Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7131) 4 - 10 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ЕвразияПора учиться считать барановНесколько вопросов первому секретарю Союза кинематографистов Эстонии Мадису Трамбергу ЭСТОНИЯБеседу вел Николай ХРУСТАЛЕВ
- Г-н Трамберг, давайте попытаемся разобраться в таком парадоксе. Не секрет, что 10 лет назад мы жили в закрытом обществе, смотрели зарубежные картины, именовавшиеся лентами "прогрессивных мастеров", а на самом деле подходившие системе идеологически. Но при этом в Эстонии снималось много кино. Теперь мы живем в обществе открытом, видим практически все, но сами кино почти не снимаем. - Сначала о закрытости. Вы упустили из виду, что при этом мы были открыты для пространства, составлявшего "шестую часть земли". Именно это давало эстонскому кино большие возможности. Хотел или не хотел кто-нибудь, скажем, в Узбекистане посмотреть эстонский фильм - значения не имело, его там показывали, так же, как узбекские фильмы у нас. О нынешнем же положении эстонского кино сейчас можно сказать так: оно существует в закрытом помещении открытого мира. Все, что мы хотим получить и увидеть, мы получаем и видим, достаточно взглянуть на программы десятков кабельных телеканалов или репертуар кинотеатров. Но подобная открытость - палка о двух концах, поддельного, к сожалению, видишь больше, чем настоящего, а чем это лучше кино идеологического? Наша документалистика ушла в прошлое, документальные фильмы стали почти исключением, во всяком случае о прежних объемах говорить не приходится. В игровом кино мы делали одну картину в год, потом и этого не стало, сейчас счастливы сознанием, что сняли сразу три новые ленты. Можно констатировать: застой кончился, началось движение. Правда, беспокоит направление этого движения. Раньше, что бы там ни говорили, существовали ясные правила игры, и художник был волен или неволен их принимать. Принимаешь - говори эзоповым языком, нет - отправляйся "на полку", выбор за тобой. Новое время поставило новые вопросы: что мы можем показать миру, чем можем быть ему интересны? И, к сожалению, стали дергаться, пытаясь делать то, что можно продать, и похожее на то, что могут купить. В погоне за коммерческими стандартами исчезла особенность нашего национального характера. Например, снимает Харди Волмер фильм о Ленине, жанр выбирает, какой находит нужным, но принцип один: понравиться покупателям. Но нам-то объяснять о Ленине и времени ничего не надо, мы и так все знаем. А на Западе зрителю надо объяснять, кто есть кто, и этому в картине отдана уйма времени... Тем не менее в нынешнем времени я вижу немало позитивного: мы становимся профессиональнее, учимся обходиться тем, что имеем. Если раньше режиссеру требовалось в кадре стадо овец, то пятнадцати ему было мало, только три сотни подавай. Теперь обходятся полутора десятком, научились, значит, считать баранов. Учимся мы просчитывать и до съемок, на что продюсеры дадут денег, а что их оставит равнодушными. А уж как преуспели в овладении бюрократическим искусством - ведь сейчас, чтобы получить в каком-то фонде совсем смешные, мизерные деньги, надо оформить такое количество бумаг! Но все это мелочи в сравнении с главным вопросом, который у нас должны решить создатели будущего фильма: на каком, собственно, языке делать картину? Когда-то в проклинаемом прошлом такого вопроса просто не существовало, раз картина эстонская - значит, на эстонском, каком же еще? Сейчас это может быть и английский язык, и французский, и шведский, в зависимости от того, у кого в Европе денег найдешь.
- Поворот, прямо скажем, неожиданный! И сразу же возникает другой вопрос: о чем надо сегодня снимать в Эстонии кино? - Как раз тут, думаю, ничего менять не надо. Есть вечные темы - жизнь, смерть, любовь, ненависть. Речь только о наполнении. Мати Пыльдре готовится снимать игровой фильм о Георге Отсе, и уверен, что этот замысел очень ко времени. Уже много лет Тыну Вирве вынашивает идею ленты о Йоханнесе Хинте, фигуре очень неоднозначной в нашей новой истории. Кто он, лауреат Ленинской премии Йоханнес Хинт? Выдающийся ученый или авантюрист, махинатор или человек, не вписавшийся в рамки системы? А Валентин Куйк вместе с Микком Микивером и Романом Баскиным думают об экранизации знаменитого "Императорского безумца" Яана Кросса. В каждом случае, как видим, речь идет о стремлении проследить через судьбу движение времени. Есть и другое направление. Его тоже интересуют жизнь и смерть, любовь и ненависть, но только в связи с обыкновенным, ничем с виду не примечательным человеком, его чувствами, надеждами, способностью просто жить. Мне думается, что пора многозначительности прошла. Прошло время, когда каждый кадр вырастал в метафору. О простых вещах сейчас надо говорить простым языком, зритель хочет именно этого.
- Вы упомянули о проекте Мати Пыльдре, связанном с судьбой Георга Отса. Сообщалось, что это будет совместный эстонско-российский проект. Сотрудничество с Россией в области кино для Эстонии всегда было определяющим. А сейчас? - К сожалению, оно не реализуется в полной мере. Причем я говорю не о материальной стороне дела, а о сотрудничестве интеллектуальном, духовном. Скажем, автором сценария одного из самых значительных эстонских фильмов последнего времени "Эти старые, старые, старые письма" о композиторе Раймонде Валгре был москвич Александр Бородянский. Сейчас мы смотрим только в одну сторону, причем не на Восток. Потому и творческие отношения с Россией стали значительно слабее. Мы почему-то по-прежнему продолжаем считать себя мостом, соединяющим Запад с Востоком, а на самом деле эта географическая точка уже давно передвинулась как минимум к Уральским горам. Сами же мы пока неизвестно где - ни на Западе, ни на Востоке. Мне думается, что по отношению к России эстонский кинематограф находится в состоянии ожидания. Если и предпринимаются шаги навстречу друг другу, как, например, Неделя российского кино в Эстонии, организованная в прошлом году нашим Министерством культуры, то все еще достаточно робкие. Все напоминают - отношения надо обновлять, надо поворачиваться лицом к России. Но что-то все еще сдерживает. Впрочем, развитие наших отношений - на мой взгляд, только вопрос времени. Также в рубрике:
|