Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7223) 20 - 26 апреля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Почем в Копенгагене огурцы?

"Провокация". Школа современной пьесы и АРТель АРТистов Сергея Юрского

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото М.Гутермана


С.Юрский, В.Яременко, Е.Князев

Где и на каких неведомых дорожках происходят эти счастливые встречи двух творческих людей, с полуслова понимающих друг друга? Таинственный лауреат премии "Антибукер" Игорь Вацетис шлет из самых разных точек земного шара давнему другу Сергею Юрскому свои пьесы. Суть и литературная манера этих сочинений так близки художественному миру артиста, как будто он их сам написал. Как будто одними и теми же глазами видят и одними и теми же ушами слышат они трагикомический абсурд нашей жизни. Пьеса "Провокация" поставлена Юрским на сцене "Школы современной пьесы" с таким органичным чувством текста Вацетиса, что вспоминается восточный афоризм: "Единожды един дает однажды двух".

Не так давно прочитала замечательную книжку прозы Сергея Юрского "Содержимое ящика", в которой, помимо ранее опубликованного, появилось новое. Датированное разными годами, но в отрезке времени, когда начались стремительные перемены в жизни советских граждан. Открылись границы и возможности, homo soveticus увидел мир, начал сравнивать, и гореть надеждами, и примеривать на себя одежды цивилизованного света. Одежды и фигуры, как оказалось, плохо подходят друг к другу. Надежды плохо сбываются, ибо для их осуществления как-то не хватает нужных средств. Сравнения плохо подходят, так как наше бытие несравненно. Мир оказался разумным и красивым, но каким-то пресным на наш специфический вкус.

Тонкая и одновременно грубо осязаемая, грустная и убийственно смешная проза Юрского есть не что иное, как талантливо схваченный родной абсурд. У нас эта эстетическая категория, как известно, переместилась в разряд бытовой. Так вот, на удивление похожий, столь же безумный и узнаваемый мир возникает на сцене в двух абсурдистских драматических новеллах Вацетиса. В книжке Юрского были новоявленные предприниматели, азартно начинавшие и плохо кончившие. Отпрыски славных родов с дурацкими фамилиями, демонстрировавшие в своих дворянских собраниях повадки грузчиков. Бывшие соотечественники, которых на родине с интересом расспрашивают, почем в Париже картошка. Ошалевшие от загадочных русских душ иностранцы...

А в "Провокации" некий западный бизнесмен Малкович (С.Юрский) вовлекается в безумную российскую затею под названием: фирма "Гувернер". Для весомости начинания привлекается некий барон Тигель (Фигель, Мигель, Магель?), которого Е.Князев играет амбициозным замухрышкой. Возникает и громкий фонд "Культуру из рук в руки", украшенный парой "выдающихся деятелей", наших бывших соотечественников. Сборная команда артистов, в числе которых, помимо названных, - Н.Тенякова, Д.Юрская, В.Яременко, В.Качан, М.Евсеев и А.Аронин, играют два, как объявляется, не связанных друг с другом сюжета, меняют роли и костюмы. Но декорация А.Боима - одна: задник с облезлым интерьером особняка и задник с пошлым гобеленом, живописующим дворянскую усадьбу. Несмотря на предуведомления авторов, сюжетные схемы подозрительно схожи: фонд с лихим названием, весомые фигуры (дворяне, мастера культуры), мероприятие, в котором что-то хронически заклинивает, явление криминальных субъектов... И много-много высоких слов.

Правда жизни в этом спектакле тем явственнее, чем абсурднее ситуации и персонажи. Что поделаешь - как дышим, так и пишем, то и играем.

"Провокация" - не сатира. Скорее, драматургическое эссе. Хотя актеры играют с видимым зазором между собой и персонажем, с откровенным расчетом на реакцию зала. Действо напоминает хорошую эстраду, почти утраченную сегодня. Нечто подобное делал раньше Михаил Жванецкий, когда в необъемных параметрах эстрадной площадки создавал театральный объем, и сквозь смешные словеса просвечивали грустные дали жизни.

Очевидная, казалось бы, репризность спектакля Юрского в какие-то моменты плывет, рамки пригрезившегося было жанра размываются, изображения и смыслы двоятся. В воздухе пахнет подвохом: абсурд слишком понятен, а понятное откровенно абсурдно.

Вот граф Савостьянов - В.Яременко жизнерадостно сообщает: "Я теперь гомосексуалист". Это как же так - "теперь" и "вдруг"? Но при желании понять можно: он - современный граф, смело ломающий традиции.

"Великий деятель" Макс (Юрский играет его чуть ли не нобелевским лауреатом в мантии и шапке с кисточкой) горячо убеждает бизнесмена Алексея (Е.Князев), что уровень культуры повысить нельзя, это все равно, что лить водку в плоскую посуду. Сразу виден мыслящий человек, стремящийся поднять до своей отметки простого смертного - пьет с ним на брудершафт, сквернословит со вкусом.

"Великая супруга" Макса (невозможно смешная Н.Тенякова) все время поминает город Копенгаген. Так ведь есть что вспомнить, когда на родине все время что-то ломается и не работает. Если ведущий телепрезентации нового фонда верхней половиной тела облачен в смокинг, а нижней - в позорные голубые джинсы. Если на закуску к водке подают соленый огурец, а салфетки для рук не прилагаются.

Дивная смесь огурца с Копенгагеном, культурной миссии с брудершафтом, прогрессивной бизнес-идеи с цветным логотипом фирмы, который рисуется на небесах воздушными струями и сохраняется до трех дней, - все это не дает расслабиться. Отечественная предприимчивость достигает невиданных в каком-то там Копенгагене высот. Вышибалы одновременно являются экспертами произведений искусства. Барон Тигель, мечтающий пристроить дочку в Кембридж, оказывается беззаветным патриотом. Секретарша фирмы (Д.Юрская играет зажигательную девицу с чудовищно провинциальным говорком) более всего тоскует по коллективным ужинам с фруктами и вином. Нет, решительно - отечественные деловые предприятия зиждутся на каких-то совсем нематериальных ценностях. Быть может, именно от этого их финансовая основа (как и культура), передаваемая из одних рук в другие, неизменно уплывает в чьи-то третьи? Ключевое слово "провокация" звучит в финалах каждого из двух сюжетов и словно подтверждает любимое российское подозрение: очередной провал у нас по обыкновению случается в результате какой-то мистической диверсии. Изготовление грандиозного количества "лапши", прядями свисающей с доверчивых российских ушей, будто бы происходит не по месту жительства, а где-то в инфернальных сферах.

Когда-то в гоголевских "Игроках" - первом опыте АРТели АРТистов С.Юрского - действие переносилось в XXI век. Сейчас, когда этот век стоит на пороге, артист и режиссер решил обойтись без временных скачков. Элемент фантастики в "Провокации" ощущается столь же явственно, сколь и реалии жизни. Скажем так: жизнь наша - сплошная фантастика, ни умом не понять, ни аршином не измерить.

"Провокация" - это жизнь, подсмотренная в расколотом зеркале и дробящаяся на знакомые куски. Это театральный подвох, на свой, хулиганский лад предлагающий играть в современном театре современные пьесы. Это молодое и острое желание слышать смех в зрительном зале. Впрочем, сам Юрский однажды написал: "...Веселью мешали два обстоятельства - вечный излишек водки и... печальный, тоскливый фон нашей жизни".

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;