Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7232) 29 июня - 5 июля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Штука посильнее "Спартака"

"Гладиатор" Ридли Скотта

Оксана ГАВРЮШЕНКО


Что мы помним о таких образцах исторического эпоса, или, как принято говорить за рубежом, пеплума, как "Бен Гур" и "Спартак"? Первый прославился рекордным количеством взятых "Оскаров" (о чем заговорили вновь после аналогичного числа статуэток у "Титаника"), второй - благородной статью Кирка Дугласа в римской тоге. Мечи и колесницы, гладиаторские бои и восстания рабов, интриги сенаторов и публичные зрелища на огромных аренах. Лет сорок уже не обновлялся жанр, не вызывая интереса у фабрики грез. Не с этим ли связано обращение Ридли Скотта к проекту, который, по слухам, вырос из замысла фильма об Александре Македонском, где главную роль должен был играть Том Круз? Тогда что-то не состоялось, позже Круз был долго занят на съемках "Широко закрытых глаз" у Кубрика (автора "Спартака"), и режиссер обратился к другому сценарию. Скотт вспоминает, что желание снять эпическую драму на темы древнеримской истории укрепилось в нем после того, как он увидел картину художника XIX века "Pollice Verso" (в переводе "Большие пальцы, показывающие вниз"). Теория кнута и пряника, поощряемая римскими правителями и явно воплощенная в этой картине, требовала развлечений. Ими и стали гладиаторские бои.

Главный герой - военачальник Максимус (Рассел Кроу), ставший гладиатором. Его неожиданная популярность угрожает жестокому новому императору - сыну Марка Аврелия Коммоду. Когда-то старый Марк Аврелий (Ричард Харрис), разочаровавшись в родном сыне, мечтал видеть преемником своего любимца Максимуса. Согласно историческим источникам, император умер своей смертью, сценаристы же сделали его жертвой сынка-отцеубийцы. Любопытна историческая справка и о Коммоде, мало уступавшем в дурной славе Калигуле: требовал обращения к себе как к Богу, казнил свою сестру Люсиллу за участие в заговоре против него (в фильме сестра - к тому же его покорная любовница), содержал гарем из 300 наложниц и 300 мальчиков. Обожая гладиаторские бои, собственноручно наносил смертельный удар поверженным, но еще живым бойцам. Это чудовище увлеченно играет молодой актер Хоакин Феникс, брат знаменитого Ривера. Хоакин переиграл кучу порочных подростков с томной пластикой, и здесь, в императорской мантии, с синими тенями под глазами, он вполне узнаваем. Его антипод Максимус, считая себя представителем великой державы, все же опасается принимать бразды правления империей. Рассел Кроу играет человека, вынужденного использовать гладиаторскую машину смерти для мести Коммоду за убийство своей семьи. Он становится героем, которого боготворит толпа.

Зрелищные сцены в фильме потребовали от актеров и режиссера особого мастерства. Отличная спортивная подготовка Кроу была подвергнута таким испытаниям, что к концу съемочного марафона на бедном актере не оставалось живого места. Студия по-своему заботилась о звездах: Кроу прислали напоминание, что по контракту ему в свободное время запрещено играть в футбол. Дескать, его могут травмировать. Как раз в те дни снимались сцены с хищниками на арене. Актер послал ответную записку: "Я могу бороться с четырьмя тиграми, но не могу играть в футбол? Уж это вы как-нибудь переживете. С любовью, Рассел".

Для фильма было специально изготовлено более 2500 различных видов оружия. Скотт даже предложил заново разработать и создать римский эквивалент автоматического оружия - многострельный арбалет. Художники по костюмам просмотрели тысячи книг и посетили десятки музеев и галерей. Стиль эпохи передан безупречно. От простых туник гладиаторов до впечатляющих доспехов военачальников и роскошных костюмов членов императорской семьи.

Но это все были мелочи по сравнению с грандиозной задачей воплотить на экране Колизей во всей его мощи. На Мальте рабочие построили часть первого этажа массивного трехэтажного чуда, а также соорудили подвалы Колизея, которые включали технологически грубые, но тщательно продуманные системы лифтов, поднимающих гладиаторов на поле битвы и к самому выходу на арену. Все же остальное было привнесено в кадр компьютерной графикой. И Ридли Скотт еще раз доказал, что он умеет работать с современными технологиями. Запылившийся жанр заиграл новыми красками; в первые две недели проката "Гладиатор" окупил свой бюджет - 103 миллиона долларов.

Публике, как показала российская премьера картины, неважно, что человек теряется среди мечей и катапульт под палящим солнцем Рима. На экране толпа скандирует "Максимус", недовольно морщится вероломный и распутный император, выбегает на арену орда его телохранителей, и ты, посетитель кинозала "Пушкинский", слышишь голос переводчика "за кадром": "Бросай оружие, бля!"

Между прочим, основная аудитория - подростки - улюлюкает всю картину, приветствуя древнеримские бои не хуже, чем успехи всевозможных "крутых" в современных фильмах о бандитах. Благородный оттенок миссии героя Кроу их мало заботит. Все же главное - хлеба и зрелищ. А в этом умении Голливуду ничего не противопоставишь.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;