Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7227) 25 - 31 мая 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИскусство притихло - страсти кипятЗавершилась "Арт-Москва"-2000 Валентина ЗАХАРОВА
Краткая предыстория: 1-я ярмарка случилась в 1996 году, проходила еще два года, но в 99-м провести ее не удалось - помешал кризис. В нынешнем же году организаторы изыскали финансы, заручились государственной и международной поддержкой. Сейчас в ярмарке участвовало 19 галерей. К 10 московским присоединилось 5 европейских. Еще четыре галереи - из Владивостока, Махачкалы, Алма-Аты и Тбилиси. "Арт-Москва"-2000 отличилась стилистической строгостью и чистотой. Разница между западными и местными галереями просматривалась с трудом. Практически не было чуждых "салонных" элементов. Никто не обвешивался по "елочному" принципу, что случалось на прежних ярмарках. Но московские арт-критики и журналисты в большинстве своем отнеслись к "Арт-Москве" как к событию вполне заурядному. Никаких прорывов отмечено не было. Общее определение - "средний европейский стандарт". Впрочем, собственно к этому московские организаторы и стремились, потому как ярмарка изначально ориентирована на интернациональный контекст. Изобретения "велосипедов" в обязанность никому не вменялось. Относительно же западных ярмарок - все вполне грамотно было устроено. Но случились, конечно, и сюжеты, продиктованные исключительно российскими проблемами бытования современного искусства. Сюжет первый: "Буферная зона"
Организаторы несколько перестарались с наглядной демонстрацией интернациональности, окружив площадку ярмарки несколькими "параллельными" экспозициями английского и немецкого искусства. Массив актуального искусства оказался впечатляющим. Дело другое, что "группа поддержки" несколько пострадала - зарубежные выставки были интересны сами по себе, а сосредоточиться на них вряд ли кому удалось. При этом возникала и "симметричная" проблема - все вместе с ярмаркой воспринималось как один большой выставочный проект. Основная же цель ярмарки - заниматься продажами - изрядно размылась. Сюжет второй. "Благодетели"Частных покупателей привлечь удалось не много. Не было и корпоративных закупок. Зато показательное выступление устроили государственные мужи. Министерство культуры и "дочерний" региональный общественный Фонд поддержки художественных проектов купили некоторое количество работ для региональных музеев.
Отступление 1. Когда на итоговом брифинге объявили, какие музеи что получат, не все оказались довольны. Куратор современного искусства музея города Орла надеялась пополнить коллекцию тремя произведениями разных художников. Министерские же эксперты на свое усмотрение выбрали серию из трех работ одной художественной группы. Есть сомнения, что куратору удастся договориться с чиновниками, потому как на брифинге она очень жестко выразила свое недовольство, припомнив традицию советского бюрократического диктата... Самую же большую заботу о современном искусстве проявил президент Академии художеств Зураб Константинович Церетели... Отступление 2. Увы, не сразу вспомнилось, что в Москве теперь есть Музей современного искусства. И коллекцию надобно пополнять. Конечно, отрадно, что самый влиятельный представитель академического официоза вообще признает за современным искусством право на существование. В кулуарах поговаривают даже, что ограничения по включению этого самого искусства в постоянную экспозицию Третьяковской галереи возникли отчасти из-за конкуренции с новым музеем. Так что если раньше художники переживали, "что в будущее возьмут не всех", то теперь они могут быть спокойны - возьмут, возьмут. Спор о другом - кто именно их будет брать? Сюжет третий. "Симпозиум на торговой площадке"В течение трех дней (из шести ярмарочных) происходили "международные коллоквиумы", на которых выступали именитые докладчики и велись дискуссии по трем наиважнейшим темам: "Рынок современного искусства. Глобальные процессы и региональные особенности", "Искусство и политический контекст", "Коллекционирование актуального искусства". Выступали интересно, обсуждали горячо. Но сама идея провести "почти симпозиум" на торговой площадке - исключительно московская. Зарубежные ярмарки не могут позволить себе такой роскоши. Там галеристы все больше с покупателями общаются. У нас другие проблемы - нет сил и, главное, средств на организацию обособленных "брейн-штормов" международного уровня. А тут - все в сборе, и сомнительная коммерческая полезность ярмарки с лихвой компенсировалась "наваром" интеллектуально-просветительским. Отступление 3. Забавное недоразумение произошло на четвертый день коллоквиума, когда в форме, очень похожей на предыдущие заседания, осуществлялся художественный проект "Fusion". В проекте предполагались некоторые провокационные столкновения интеллектуалов и практиков. Но произошло это все-таки неожиданно и агрессивно. Марат Гельман резко прервал проходившую дискуссию, пригласив всех на презентацию книги на площадке своей галереи. В ответ на такую "беспардонность" Виктор Мизиано покинул зону коллоквиума, расценив выходку "практика" как провокацию интернационального скандала. В результате ярмарка по жанру больше походила на фестиваль современного искусства. Хоть на несколько дней удалось консолидировать арт-мир, многое показать, обсудить глобальные и прикладные проблемы. Достижением стала легитимизация современного искусства на государственном уровне. Реальную поддержку получили и галеристы, и провинциальные музеи. Недовольными остались лишь арт-критики, потому как на художественном уровне ничего для себя нового не обнаружили. Также в рубрике:
|