Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 17-18 (7274) 17 мая- 23 мая 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Пейзаж после битвы

"Арт-Москва"-2001

Сергей ХАЧАТУРОВ


Г.Гассин. "Падение". Компьютерное программирование

Пятую Международную художественную ярмарку актуального искусства "Арт-Москва" в этом году можно сравнить с дамой бальзаковского возраста. Все еще привлекательной, но уже консервативной в своих привычках и имидже. Доминируют цвета осени. Соц-арт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского стал визитной карточкой едва ли не каждой галереи. От культовых - Марата Гельмана до салонных - "Бутик Invoque". Стиль фирмы "Виноградов - Дубосарский" всегда узнаваем: ядреный реализм a la Герасимов, тигры, путающиеся между ног обнаженных красавиц a la Дали, портреты идолов русско-американской массовой культуры a la Комар-Меламид... Все, как в барочной конклюзии, трещит по швам от умной многозначительности, многомерных аллегорий, символов, вычурных риторических оборотов. Такой текстологический нарциссизм уже утомляет. Слишком самодостаточен и самодоволен. "Пышное природы увяданье". Самодостаточность не предусматривает присутствие зрителя. Потому многие проекты "Арт-Москвы" состряпаны кое-как. Неряшливо, вторично по замыслу, скучно.

В.Дубосарский, А.Виноградов. "Летний день". 2000 г.

Московский концептуализм давно, прочно и безнадежно подсел на теме насилия и вуайеризма (подсматривания, слежки). Препарированный адептами концептуализма репрессивный дискурс власти в проектах галереи М. Гельмана, инспекции "Медицинская герменевтика", группы немецких художников представлен как археологическая окаменелость. Старомодной игрой масс-медийных клише, плохими инсталляциями с плохой живописью тех же Бивиса и Батхеда русского соц-арта - Дубосарского и Виноградова. С политикой бороться оказалось куда легче, чем с ветряными мельницами. Ведь первое - чистая конъюнктура. Второе - чистый артефакт. Искусство для искусства. Со времен передвижников об искусстве в России думать не принято. Наследуя Ярошенко и суровостильцам-шестидесятникам (забавно, кстати, что двое из экспертного совета "Арт-Москвы", Марат Гельман и Айдан Салахова, - дети знаковых для эстетики сурового стиля персонажей), концептуалисты все еще отстреливаются из окопов и блиндажей постсоветской семиотики. А искусство проходит мимо.

Постмодернизм в изводе питерского неоакадемизма тоже обветшал. Тотальная ирония по отношению к советским академикам Шилову и Глазунову в конце концов уничтожила пространство интерпретации. Дизайн размещенного на первом этаже ЦДХ стенда с проектом нового альбома собственно Ильи Глазунова легко могли бы сделать члены Академии Тимура Новикова. Тот же черный бархат, алый фон, славянское узорочье. Скучно.

Уверен, быть актуальными и биться с ветряными мельницами (в смысле - говорить за искусство) умеют сегодня только те, кто владеет новым тезаурусом и всерьез думает о качестве визуальной репрезентации собственных идей. На "Арт-Москве" это удалось художникам галереи "Аймак" из Уфы, латышским художникам галереи "Ригас", мастерам с "Улицы ОГИ". Порадовали инсталляции В.Кошлякова ("Декоративное искусство"), из выброшенных картонных коробок склеившего трехмерные монументы Древнего Рима, "митьков" Николая Полисского, Константина Батынкова, построивших в деревне из сена Вавилонскую башню. Александр Пономарев представил хороший, но слишком известный, неоднократно рецензировавшийся перформанс "Майя. Потерянный остров". Наиболее впечатляющим стал первый в Москве развернутый показ мирового видеоискусства (кураторы Иосиф Бакштейн, Виктор Мизиано). Пожалуй, только им удалось вписаться в концепцию нынешней "Арт-Москвы" - "Искусство глобального мира". Глобальный мир - коммуникация. Коммуникация - диалог. В отличие от традиционных форм концептуализма, загнавшего себя в тупик языковых клише масс-культа, видеоарт способен вывести из автоматизма восприятия. Нарушить горизонты ожидания. Признать зрителя соавтором. Представить диалогическую модель. Диалог становится главным героем перформанса Яна Тоомика (Эстония) с голым конькобежцем, скользящим по снеговой пустыне на голос собственного сына. Сходная диалогическая модель отрабатывается в перформансе британца Грэхама Гассина "Неувиденный фильм". Наследуя идеям Д.Кейджа, Гассин использует минус-прием. Афишировав сеанс нового фильма в Московском доме кино, Гассин сам выкупил весь зал. Ни один из зрителей на фильм не попал. Зато сам фильм попал в контекст коммуникации по его поводу. В другом проекте Гассина зритель может часами смотреть на красивый пейзаж с озером. Спонтанно картинка сменится. В воде взорвется снаряд. Блистательным апофеозом жанра стал проект выдающейся иранки Ширин Нештат, признанного классика мирового видеоарта. На двух экранах друг напротив друга - певец и певица. В темноте между экранами в идеальном акустическом пространстве помещены зрители. Антитеза визуальной репрезентации солистов (когда поет певец, певица стоит спиной к пустому зрительному залу, когда поет певица, певец смотрит на нее в окружении своих слушателей) создает возможность стереоскопического (стереофонического), емкого по смыслу восприятия. В то же время проблема традиционных бинарных оппозиций культуры (мужское-женское и т.п.) не становится агрессивно-навязчивой. О ней можно забыть и наслаждаться красотой вокала и совершенством технического воплощения.

Проекты, показанные Мизиано, для русских художников - планка слишком высокая. И финансовый кризис (видеоарт - занятие дорогое), и кризис идей вынуждает Россию снова кого-то догонять и оставаться страной третьего мира даже в области актуального искусства.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;