Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7281) 28 июня - 4 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноОстрая нехватка парадоксальных личностейДебюты "Кинотавра" Записала Светлана ХОХРЯКОВА
В середине июня завершились сочинские фестивали группы компаний "Кинотавр" - Открытый российский и Международный, об итогах которых мы уже сообщали. Событий было много, и мы еще не раз будем к ним возвращаться, как и к показанным на них фильмам. На этот раз поговорим о том, что считаем наиболее важным, - о молодом кино, тем более что и проблем тут накопилось много, и в жюри конкурса дебютов работали люди неслучайные и заинтересованные. Нельзя оставить без внимания и событие, взбудоражившее Сочи и фестивальный народ, - это визит господина Ван Дамма. Нравится он кому-то или нет - дело другое, но о том, что это абсолютная голливудская звезда, спорить не приходится. И его визит на российский фестиваль - фактор серьезный. Традиционный рейтинг критиков, не только российских, но и зарубежных, предметом внимания которых стали все полнометражные игровые картины "Кинотавра", как показывает опыт, интересен не только профессионалам, но и простым зрителям. По его итогам год назад проходил даже семинар славистов, занимающихся русским кино, в одном из американских университетов. Среди программ нынешнего "Кинотавра" была и дебютная. Год назад достаточного количества работ молодых не набралось, и конкурс отменили. Ныне их 11. Общее впечатление - удручающее. О дебютах мы беседуем с председателем жюри Сочинского конкурса дебютов - сценаристом Павлом ФИННОМ и молодым режиссером Максимом ПЕЖЕМСКИМ, также членом жюри.50565П.Финн: Увиденная нами программа фильмов вызвала сложные чувства, в том числе и недоумение. Но мы руководствовались желанием сохранить конкурс дебютов как таковой. Его аналоги существуют на многих мировых фестивалях. Для нас же он особенно важен, поскольку положение с дебютами катастрофическое. Необходимо, с одной стороны, устраивать некоторый праздник молодого кино, а с другой - проверку возможностей. Если данное движение заглохнет, то это будет ударом по молодому кино. Надо думать о будущем. Руководствуясь опытом преподавания на Высших сценарных и режиссерских курсах, где я веду с Владимиром Хотиненко режиссерскую мастерскую, должен заметить, что идет новая волна. Не в том, конечно, пафосном смысле, связанном с воспоминаниями о французской новой волне, но у меня есть ощущение, что нечто новое накатывает. Вполне возможно, что через пару лет экран будет иным, не похожим на тот, который теперь предстал перед нашими глазами. Появилась, как мне кажется, группа молодых людей, рожденных в эпоху большей свободы. Они меньше читают, у них другая психика, другое отношение к миру. Нынешние студенты платят деньги за свое обучение, приезжают на джипах. Лет через пять они появятся в кинематографе. Если изначально относиться к представленному кинопродукту негативно, толку не будет. Наша задача - стимулировать кинопроцесс. За каждой картиной - своя судьба и история. Некоторые фильмы и дебютами-то назвать трудно, потому что режиссерам за 50. Конечно, если скрупулезно разбирать каждую картину, то можно вынести убийственный вердикт. Мы присудили главный приз "Сестрам" Сергея Бодрова, потому что она наиболее профессиональна, крепко сделана с точки зрения сценария, хотя и тут не все безупречно. М.Пежемский: Мы награждали не лучших, а наименее худших. Причиной рождения фильмов, попадающих в дебютный конкурс, бывает вовсе не желание снять свой фильм, чтобы сказать людям что-то важное, а скорее, какая-нибудь околокиношная или вообще некиношная история. Например, неожиданно свалившиеся деньги, богатый знакомый, занимающийся нефтяным бизнесом, в прошлом - лучший армейский друг. Ждать от такого дебюта кинематографического результата не стоит. Для многих начинающих режиссеров факт показа их картины на "Кинотавре" - приятное обстоятельство, маленькая радость, не более того. Съездили на юг, и ладно. Они не претендуют на победу. За приз здесь не сражаются. - Мне рассказали, что после показа картины Константина Одегова "Игра на вылет" к режиссеру подошли банкиры из Питера, которым фильм очень понравился, и предложили деньги на новый проект. Фильм, между тем, оставляет впечатление безрадостное.50572П.Финн: Как говорит мой друг-художник, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево. То, что мы обсуждаем, - не что иное, как попытка сделать кино, коль скоро появилась такая возможность. М.Пежемский: Радует одно, что в следующем году новой картины Одегова в дебютах уже не будет. Но она вполне может оказаться в основном конкурсе. П.Финн: И в мое время с начинающими режиссерами происходило то, что я назвал попыткой сделать кино при первой возможности. Картина "Иваново детство" изначально снималась не Тарковским, а другим режиссером, который истратил практически все деньги. Тарковского пригласили к директору студии и предложили снимать на оставшиеся средства. Но он при абсолютной малобюджетности сумел выразить себя. Сейчас интерес к самовыражению отсутствует. Во всяком случае, в той программе, которую мы видели. На общем фоне выделяется картина Екатерины Харламовой "Текст или апология комментария". Там есть запах кино и попытка говорить на киноязыке, попытка хоть какого-то самовыражения. Некоторое падение качества киноязыка происходит повсеместно, этот процесс идет во всем мире и связан не только с нашими несчастьями. - Максим, вы вот и сами не так уж и давно ходили в дебютантах. Чем отличается то время от нынешнего?50578М.Пежемский: Начинал я в начале 90-х. Снимали мы на 16-миллиметровой пленке, на видео, сами монтировали - все это было впервые. Сейчас этим никого не удивишь. Тогда не было даже шанса хоть что-нибудь в кино заработать. Теперь возможности такие есть, и люди шебуршатся, а это часто подменяет сознание, и без того слабое. Есть и другая крайность: работать не на кассу, а на узкого зрителя, любящего авторское кино. На самом деле, не следует думать ни о кассе, ни о фестивальной жизни. Пусть об этом заботятся продюсеры, которых прежде не было. Сейчас наблюдается острая нехватка парадоксальных личностей. Один Саша Баширов только и есть - в миру и отчасти в кино. Нужны самородки. Должен быть наплыв новых людей, и это все-таки должны быть не клипмейкеры, хотя они и научились ставить камеру в нужное место. П.Финн: Я-то думаю, что клипмейкеры - уже уходящая натура. М.Пежемский: Если человек окунулся в сериальную стихию, он оттуда, как правило, не возвращается. На них тоже ставку не сделаешь. Сейчас главное - вписаться в отечественный мейнстрим, а это кино как таковое, не запредельно фестивальное, а то, которое станут смотреть люди. Это фильмы, сделанные со вкусом, стильные, даже с каким-то арт-оттенком, отражающие ментальную суть автора и народа, с которым он живет в одной стране и мучается одними проблемами. Такая картина может стать хитом. После информационной революции, превратившей все на свете в информацию, понятие мейнстрима сильно расширилось. Недорогая авторская картина может стать в определенной степени популярной, и это то, чего раньше быть не могло. Такие компании, как "Алхимия-фильм", картины которой "Афера" и "С днем рождения, Лола!" были в нашем конкурсе, чувствуют, что место хитов свободно. Ждать пять лет, чтобы выросли молодые режиссеры, тут не будут. Просто призываются молодые люди, не знающие профессии, сдираются клише с западных произведений и лепится картина. Только за этим нет будущего. П.Финн: Это глянцевое, клишированное кино. Его век недолог. Хилые идеи, которые возбуждают все эти страсти, никого не волнуют. Красота, не являющаяся красотой. Скоропись. Но такой кинопоток создает слой удобрения, необходимого для будущих всходов. Правда, продукция "Алхимии-фильм" не является даже удобрением.
На примере нашего конкурса должен отметить ужасающее падение профессионализма. Сценарии превратились неизвестно во что. Чаще всего их пишут сами режиссеры, продюсеры, случайные люди. В 11 картинах я увидел одну только знакомую фамилию сценариста - Сергея Бодрова-старшего в "Сестрах". А я достаточно хорошо знаю свой цех - и молодых, и не очень молодых коллег. Ужасающее падение и режиссерского профессионализма, что проявляется и в монтаже, и в построении кадра. Это даже не небрежность, а полное отсутствие представления о том, что такое кино. Вина за происходящее с нашим кинематографом, и молодым в том числе, лежит не только на производителях, но и на критиках. Меня удручает состояние нашей критической мысли. Зато процветает журнализм, описывающий праздники и фестивали. Убежден, что нигде не будет дано точного анализа того, что происходило на "Кинотавре", а пройдут описания произошедшего с оттенком теоретических соображений. Попыток понять, что это за время, почему его продуктом становится такое кино и что сделать, чтобы найти новые пути его развития, никто не предпримет. М.Пежемский: Критики часто старше авторов дебютных работ. Произошел сильный возрастной водораздел. У нового поколения нет своих критиков. - Появилось много фильмов, отсылающих нас в советскую эпоху, в 70-е годы, причем не только на уровне сюжетном, но и на ментальном. Удивительно, что и дебютанты не избежали этого...50590П.Финн: Мы живем во времена некоторого идеологического реваншизма. В начале 90-х взорвалась эпоха. Но мы многое часто понимаем бытово и мелко. Игры в песни о главном - все тот же реваншизм. Нужно осознавать мир таким, какой он есть. Ход истории назад не повернуть. Когда этого не понимают, как раз и рождаются фильмы, о которых мы с вами говорим. Кроме того, подобные тенденции идут от беспомощности. Используются прежние приемы. Это легко. Кажется, что народ, истосковавшийся по Советскому Союзу, станет такое кино смотреть. Но нужно обслуживать не этого зрителя, а того, которого еще нет, который только будет. М.Пежемский: В прошлом разобраться легче, чем в нынешнем. Можно говорить о кризисе не только кино, но культуры в целом, которая накопила столько всего, что начинает поедать сама себя, повторяясь. Также в рубрике:
|