Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7221) 6 - 12 апреля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Можем ли мы видеть

Постскриптум к одной пресс-конференции

А.КИТАЕВ
Самарский региональный общественный правозащитный центр


Собственно, этой пресс-конференцией можно было бы поставить точку в затянувшемся скандале относительно выставки в Самарском областном художественном музее.

Если бы не отклики самарских газет: "Искусство или порнография?" - вопрошали они. Если бы эта тема прозвучала сразу после вернисажа, месяц тому назад, вопрос был бы понятен: спровоцировать такой вопрос прямо входило в число задач специалистов, создававших концепцию выставки. Но после того как были предъявлены исчерпывающие объяснения искусствоведов, после травли в печати и пикетов у музея, после распространения сотрудниками музея пресс-релиза, который своим названием четко ставил проблему: "можем ли мы видеть" - после всего этого возвращаться к началу - значит демонстрировать привычную нам классовую несостоятельность мышления или присущую советскому народу осторожность. Речь-то шла совсем о другом.

Простите за каламбур, но бесспорно то, что многие экспонаты выставки совсем не бесспорны, и лично я многое не смог бы назвать искусством. Это сделано сознательно. На одном из предыдущих вернисажей москвич Антон Ольшванг говорил о том, что современное постмодернистское искусство призвано в иронической форме будировать зрителя и ставить вопросы. О жизни, об абсурде жизни, о культуре. Критиковать авторов таких экспонатов - все равно что наказывать гонца или журналиста за плохие вести. Вот и я в соответствии с этой постмодернистской идеей хотел бы поставить ряд вопросов.

Почему группа ценителей искусства из числа "очень русских" оригиналов пытается решить за меня, что мне можно смотреть, а что нельзя? Что патриотично, а что "разрушает духовные устои русского народа"? Кто патриот, а кто нет? Не последует ли за всем этим очередное указание очень патриотов относительно того, что мне должно нравиться и что я должен ненавидеть? Кто должен решать вопрос о принадлежности того или иного экспоната к числу произведений искусства: кандидат соответствующих наук, пенсионер с лозунгом у музея или зритель? Почему в музеях можно выставлять только бесспорные вещи и кто устанавливает эту "бесспорность"? Может быть, это должны делать идеологические потомки недоброй памяти "писателя" Ивана Шевцова, для которого все, написанное не в традициях русских передвижников, представлялось поносом буржуазных недобитков?

Почему истерику подняли только русские национальные организации из числа "очень"? Не украинцы, не татары, не поляки, не немцы? Православное духовенство также воздержалось, несмотря на мою совершенную уверенность в том, что многим выставка не понравилась.

Почему состоялись протесты против "безумного двойника", а не против вызвавшего его к жизни безумия окружающего мира: загрязнения среды, наркомании и алкоголизма - трех основных болезней, ведущих общество к вырождению? Почему исторические пикеты были только у музея, а не на рынках, торгующих отравленной левой водкой? Почему не видно радетелей русской породы в подвалах домов, на молодежных тусовках в ночных клубах и в других злачных местах? Почему эти радетели выступают именно против музея, выставившего "эротическую гладильную доску", а не против действующих в открытую на рынках юных распространителей "порнушки"?

Вот самарская газета "Право" взволнованно описывает в двух абзацах фотографию с мужчинами, справляющими малую нужду в углу двора. Обращаюсь к мужикам, в том числе пикетчикам: мочиться в углу двора, часто на виду у всех - нормально и даже очень патриотично (потому как в традициях), а смотреть на аналогичную фотографию - нарушение нравственных устоев? Ведь такая фотография в контексте жизни - нежно любимый некоторыми социалистический реализм, а в контексте выставки - пародия на него.

Почему выступления против выставки "органично" переходили на личности и на до боли знакомые "долой..." и "вон...", почему сразу появились антисемитский душок и предвыборная политическая подоплека в выступлениях очень русских?

Наконец, почему среди пикетчиков оказались известные люди, художники, в том числе те, чьи наиболее выстраданные произведения не столь давно не имели никаких шансов быть выставленными? Неужели так быстро психология раба трансформировалась в психологию тюремщика?

Я думаю, вопросов вполне достаточно... для будущей выставки современного искусства, которая, я уверен, состоится в залах музея. Часть экспонатов, в том числе наиболее спорных, пришлось убрать. А жаль. Это значит, что даже лучшие из нас раба из себя пока не выдавили...

P.S. Чтобы у некоторых "очень русских" не случился преждевременный вымысел, привожу свою "расовую карту". Она на удивление однообразна. Ну очень русская. По отцу - только русские крестьяне, за исключением много колен назад как-то затесавшегося мелкого татарского ханка. По матери - все русские, по легенде, из дворян. Вот такие предки. Кем и горжусь. Предмет уважения - все народы мира со своими культурами. Чем и горжусь.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

С утра во вторник информационные агентства начали передавать сообщения о том, что Константин Титов подал в отставку с поста самарского губернатора. Четкого изложения побудительных мотивов не было до вечера, однако сразу стало ясно, что отставка вызвана поражением Титова на президентских выборах. И не столько даже в масштабах страны, где он занял шестое место, сколько в пределах области, где девять лет правивший губернатор остался третьим, пропустив даже Жириновского. Что, кстати, говорит о набравших силу ультранационалистических настроениях самарцев. В четверг Законодательное собрание области должно определиться, принимает ли оно отставку губернатора и назначает ли досрочные выборы. Кроме прочего, перенос даты выборов с декабря на более ранние сроки мог быть одним из мотивов решения Титова, чувствующего снижение рейтинга. Его недавний соратник по парламентским выборам Ирина Хакамада привела еще одно соображение: возможно, Константин Титов хочет получить пост в Москве и резким шагом привлекает к себе внимание. В любом случае идейный раздрай во внешне благополучной и по-западному продвинутой Самарской области вышел на поверхность.

    

Иосиф ГАЛЬПЕРИН

Также в рубрике:

СИТУАЦИЯ

НАСЛЕДИЕ

ИНТЕРНЕТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;