Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7223) 20 - 26 апреля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПочем в Копенгагене огурцы?"Провокация". Школа современной пьесы и АРТель АРТистов Сергея Юрского Наталия КАМИНСКАЯ
Где и на каких неведомых дорожках происходят эти счастливые встречи двух творческих людей, с полуслова понимающих друг друга? Таинственный лауреат премии "Антибукер" Игорь Вацетис шлет из самых разных точек земного шара давнему другу Сергею Юрскому свои пьесы. Суть и литературная манера этих сочинений так близки художественному миру артиста, как будто он их сам написал. Как будто одними и теми же глазами видят и одними и теми же ушами слышат они трагикомический абсурд нашей жизни. Пьеса "Провокация" поставлена Юрским на сцене "Школы современной пьесы" с таким органичным чувством текста Вацетиса, что вспоминается восточный афоризм: "Единожды един дает однажды двух". Не так давно прочитала замечательную книжку прозы Сергея Юрского "Содержимое ящика", в которой, помимо ранее опубликованного, появилось новое. Датированное разными годами, но в отрезке времени, когда начались стремительные перемены в жизни советских граждан. Открылись границы и возможности, homo soveticus увидел мир, начал сравнивать, и гореть надеждами, и примеривать на себя одежды цивилизованного света. Одежды и фигуры, как оказалось, плохо подходят друг к другу. Надежды плохо сбываются, ибо для их осуществления как-то не хватает нужных средств. Сравнения плохо подходят, так как наше бытие несравненно. Мир оказался разумным и красивым, но каким-то пресным на наш специфический вкус. Тонкая и одновременно грубо осязаемая, грустная и убийственно смешная проза Юрского есть не что иное, как талантливо схваченный родной абсурд. У нас эта эстетическая категория, как известно, переместилась в разряд бытовой. Так вот, на удивление похожий, столь же безумный и узнаваемый мир возникает на сцене в двух абсурдистских драматических новеллах Вацетиса. В книжке Юрского были новоявленные предприниматели, азартно начинавшие и плохо кончившие. Отпрыски славных родов с дурацкими фамилиями, демонстрировавшие в своих дворянских собраниях повадки грузчиков. Бывшие соотечественники, которых на родине с интересом расспрашивают, почем в Париже картошка. Ошалевшие от загадочных русских душ иностранцы... А в "Провокации" некий западный бизнесмен Малкович (С.Юрский) вовлекается в безумную российскую затею под названием: фирма "Гувернер". Для весомости начинания привлекается некий барон Тигель (Фигель, Мигель, Магель?), которого Е.Князев играет амбициозным замухрышкой. Возникает и громкий фонд "Культуру из рук в руки", украшенный парой "выдающихся деятелей", наших бывших соотечественников. Сборная команда артистов, в числе которых, помимо названных, - Н.Тенякова, Д.Юрская, В.Яременко, В.Качан, М.Евсеев и А.Аронин, играют два, как объявляется, не связанных друг с другом сюжета, меняют роли и костюмы. Но декорация А.Боима - одна: задник с облезлым интерьером особняка и задник с пошлым гобеленом, живописующим дворянскую усадьбу. Несмотря на предуведомления авторов, сюжетные схемы подозрительно схожи: фонд с лихим названием, весомые фигуры (дворяне, мастера культуры), мероприятие, в котором что-то хронически заклинивает, явление криминальных субъектов... И много-много высоких слов. Правда жизни в этом спектакле тем явственнее, чем абсурднее ситуации и персонажи. Что поделаешь - как дышим, так и пишем, то и играем. "Провокация" - не сатира. Скорее, драматургическое эссе. Хотя актеры играют с видимым зазором между собой и персонажем, с откровенным расчетом на реакцию зала. Действо напоминает хорошую эстраду, почти утраченную сегодня. Нечто подобное делал раньше Михаил Жванецкий, когда в необъемных параметрах эстрадной площадки создавал театральный объем, и сквозь смешные словеса просвечивали грустные дали жизни. Очевидная, казалось бы, репризность спектакля Юрского в какие-то моменты плывет, рамки пригрезившегося было жанра размываются, изображения и смыслы двоятся. В воздухе пахнет подвохом: абсурд слишком понятен, а понятное откровенно абсурдно. Вот граф Савостьянов - В.Яременко жизнерадостно сообщает: "Я теперь гомосексуалист". Это как же так - "теперь" и "вдруг"? Но при желании понять можно: он - современный граф, смело ломающий традиции. "Великий деятель" Макс (Юрский играет его чуть ли не нобелевским лауреатом в мантии и шапке с кисточкой) горячо убеждает бизнесмена Алексея (Е.Князев), что уровень культуры повысить нельзя, это все равно, что лить водку в плоскую посуду. Сразу виден мыслящий человек, стремящийся поднять до своей отметки простого смертного - пьет с ним на брудершафт, сквернословит со вкусом. "Великая супруга" Макса (невозможно смешная Н.Тенякова) все время поминает город Копенгаген. Так ведь есть что вспомнить, когда на родине все время что-то ломается и не работает. Если ведущий телепрезентации нового фонда верхней половиной тела облачен в смокинг, а нижней - в позорные голубые джинсы. Если на закуску к водке подают соленый огурец, а салфетки для рук не прилагаются. Дивная смесь огурца с Копенгагеном, культурной миссии с брудершафтом, прогрессивной бизнес-идеи с цветным логотипом фирмы, который рисуется на небесах воздушными струями и сохраняется до трех дней, - все это не дает расслабиться. Отечественная предприимчивость достигает невиданных в каком-то там Копенгагене высот. Вышибалы одновременно являются экспертами произведений искусства. Барон Тигель, мечтающий пристроить дочку в Кембридж, оказывается беззаветным патриотом. Секретарша фирмы (Д.Юрская играет зажигательную девицу с чудовищно провинциальным говорком) более всего тоскует по коллективным ужинам с фруктами и вином. Нет, решительно - отечественные деловые предприятия зиждутся на каких-то совсем нематериальных ценностях. Быть может, именно от этого их финансовая основа (как и культура), передаваемая из одних рук в другие, неизменно уплывает в чьи-то третьи? Ключевое слово "провокация" звучит в финалах каждого из двух сюжетов и словно подтверждает любимое российское подозрение: очередной провал у нас по обыкновению случается в результате какой-то мистической диверсии. Изготовление грандиозного количества "лапши", прядями свисающей с доверчивых российских ушей, будто бы происходит не по месту жительства, а где-то в инфернальных сферах. Когда-то в гоголевских "Игроках" - первом опыте АРТели АРТистов С.Юрского - действие переносилось в XXI век. Сейчас, когда этот век стоит на пороге, артист и режиссер решил обойтись без временных скачков. Элемент фантастики в "Провокации" ощущается столь же явственно, сколь и реалии жизни. Скажем так: жизнь наша - сплошная фантастика, ни умом не понять, ни аршином не измерить. "Провокация" - это жизнь, подсмотренная в расколотом зеркале и дробящаяся на знакомые куски. Это театральный подвох, на свой, хулиганский лад предлагающий играть в современном театре современные пьесы. Это молодое и острое желание слышать смех в зрительном зале. Впрочем, сам Юрский однажды написал: "...Веселью мешали два обстоятельства - вечный излишек водки и... печальный, тоскливый фон нашей жизни". Также в рубрике:
|