Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7269) 29 марта - 4 апреля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеОтелло с немецким акцентомВ Москве впервые сыграли "Войцека" Георга Бюхнера ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Возможно, когда-нибудь Григорий Сиятвинда, новая звезда Сатирикона, сыграет настоящего Отелло - и фактура подходящая, и темперамент в наличии. Но примерить на себя эту роль ему доверили уже сейчас - не случайно же в "Войцека" включена хрестоматийная сцена из шекспировской трагедии, пусть и сыгранная в озорном, пародийном ключе. А наш темнокожий цирюльник, узрев перепачканное сажей лицо "мавра", в наивно-радостном удивлении ткнул себя пальцем в грудь. Хотя, кажется, в прежних постановках на эти сюжетные переклички внимания не обращали. Впрочем, как и на самого Георга Бюхнера, герои которого на столичные сцены до сей поры не поднимались. Исправить упущенное вызвался актер "Современника" и начинающий режиссер Александр Назаров, а предоставил ему эту возможность Центр драматургии и режиссуры п/р А.Казанцева и М.Рощина. Спектакль этот вкупе с другими постановками центра заявлен в качестве участника грядущей Всемирной театральной олимпиады. И в общем-то нет ничего плохого в том, что прибывшие в столицу "олимпийцы" увидят поиски молодого российского театра, не регламентируемые ничем, кроме собственного желания работать над тем или иным материалом. В центре, по счастью, не только "ищут", но и делают полноценные спектакли, которые не стыдно показать публике. Трудности - разве что финансовые, но тем не менее скупая сценография "Войцека" у Ларисы Ломакиной (вращающийся помост, ширмы, ветхая перина) отнюдь не выглядит сборной и случайной. Последний немецкий романтик начала ХIХ века, изживавший этот самый романтизм с юношеским максимализмом (Бюхнер и прожил-то всего 24 года), написал пьесу с учетом местно-временного колорита. В спектакле А.Назарова все не так конкретно - тут вам и стихи А.Рембо, и итальянская тарантелла, и марши Третьего рейха, и брехтовские интонации. Колорит если и есть, то театральный. Зато режиссерской рукой сделана внушительная инъекция "романтизма с немецким акцентом", слишком щедрая - обилие музыкально-пластических интермедий повышает эмоциональный накал, но отчасти тормозит и затягивает действие. Когда же актерам предстоит сыграть сильную и хорошо сделанную психологическую сцену, то публика уже успевает немного устать. Не скованные никакими "концептуальными" рамками сценические персонажи в исполнении молодых артистов московских театров и студентов творческих училищ вышли на удивление живыми. Хотя бытовая приземленность тоже отсутствует. Здесь, скорее, синтез психологической достоверности и яркой эксцентричной формы. Импозантный Тамбурмажор - В.Медведев, внушительный Капитан - С.Дужников, субтильный Доктор - А.Эльдаров, тихоня Андрес - Т.Пискунов, неоднозначная Мария - Н.Рыжих, брехтовская Матушка - Е.Миллиоти, Кэте - М.Кивва, Карла - М.Трафимцева и все прочие одинаково способны к диалогу и трюку в зависимости от того, что требуется в конкретный момент сценического действия. И нельзя даже сказать, что Г.Сиятвинда - Войцек солирует в этом броском спектакле. По крайней мере, режиссер не выделяет его намеренно из гармоничного общего ряда. Но это "соло" все же подспудно звучит, и "виной" тому - мастерство актера, блестяще усвоившего уроки Константина Райкина, и больший, нежели у остальных, сценический опыт. А иной раз даже создается впечатление, что Сиятвинда отчасти сдерживает свой темперамент, чтобы не нарушить сложившегося ансамбля. Но здесь, по счастью, эта сдержанность работает на глубину чувств, которые тем острее, чем меньше выражены в каких-либо форсированных приемах. А этого чувства, кажется, могло быть и больше. Но молодой русский театр (это наблюдается повсеместно), то ли боясь мнимой "архаичности", то ли в силу иных причин, словно стесняется быть откровенно-эмоциональным, прикрываясь, как броней, ироничной изощренностью формы. И, может быть, совершенно напрасно. Также в рубрике:
|