Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7302) 29 ноября - 5 декабря 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаКаббала несвятошПремьера балета "Леа" Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Алексей Ратманский - смелый хореограф. Он запросто берется и за "Щелкунчика" (только что поставил в Дании), и за "Золушку" (мариинская премьера намечена на март), хотя партитуры Чайковского и Прокофьева в ХХ веке никому разгадать так и не удалось. А "Вариации Дибука" Леонарда Бернстайна, замешанные ее автором на "Каббале" и древнееврейской мистической нумерологии, у нас, кажется, появились впервые. Созданные в 70-е годы, они были поставлены в 1974 году долголетним сотрудником композитора Джеромом Роббинсом. Был и у Мориса Бежара балет под таким же названием, осуществленный в 1988 году. Оба мастера, как известно, были не прочь "пофлиртовать" с мистикой, чем Ратманский, судя по его балетам, никогда не увлекался. Вышеназванных постановок прославленных хореографов мы никогда не видали. Поэтому Ратманский у нас - первооткрыватель темы. (Его, как всегда, всесторонне поддержал "Постмодерн театр", без чьей доброй воли многое в области современного балета никогда бы не родилось). Он окружил себя звездами. Леу танцует Нина Ананиашвили, ее нареченного Ханана - ведущий солист Американского Балетного театра Джузеппе Пиконе. За пультом - Сергей Стадлер. Сцену четырьмя яркими цветными панно, на которых линиями и пятнами обозначены фигуры и жанровые сценки на фоне синагоги, как и очень стильно-еврейские бытовые костюмы, создал Михаил Махарадзе. Сама труппа - солисты и кордебалет - набиралась по принципу "с бору по сосенке", что было видно, хотя она и старалась предстать единым ансамблем. Судя по массовым сценам, самой хореографии и репетиторской работе, балет ставился второпях... В основе балета - история обрученных с детства Леи и Ханана. Отец девушки нарушает договор и закон, выдает ее за богатого. Магическими заклинаниями Ханан хочет вернуть невесту, но сам погибает, а после смерти его дух вселяется в нареченную. На свадьбе одержимая духом Леа пытается убить жениха. Цадык изгоняет духа-дибука, но девушка погибает. В финале балета, как и в начале, в центре сцены, слившись в объятии, стоят Леа и Ханан - эти погруженные в мистику еврейские Ромео и Джульетта. А вокруг них пестрая, типично местечковая жизнь... Именно все реальные эпизоды, начало балета и финал особо удались балетмейстеру. Он очень удачно использовал немногочисленные и чрезвычайно типичные элементы и па (движения, позы, положения рук и ног, сам рисунок) еврейских танцев. И даже из этого весьма скудного "пластического арсенала" балетмейстер придирчиво отобрал самые выигрышные и выразительные, выстраивая из них четкие, стилистически органичные орнаменты-цепочки "еврейских узоров", которые дробят массовые сцены на отдельные любопытные мини-картинки. В эту "жанровую мозаику", как и в сцену ритуальной свадьбы, удачно вписаны соло и дуэты Леи и ее возлюбленного-дибука, хотя сами по себе они весьма традиционно-классичны. Леа - интересная партия для Ананиашвили. Непривычен сам ее внешний облик - простецкое платье, туго заплетенные косы. А в ее исполнении некая подчиненно-пассивная лирика соседствует с буйной одержимостью. Она точно почувствовала и передала национальный колорит. Более традиционно исполняет свою партию Пиконе. Как настоящий американский солист, он прежде всего озабочен сохранением чистоты танцевального текста. Ну а эмоции и смысл - потом... Это "потом" так и не настало. На сцене - не душа усопшего героя, а просто классический танцовщик в двухцветном комбинезоне, обаятельный, надежный партнер. Балет действительно хочется назвать не "Дибук", а "Леа", как в силу ряда причин и поступил балетмейстер. Самыми слабыми у постановщика оказались именно все мистические сцены - "Каббала" и изгнание духа. Древнееврейская мистика - дело сложное и туманное. Тут не обойтись без капитальных знаний ритуалов, значения чисел (хотя бы числа шесть!). "Десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность - вот и все составляющие "Каббалы", - пишет один из ее исследователей. Но их надо знать, хоть приблизительно понимать, а не только очертить охранительный круг и поставить в центре героя. "Каббала" - скрытая доктрина, неписаный закон. Как во всех древних мистериях, и тут материя - зло, а дух - источник справедливости и добра. Композитор Бернстайн увлекался древними знаниями - к мистической теме его партитуры надо подбирать особые "ключи". Ратманский же ограничился тем, что заставил Ханана делать некие примитивные пассы руками, а шестеро одетых в черное "духов" таскают его туда-сюда по сцене. Его "Каббала" похожа на детские "страшилки". Несколько примитивна и сцена экзорцизма - Голливуд уже давно отснял все мыслимое и немыслимое на эту тему. Мог ли Ратманский более убедительно решить эти ключевые сцены? Судя по некоторым пластическим задумкам его "Щелкунчика", мог, но, к сожалению, как всегда, дефицит времени... Жаль! Тема-то благодатная, музыка поразительная, актеры первоклассные! Также в рубрике:
|