Фантомный мир дизайна в ЦДХ
Юрий АРПИШКИН
1Любая выставка дизайнерской продукции как зрелище обречена на успех. Уже потому, что там представлены вещи, хорошо знакомые каждому человеку. А видеть привычную вещь в непривычном, выставочном контексте всегда захватывающе интересно. Этими же особенностями жанра объясняется и неизбежная сложность восприятия экспонатов на выставках дизайнерского искусства. Дело в том, что та же вещь, помещенная в другой контекст, - уже не та же вещь. Она приобретает новые качества, иногда утрачивает старые, и узнавание ее обманчиво. Зрителю, во всяком случае неискушенному, может показаться, что его водят за нос. А зритель этого не любит. Однако таковы законы дизайна.
2 Выставка "Дизайн и реклама", организованная фирмой "Экспо-парк", проходившая с 1 по 5 апреля в ЦДХ, является настоящим учебником по современному дизайну и отчасти энциклопедией самой современной жизни. Экспозиция получилась поистине грандиозной. Были представлены полторы сотни рекламных агентств и дизайнерских контор.
3 Поскольку до недавнего времени отечественный дизайн справедливо считался явлением глубоко анекдотическим, нельзя не отметить вдруг установившийся в нем довольно высокий средний уровень. Произошло это, подчеркнем, стремительно, вполне возможно, что и под влиянием таких выставок тоже. Если так, то выставке обеспечено почетное место в истории российского общества. Ее участники совершили локальную революцию в одной отдельно взятой области творчества, почти преодолев отечественную нелюбовь к прямым линиям и ровным поверхностям. Важно и то, что художники не стремятся искать ответы на давно разрешенные вопросы. Они очень восприимчивы и к традициям западного искусства дизайна, и к традициям изобразительного искусства вообще. Это, надо сказать, совершенно нормально в любом прикладном творчестве.
4 К сожалению, унаследовать что-нибудь более материальное пока не удается. При всем блеске и красочности экспонатов угадывается некоторая скудость материалов и технического репертуара. Зато в высшей степени разнообразно и находчиво используется все имеющееся.
5 Находчивость эта имеет и обратную сторону. Воплотить все свои многочисленные идеи отечественный художник- дизайнер стремится в каждой своей работе. От этого любая из них оказывается перегружена дизайном. Если всякий плакат или упаковку делать как последнее в жизни дело, то какая-нибудь коробка может перестать быть коробкой и остаться исключительно поводом для самовыражения. Учитывая прикладные функции дизайна, следует искать компромисс, а найти его удается далеко не всегда. И художники порой, как говорил классик, "утомляют читателя". Впрочем, на одном из плакатов сформулировано нечто вроде кодекса современного дизайнера: "Если реклама не получилась изящной, умной и красивой, пусть она будет хотя бы громкой, яркой и запоминающейся...".
6 Самое грустное впечатление: кажется, что ответственным дизайнерам главным образом не достает заказчиков. Вкус к фирменному стилю и к визуальным эффектам в обществе не слишком приживается. Поэтому художники оттачивают свое мастерство, изготовляя календари и фотоплакаты. А востребованными оказываются только таблички с надписью "Сбербанк", которые до этой выставки и заподозрить было невозможно в том, что они имеют авторство.
7 Собственно, такие выставки затем и устраиваются, чтобы художники находили заказы, и наоборот. Трудно сказать, насколько в этом смысле выставка оказалась успешной. Так что удовлетворимся тем, что нам был показан некий мир, созданный, как ни странно, нашими соотечественниками и абсолютно автономный от того, в котором мы живем. В этом мире нет места подвигу, он комфортен и благополучен.