Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7221) 6 - 12 апреля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесПолосатая компанияЭкзотический номер Николая Павленко Мариам ИГНАТЬЕВА Cоздателя аттракциона "Суматранские тигры" в Москве знают мало. И неудивительно. В столице нет стационарного манежа, принадлежащего Росгосцирку, в системе которого работает народный артист России, обладатель Золотого приза Всемирного конкурса в Монте-Карло Николай Павленко. А вообще он работал на многих площадках страны, в самых лучших дворцах спорта. За рубежом восторги в его адрес звучали на многих языках. На недавних почти месячных аншлаговых гастролях артистов Росгосцирка в Париже в гигантском (15 тысяч мест) Дворце спорта его номер в числе других был оценен как высшее достижение современного циркового искусства. Вот так: в Париже восхищаются, а в Москве - нельзя увидеть! Совсем недавно имя Николая Павленко неожиданно возникло при нелепых, на мой взгляд, обстоятельствах: в списке претендентов на соискание Государственных премий РФ 1999 г. в области литературы и искусства поименованы в одной "упряжке": дрессировщик Николай Павленко со своим экзотическим аттракционом хищников, композитор-дирижер М.Кажлаев с концертными программами и эстрадная певица и руководитель оригинального театра Елена Камбурова. Кого предпочтут члены комиссии? Все равно, что спросить, к примеру, что художественно ценнее или больше нравится - конструкция Эйфелевой башни или живописный портрет Жанны Самари Ренуара?.. Отклики профессионалов о Николае Павленко весьма и весьма положительные. Чародей жанра Ирина Бугримова на страницах циркового журнала назвала Николая Карповича "самородным талантом", "лучшим дрессировщиком нашего времени". Оценка куда выше? И внешним обликом он решительно отличается от собратьев - тонкий, изящный, выступает во фраке с дирижерской палочкой, за что прозвали "Караяном в клетке"; к тому же - один с группой в 11-13 хищников, на такое еще никто не отваживался. Посмотреть бы! Оказия подвернулась: поездка в Тверь, где все второе отделение цирковой программы было отдано павленкинским тиграм. Впечатление незабываемое с первой же минуты, как была воздвигнута ограждающая публику от хищников "сетка", кажущаяся необычайно легкой. Статный, пластичный человек выбегает на арену. Тигры выстроились в ряд в ожидании указаний. Мягкий жест маэстро, и началось зрелище - красивое, пронизанное всепобеждающим человеческим разумом и добротой. Именно добротой, легкостью - это и составляет главное в аттракционе Павленко. Дрессировщики любят щегольнуть опасностью своей профессии, попугать публику, напоминая ей о рискованном занятии. Даже у мудрой, сердечной Ирины Бугримовой иногда это было, к примеру, в номере, когда она брала в рот кусок сырого мяса и предлагала льву слизнуть лакомство. Жуткое зрелище, приводившее буквально в содрогание. Николай Павленко принципиально избегает демонстрировать рискованность, опасность профессии. Напротив, он настойчиво добивается легкости и естественности поведения в общении с хищниками, и ему прекрасно это удается. Многое умеют делать золотисто-рыжие красавцы-артисты по указке дирижерской палочки маэстро, по его доверительным и ласковым словам-"советам": переходы, перебежки, прыжки через огненное кольцо, высокий "полет" над фигурой стоящего на полу маэстро и многое другое. Но не трудности и опасности номеров и трюков увлекают, а красота и благородство зрелища. Интеллигентен дрессировщик и интеллигентны (анекдотично звучит, но так на самом деле кажется) хищники! Каково обращение с ними, такова и ответная реакция. На протяжении всего аттракциона - ни одного резкого, грубого, бранного слова, окрика. Мягкость, спокойствие - просто непривычные для звериного цирка. Правда, два раза зрители вспомнили о том, что это за представление. Один из тигров (что-то ему не понравилось) начал "брюзжать" - рычать потихоньку, но постепенно рычание становилось все более громким, грозным. Однако дрессировщик и глазом не моргнул, а в сторону брюзги даже не взглянул. Второй раз насторожил сам финал аттракциона: несколько тигров, хищно изогнув спины, медленно ползут по арене, а "жертва" - дрессировщик - непринужденно вытанцовывает перед ними, артистично помахивая дирижерской палочкой. Отлично разыгранная театральная сценка! Дня через два мы разговаривали с Николаем Карповичем в редакции. И первой его просьбой было не приписывать ему особых заслуг в добром обращении с питомцами: - Я просто развил то, что передал мне в свое время вместе с тиграми мой учитель Александр Николаевич Александров-Федотов. Ему же принадлежит изобретение "сетки", заменившей на арене "тюремную клетку" для хищников. Насчет жестокости в дрессуре мнение Павленко весьма категорично: это полная нелепость, как нелепо было бы пытаться учить ребенка читать с помощью палки. Необходимы постоянное умственное напряжение, тонкий, осторожный подход при анализе явлений, связанных с жизнью животных, с их характерами, повадками, природными данными и возможностями. - Мое кредо - легкость, - сказал Николай Карпович. - Легкость не в дрессуре, а в манере поведения, артистическом облике. А за видимой легкостью - огромный труд. Порой кажущуюся со стороны пустяковиной деталь отрабатываешь со зверем часами, днями. В дрессуре нет мелочей, и, подобно саперу на минном поле, ты должен действовать безошибочно. И еще неукоснительное правило - с животными работаю один и на репетиции, и на спектакле. Дрессура - творчество индивидуальное, сольное. - А вы не боитесь своих тигров? - Не боюсь нисколько: я не вижу в них своих врагов. Знаю, что это сильные хищники, но не враги мне. Могу добавить к этому, что 14 - 16 апреля в цирке на проспекте Вернадского состоятся эти звериные представления. Сходите, не пожалеете! Также в рубрике:
|