Железный занавес пал
Встречи на Сретенке
Светлана ХОХРЯКОВА
Фото М. ГУТЕРМАНА
 |
Фасад |
В дни Всемирной театральной олимпиады, проходящей в Москве, открылось новое театральное здание на Сретенке, 19, построенное для "Школы драматического искусства" Анатолия Васильева. Стройка шла споро, здание росло буквально на глазах. Рабочие трудились день и ночь. Говорят, что городские власти не скупились, подписывали любые счета. Вот и появился теперь в центре Москвы театр-красавец. Аналогов ему, пожалуй, не найти: зал "Глобус", построенный по образу и подобию шекспировского театра, Манеж, Пассаж, напоминающий холлы лучших торговых центров, Тау-зал, прекрасное пространство для репетиций, великолепие белых стен, столь любимых Васильевым, а в перспективе - храм на крыше. Патриарх благословил его открытие.
 |
А.Васильев, сторонник "бедного театра" |
Театр Гротовского, имя которого для Васильева священно, представлял собой зал 10 на 10 метров, без какого-то ни было особого освещения и акустических средств. Литературный и театральный критик Людвик Фляшен, руководивший театром-лабораторией совместно с Гротовским, рассказывал, что начинали они как авангардисты, придя в результате к корневым вещам. Как сказал Фляшен, до Гротовского было известно, что такое театр, а вот после него это уже не очень ясно. Слова эти применимы и к васильевской "Школе...".
Что есть театр Васильева, знают на самом деле немногие, и вовсе не оттого, что трудно туда попасть. Отсутствует понимание сущностное. Этот театр не для ленивых. Васильева упрекают в отсутствии интереса к зрителю. Да, он декларирует театр, свободный от публики. В конце концов, и зовется он "Школой", и нацелен на воспитание актера. Студенты, обучающиеся актерскому и режиссерскому мастерству в самых разных вузах вплоть до института культуры потянулись на Сретенку. Быть может, впервые появилась у них редкостная возможность приобщиться к тому, о чем они прежде только слышали что-то смутное. Вход на лекции, акции, представления стоит сто рублей. Журналисту, освещающему события Театральной олимпиады, приходится выкладывать льготные 50 рублей. А вот на спектакль Боба Уилсона, на который рвалась вся Москва, пускали бесплатно по студенческим билетам, просто постоять, дабы не выросло поколение непросвещенных, ведь купить билет у многих возможности нет. Хотя мировая практика такова, что за все нужно платить. Приехал на театральный конгресс, будь добр, заплати за билет. Васильев следует европейской традиции.
 |
Пассаж |
Олимпийская программа в театре Васильева "Узкий взгляд Скифа (Истоки. Корни. Отражения. Тени забытых предков. Светское. Исключение из правил)" разнообразна, как никакая другая: акция, посвященная Ежи Гротовскому, с участием представителей центра его имени во Вроцлаве и Понтедере, "Кровавая свадьба. Двенадцать испанских романсов" и "Пушкинский утренник" самой "Школы", буддийские молебен и диспут (программа тибетского монастыря "Гьюдмед"), мастер-класс "Островский, или Скромное обаяние буржуазии", "Танцы лам", основанные на древнем тибетском ритуале встречи Нового года, программа славянского фольклора (аутентичный обряд и пение России и Западной Украины), программа горлового пения - тувинская и алтайская традиции, медвежий праздник, мистериальное пение суфийских дервишей (Пакистан), ритуальные действа шаманов Тувы, Бурятии, Хакасии, драматическая адаптация трагедии Шекспира греческого режиссера Т.Терзопулоса и нашей А.Демидовой "Гамлет-урок", мастер-класс Тадаши Сузуки, проект Школы мастеров "Чайка" - Эймунтас Някрошюс... И это далеко не все. Оканчиваются некоторые из этих мероприятий глубоко за полночь.