Музей выходит за покупками
"Гелос" провел аукцион по распродаже коллекции Инкомбанка
Надежда НАЗАРЕВСКАЯ
 |
К.Малевич. "Автопортрет" |
13 апреля аукционный зал "Гелоса" был набит до отказа, а телевизионщиков и фотожурналистов охрана вытеснила за стеклянную перегородку. Снимать в зале по условиям аукциона нельзя. Желающие приобрести Малевича внесли десятипроцентный залог, как и было предусмотрено условиями торгов. И тут президент "Гелоса" Олег Стецюра сообщил залу: "К сожалению, отсутствует на торгах "Черный квадрат". В настоящий момент работа находится на экспертизе в Государственном Эрмитаже". Зал не удивился: в кулуарах эту новость уже давно обсудили. Знали и другое - что Министерство культуры объявило "Квадрат" "национальным достоянием" и, соответственно, предложило снять его с открытых торгов и предоставить государству преимущественное право покупки.
Однако аукционистам было чем гордиться и без "иконы авангарда". Вначале продавались императоры. Портреты Екатерины II и Павла Петровича - оба работы неизвестных художников XVIII века - ушли по стартовой цене в 25 тысяч долларов. За ними последовали пейзажи Николая Дубовского, проданные уже со значительным превышением суммы, заявленной в каталоге. А после этого перешли к самому волнующему и дорогостоящему разделу мероприятия - лотам, объединенным под заглавием "Лидеры русского авангарда". Здесь торговля пошла бойко, и "Автопортрет" Малевича легко удвоил стартовую цену в 300 000 долларов. "Портрет жены" был продан за 90 тысяч долларов тому же покупателю. Им оказался Музей современного искусства Зураба Церетели. Музей продемонстрировал подход почти оптовый, где качество купленных произведений не уступало количеству. В его владение, помимо Малевичей, перешла двусторонняя картина Р.Фалька "Фрукты в синей вазе" за 48 000 долларов и ряд фотографий с видами Москвы 1880-х годов. Вид храма Христа Спасителя неизвестного фотографа XIX века музей приобрел в тяжелой конкурентной борьбе за 1 300 долларов. А тот же самый объект, запечатленный знаменитым А.Родченко, отбыл на Петровку по самой высокой в фоторазделе цене - 3 200 долларов. Можно только радоваться, что все эти полотна будут теперь доступны обозрению. Как, впрочем, и "Черный квадрат", чью имитацию - фототипию, приобретенную за тысячу долларов, - мы наверняка вскоре увидим на Петровке.