Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7302) 29 ноября - 5 декабря 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Каббала несвятош

Премьера балета "Леа"

Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Фото И.ЗАХАРКИНА ("Газета")


Сцена из спектакля

Алексей Ратманский - смелый хореограф. Он запросто берется и за "Щелкунчика" (только что поставил в Дании), и за "Золушку" (мариинская премьера намечена на март), хотя партитуры Чайковского и Прокофьева в ХХ веке никому разгадать так и не удалось. А "Вариации Дибука" Леонарда Бернстайна, замешанные ее автором на "Каббале" и древнееврейской мистической нумерологии, у нас, кажется, появились впервые. Созданные в 70-е годы, они были поставлены в 1974 году долголетним сотрудником композитора Джеромом Роббинсом. Был и у Мориса Бежара балет под таким же названием, осуществленный в 1988 году. Оба мастера, как известно, были не прочь "пофлиртовать" с мистикой, чем Ратманский, судя по его балетам, никогда не увлекался. Вышеназванных постановок прославленных хореографов мы никогда не видали. Поэтому Ратманский у нас - первооткрыватель темы. (Его, как всегда, всесторонне поддержал "Постмодерн театр", без чьей доброй воли многое в области современного балета никогда бы не родилось). Он окружил себя звездами. Леу танцует Нина Ананиашвили, ее нареченного Ханана - ведущий солист Американского Балетного театра Джузеппе Пиконе. За пультом - Сергей Стадлер. Сцену четырьмя яркими цветными панно, на которых линиями и пятнами обозначены фигуры и жанровые сценки на фоне синагоги, как и очень стильно-еврейские бытовые костюмы, создал Михаил Махарадзе. Сама труппа - солисты и кордебалет - набиралась по принципу "с бору по сосенке", что было видно, хотя она и старалась предстать единым ансамблем. Судя по массовым сценам, самой хореографии и репетиторской работе, балет ставился второпях...

В основе балета - история обрученных с детства Леи и Ханана. Отец девушки нарушает договор и закон, выдает ее за богатого. Магическими заклинаниями Ханан хочет вернуть невесту, но сам погибает, а после смерти его дух вселяется в нареченную. На свадьбе одержимая духом Леа пытается убить жениха. Цадык изгоняет духа-дибука, но девушка погибает. В финале балета, как и в начале, в центре сцены, слившись в объятии, стоят Леа и Ханан - эти погруженные в мистику еврейские Ромео и Джульетта. А вокруг них пестрая, типично местечковая жизнь...

Именно все реальные эпизоды, начало балета и финал особо удались балетмейстеру. Он очень удачно использовал немногочисленные и чрезвычайно типичные элементы и па (движения, позы, положения рук и ног, сам рисунок) еврейских танцев. И даже из этого весьма скудного "пластического арсенала" балетмейстер придирчиво отобрал самые выигрышные и выразительные, выстраивая из них четкие, стилистически органичные орнаменты-цепочки "еврейских узоров", которые дробят массовые сцены на отдельные любопытные мини-картинки. В эту "жанровую мозаику", как и в сцену ритуальной свадьбы, удачно вписаны соло и дуэты Леи и ее возлюбленного-дибука, хотя сами по себе они весьма традиционно-классичны.

Леа - интересная партия для Ананиашвили. Непривычен сам ее внешний облик - простецкое платье, туго заплетенные косы. А в ее исполнении некая подчиненно-пассивная лирика соседствует с буйной одержимостью. Она точно почувствовала и передала национальный колорит.

Более традиционно исполняет свою партию Пиконе. Как настоящий американский солист, он прежде всего озабочен сохранением чистоты танцевального текста. Ну а эмоции и смысл - потом... Это "потом" так и не настало. На сцене - не душа усопшего героя, а просто классический танцовщик в двухцветном комбинезоне, обаятельный, надежный партнер. Балет действительно хочется назвать не "Дибук", а "Леа", как в силу ряда причин и поступил балетмейстер.

Самыми слабыми у постановщика оказались именно все мистические сцены - "Каббала" и изгнание духа. Древнееврейская мистика - дело сложное и туманное. Тут не обойтись без капитальных знаний ритуалов, значения чисел (хотя бы числа шесть!). "Десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность - вот и все составляющие "Каббалы", - пишет один из ее исследователей. Но их надо знать, хоть приблизительно понимать, а не только очертить охранительный круг и поставить в центре героя. "Каббала" - скрытая доктрина, неписаный закон. Как во всех древних мистериях, и тут материя - зло, а дух - источник справедливости и добра. Композитор Бернстайн увлекался древними знаниями - к мистической теме его партитуры надо подбирать особые "ключи". Ратманский же ограничился тем, что заставил Ханана делать некие примитивные пассы руками, а шестеро одетых в черное "духов" таскают его туда-сюда по сцене. Его "Каббала" похожа на детские "страшилки". Несколько примитивна и сцена экзорцизма - Голливуд уже давно отснял все мыслимое и немыслимое на эту тему.

Мог ли Ратманский более убедительно решить эти ключевые сцены? Судя по некоторым пластическим задумкам его "Щелкунчика", мог, но, к сожалению, как всегда, дефицит времени... Жаль! Тема-то благодатная, музыка поразительная, актеры первоклассные!

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;