Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7281) 28 июня - 4 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесТульская легендаЛиния жизни Софьи Сотничевской Вячеслав БАННИКОВ
В Тульский драмтеатр я начал ходить (с родителями, естественно) девятилетним, осенью 58-го. Театралы в ту пору были взбудоражены, шептали: "Сотничевская возвращается!" Любимица туляков Софья Владимировна Сотничевская несколько лет проработала в других городах и приняла решение вернуться на тульскую сцену. Ей было чуть больше сорока - самый расцвет. Ее помнили, ждали, боготворили. Действительность превзошла все ожидания. Тульская труппа традиционно сильна, здесь всегда играли мастера психологического театра. Но мало кто мог сравниться с Сотничевской по глубине проникновения в психологию героини (чей характер подчас бывал противоположен внутренней сущности актрисы), по богатству и разнообразию нюансов. И это подтвердила уже первая по возвращении работа в мелодраме полузабытой (к сожалению!) ныне финки Хеллы Вуолийоки "Юстина". Софья Владимировна играла не насквозь положительную главную героиню, а "злодейку" Хильду - холодную интриганку. Но почему эта пренеприятная особа с колючим взглядом и противным голосом так врезалась в память, почему хотелось ее понять и как-то войти в ее положение? Сотничевская в те годы была востребована. Среди ее ролей было и немало "проходных" в спектаклях-агитках. Как ни странно, запомнилась ее работа в пьесе Игнатия Дворецкого "Трасса" (на тульской сцене спектакль назывался "Счастье трудных дорог"). Не худший образец драматургии того времени, но все же достаточно плоский панегирик строителям "светлого будущего". А Сотничевская (как и часто бывший тогда ее партнер Казимир Шишкин) сумела ходульные маски превратить в живых людей. И до сих пор - больше сорока лет миновало! - стоит перед глазами эпизод, где герои лежат ничком на пригорке и мечтают. Неземным, восторженным светом горели устремленные вдаль глаза Сотничевской, и верилось, что она действительно разглядела там какое-то немыслимое по нашим понятиям, ничем не омраченное грядущее счастье. В 63-м она сыграла, наверное, свою главную, звездную роль - шиллеровскую Марию Стюарт. О том спектакле в среде тульских театралов до сих пор ходят легенды. Особенно о сцене нравственного поединка двух королев (Елизавету играла другая тульская звезда и постоянная "сценическая соперница" Сотничевской - Татьяна Демидова). Года полтора-два назад при одной из встреч с Софьей Владимировной я сказал: "А почему бы вам не вернуться к Марии Стюарт, не показать ту работу новому поколению зрителей?" Ведь шотландская королева далеко не юна, в то время, к которому относится действие трагедии Шиллера, ей было 45. Конечно, для театральной сцены такое прочтение - проблема. Но сделать композицию для концертной эстрады что мешает? И Софья Владимировна по-молодому, озорно блеснула глазами: "А вот возьму и решусь!" Верится, что не забыла тот разговор, что решится... Приближаясь к 60-летию, актриса сменила амплуа, стала играть роли "возрастные", нередко комические. Публика была в восторге. И вдруг что-то случилось. Несколько месяцев не было новых ролей, проскользнул какой-то холодок в отношениях с руководством театра. Натура чуткая и впечатлительная, Софья Владимировна произнесла знаковую фразу: "Когда я вижу, что без меня могут обойтись, я ухожу". И ушла. Из театра. На пенсию. Но не на отдых. Шел 1978 год, и вчерашняя актриса стала режиссером, воспитателем юных талантов. Создала и возглавила театральную студию для юношества во Дворце пионеров. Осуществила давнюю мечту - поставила "Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса. На том спектакле выросло уже не одно поколение питомцев Софьи Владимировны. Сейчас это Театр-студия классической литературы Софьи Владимировны Сотничевской при Музее В.В.Вересаева - так теперь он называется. В репертуаре только классика: Пушкин, Островский, Тургенев, Чехов, Мольер, Шоу и, разумеется, Лев Толстой - как в Туле без него! Юные артисты вместе со своей неугомонной руководительницей поставили в сокращенном варианте драму Вересаева "В священном лесу" - это едва ли не единственная для современной публики возможность познакомиться со сценическим воплощением яркого образца русской реалистической драматургии. 80-е годы были трудной полосой для Тульского театра драмы. Под давлением партийных властей расстался с Тулой тогдашний главный режиссер Рафаил Рахлин - человек невероятно талантливый и прекрасный организатор, но потому и неудобный для начальства. Сменилось несколько главных режиссеров - людей тоже яркоодаренных, но ни у кого как-то не получалось стать настоящим лидером. В 1989-м художественным руководителем театра стал с честью занимающий пост и поныне Александр Попов. Дебютировал двумя спектаклями: "Дурацкой жизнью" С.Злотникова и "Ромео и Джульеттой" Шекспира (спектакль был восторженно принят зрителем). И режиссер задумался: какими путями вести театр дальше? В поле зрения А.И.Попова попал удивительный драматургический материал - "Гарольд и Мод" К.Хиггинса и Ж.-К.Каррьера. Все построено на парадоксах. 18-летний юноша, небедный и в общем устроенный, полон апатии и скептицизма, устал жить, а 80-летняя женщина, потерявшая почти все, сохранила детскую способность радоваться каждому мгновению, каждому зеленому листочку, каждой птичьей трели и каждому метру дороги, ведущей к новым и новым открытиям. И, уходя в финальной сцене в мир иной, передает эту свою радость бытия юному другу, с которым встретилась и сблизилась в последние недели. Да, это то, что нужно людям, ввергнутым в нестабильность и метавшимся в ту пору между радужными надеждами и беспросветным отчаянием. Но где найти 80-летнюю примадонну? Александр Попов стал расспрашивать старожилов: есть ли в Туле такая властительница дум? И многие отвечали: Сотничевская! Софью Владимировну разыскали. Ей было 74, и она 13 лет не выходила на профессиональную сцену. Засомневалась, но потом сказала: "А вот возьму и решусь!" В день премьеры театр был охвачен трепетом. И вот появляется она: с постаревшим лицом, но такая же девически стройная, пластичная. Азартная выдумщица: в тончайший психологический рисунок роли она вставила даже акробатические трюки и выполняла их технически безупречно! Громадной силы Личность. Это был не просто абсолютный триумф. Это было новое качество, еще неведомое тульской сцене. Актриса вернулась в театр всерьез и надолго. В следующем сезоне сыграла главную роль в мелодраме Вины Дельмар "Уступи место завтрашнему дню". Не гнушалась и эпизодов, но какими становились эти эпизоды в комедии А.Островского "Волки и овцы" - она заставила вспомнить прославленных "комических старух" академического прошлого, не повторяя ни одну из них. В "Кавказском меловом круге" Б.Брехта актриса виртуозно отплясывает лезгинку, срывая аплодисменты. К 80-летнему юбилею Сотничевской драматург Лев Проталин посвятил ей свою пьесу "Отдам в хорошие руки добрую старую собаку". И актриса сыграла как бы собственную альтернативную биографию. Да, как и ее новая героиня, она, "дочь врага народа", могла бы так же на десятилетия быть запрятанной в ГУЛАГ, обернись судьба чуть менее благосклонно. И так же, пройдя через все испытания (а личная жизнь Софьи Владимировны сложилась куда как нелегко и непарадно), не утратила ощущения радости бытия. И снова звездная, бенефисная роль - "Контесса, или Радость бытия" Мориса Дрюона. Почти повторится ситуация "Гарольда и Мод", лишь на этот раз подопечной старой героини становится юная, незаметная и расцветающая под ее благотворным воздействием девушка. Только здесь еще больше экстравагантности, еще больше виртуозных пластических этюдов, буффонады, гротеска и рядом - неподдельного глубокого трагизма. Такая творческая отдача, такая энергетика - на девятом десятке? И еще одну работу Сотничевской нельзя не назвать. Для концертной эстрады она сделала композицию по дневникам и письмам жены Льва Николаевича Толстого Софьи Андреевны. Когда выступает с этой программой, ее партнерами бывают юные музыканты - студенты Тульского музыкального училища им.А.С.Даргомыжского. И лейтмотивом становится произнесенное с удивленным удовлетворением: "Как хорошо и как много я умею работать!" Софье Владимировне Сотничевской исполнилось 85. К сожалению, не получилось поставить к юбилею новый спектакль. Есть пьесы, есть силы, есть громадное желание. Только у Тульского академического театра драмы сегодня нет крыши. В буквальном смысле. Здание театра, сданное в эксплуатацию 30 лет назад по уникально-экспериментальному проекту, сегодня пришло в негодность: крыша в любой момент грозит обрушиться. Спектакли приходится играть в одном из дворцов культуры города, с перебоями, и сезон закрыли в середине апреля. Спасибо, конечно, за гостеприимство, да в "чужих людях" все равно не разбежишься. На ремонт основного здания нужны деньги. Немаленькие, хотя и не так чтоб необозримые: несколько десятков миллионов рублей. А следующий сезон - юбилейный: 225 лет! Никто и не подумал возвести Сотничевскую в звание Почетного горожанина, хотя таким званием наделены несоизмеримо меньшие личности. Никто не походатайствует, чтобы Софья Владимировна стала народной артисткой (заслуженную она получила еще в начале 60-х). И стыдно говорить, как живет властительница дум и кумир туляков. Мало того, что в неудобном районе: вроде бы и от центра недалеко, да транспортное сообщение никудышное, только трамвай, которого приходится ждать и по полчаса, и больше. Так ведь еще и в коммуналке. Живет Софья Владимировна, потерявшая на поворотах судьбы всех близких, вдвоем с дочерью - тоже пенсионного возраста, но продолжающей работать. Неужели у города-героя нет возможности дать отдельную квартиру двум женщинам, которые самим своим присутствием в городе освящают каждый квадратный сантиметр его улиц. А Софье Владимировне, чья прекрасная творческая старость полна таких же испытаний, как и молодость, и средний возраст, не изменяет ощущение радости бытия. Она живет Театром. А мы, ее почитатели, живем предчувствием новых встреч с нею. Ждем, когда она в очередной раз по-молодому, озорно блеснет глазами: "А вот возьму и решусь!" И, может быть, опять предстанет перед публикой в одной из ролей?.. Также в рубрике:
|