Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7223) 20 - 26 апреля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаШопен в Оружейной палатеНиколай Петров сделал Кремль музыкальным Мариам ИГНАТЬЕВА
Место проведения фестиваля "Кремль музыкальный", исторически весьма громкое, связывало его программу в единое целое и определяло его художественную значимость и цель. Естественно, как это обычно бывает с многодневными, разноплановыми фестивалями, не все в равной степени удалось. И все же праздник, без сомнения, состоялся: за 5 дней прошло шесть концертов, в них приняли участие свыше 30 артистов, в стенах уникального хранилища бессмертных ценностей звучали камерные произведения двух десятков композиторов разных стран, времен, стилей - от Баха до Шостаковича, - написанные для сольных инструментов и ансамблей.
В программу Первого концерта, по желанию организатора фестиваля Николая Петрова, вошли сочинения Шопена и Шумана. Понимаю, что сказывается вулканический темперамент пианиста, и тем не менее не могу должным образом воспринимать его утяжеленного и убыстренного и от этого несколько "засушенного", рационалистично поданного Шопена - его Баллады. Зато Новеллетты Шумана совершенно покорили. Страстная, взволнованная музыка неудовлетворенного, мятущегося композитора нашла у пианиста убедительнейшие трактовки: переходы от мятежного порыва к поэтичной мечтательности соответствуют почерку, исполнительской манере Николая Петрова; красочные тембровые эффекты, захлестывающий темперамент - все это подлинно шумановское. На подобных удачах и держался фестиваль. Гвоздем программы на следующий день стало совместное выступление Н.Петрова и Квартета имени Бородина. Их исполнение Квинтета Шостаковича показалось эталонным. Неземная музыка, особенно 3-я часть - искрометная, "произнесенная", казалось, на одном дыхании. Не случайно слушатели "вытребовали" ее повторения. Дуэт двух профессоров, Николая Петрова и Тиграна Алиханова, сыгравших два Концерта И.-С.Баха для двух клавиров в сопровождении оркестра "Российская камерата", еще более укрепил авторитет кремлевского праздника. За десять лет своего существования Тверской оркестр, руководимый талантливым импульсивным Вячеславом Трушиным, проделал славный путь и стал одним из лучших камерных оркестров России. Забавная деталь: недавно мне довелось услышать те же самые баховские концерты в исполнении Петрова и Алиханова в сопровождении "Musica viva", но, сравнивая их, я бы, безусловно, отдала пальму первенства "провинциальной" "Камерате". Вообще говоря, в программы кремлевского фестиваля молодые исполнители (участники "Камераты" все очень молоды) внесли весьма важный, ощутимый вклад. Один концерт (дневной) был полностью отдан молодым - стипендиатам Международного благотворительного фонда Николая Петрова, всем уже известному пианисту Александру Гиндину и еще мало кому известным Павлу Гомлякову (виолончель), Петру Дранге (принявшему эстафету у знаменитого отца-аккордеониста) и скрипачу Евгению Стембольскому. Главными событиями прошедшего праздника я бы и назвала два дебюта молодых. Первый - студента Московской консерватории певца Александра Виноградова (класс Леонида Болдина), солиста Большого театра, которому, правда, кроме "мелочишки", пока почти не дают петь. По-моему, он стал номером один фестивальной программы "Звезды оперы". Увы, без блеска прозвучали голоса звезд - М.Касрашвили, О.Кулько, А.Лошака, не состоялось ожидавшееся с большим интересом выступление прекрасного концертмейстера В.Чачавы. И вдруг новое имя! Большой, ровный, красивого тембра голос. Музыкально, артистично, с великолепным, точным чувством стиля спел Александр изящную концертную арию Моцарта, монолог Короля Филиппа ("Дон Карлос" Верди) и знаменитую "Клевету" из "Севильского". Вторым открытием "Кремля музыкального" стал молодой, польский пианист Ян Кшиштоф Бройя, на Западе уже нашедший свою нишу на концертной эстраде, а к нам прибывший впервые именно на этот фестиваль. Пианист нового поколения абсолютно оригинален в своих трактовках самых разных авторов: его, пусть рациональную, суховатую, но убеждающую логикой развития мысли Партиту Баха (соль мажор № 5) воспринимаешь безоговорочно. Сугубо импрессионистической игрой света и тени, теплых и холодных красок, в пьесах Дебюсси и особенно глубиной прочтения каждой фразы, каждой ноты в Вариациях на польскую тему Шимановского и еще более в Ноктюрнах и Сонате Шопена, пианист восхитил публику. Все продумано, прочувствовано, осмыслено. И доказательно - это самое главное. Узнав этого музыканта, слушатели будут ждать новых встреч с ним. И высказав благодарность за Первый "кремлевский" подарок, будут надеяться, что "хозяин" и его коллеги, помощники, сделают это традицией. Также в рубрике:
|