Конечно, в Самаре есть и другая творческая интеллигенция, и другая пресса. Эта творческая интеллигенция не устраивала пикетов, не писала обращений и не принимала резолюций: русского интеллигента вообще трудно представить себе размахивающим плакатами. Но она не молчала: были и вполне достойные статьи, и "круглый стол", где обсудили сложившуюся ситуацию. Наконец, были и граждане города Самары, которые просто посмотрели выставку и оставили в книге отзывов свои впечатления. Причем многие из них касаются не столько выставки, сколько окружающей действительности:

"Непонятно! Почему я должен быть лишен возможности смотреть на произведения современного искусства?"

"Вот она, жизнь, показавшаяся из-под слоя серости".

"Конечно, Самара - провинция, но не настолько, чтобы спутать порнографию с искусством... нужно побольше таких выставок, чтобы не остаться на уровне восприятия порнографии".

"Не стоит спорить. Безумный двойник человека - это внутренняя суть каждого, что бы вы там ни говорили".

"Я считаю, что эта выставка лишь отражение нашей жизни, мыслей больного общества".

Есть и такой глас народа, и к нему нечего добавить.

Судьба сыграла с "борцами с эрзац-искусством" злую шутку. На протяжении трех недель они представили масштабный всегородской перфоманс - что-то вроде борьбы с космополитизмом и идейно чуждым искусством. Недоставало разве что бульдозера. Но получилось несмешно и небезопасно. В Самаре считают, что во всем этом есть политический компонент, конкретно - "наезд" на губернатора Титова: выставку финансировал "Союз правых сил". Но по большому счету неважно, что именно инициировало эти события. Главное и самое печальное в том, как легко их инициировать, как легко развязать травлю за инакомыслие, как легко развешивать ярлыки, как легко вновь и вновь разыгрывать истрепанную и замусоленную карту антисемитизма, как легко бороться с искусством под флагом его защиты. Будто и не было 90-х... В России всегда были проблемы со временем: то мы его опережали, то пытались остановить. Вот и сейчас, судя по всему, мы еще лет 30 поживем в двадцатом веке.

"Безумный двойник" уезжает в Екатеринбург, потом в Европу. "Чтобы иметь успех, людей надо либо кормить, либо шокировать", - заметил как-то Ф.С.Фицджеральд. С этой точки зрения, успех выставка имела. А вызванный ею к жизни двойник никак не отпускающей нас эпохи останется. Призраки вообще любят нашу страну: и призраки будущего, и прошлого...

...Что лично меня удивляет, так это немеркнущая страсть "бороться" за русскую культуру. Боролись с Николаем Карамзиным и с Александром Пушкиным, уж как сражались с графом Львом Толстым, а с Булгаковым, Цветаевой, Бродским - так просто не щадя живота своего. И ведь вот она, неблагодарность потомков - имена борцов забыты. Ничего после них не осталось. Да и были-то они в большинстве своем жалким подобием истинных художников, племенем завистливых и крикливых псевдодвойников - старательных копиистов и добросовестных ремесленников. Жалко их, ей-Богу, жалко. Вечные ценности создает талант, причем никогда они не возникали в форме доносов, резолюций и обращений.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;