Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7332) 20 - 26 июня 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесМихаил Шолохов: Большой театр - наган в баянеВалентин ОСИПОВ
В 2005 году Россия будет отмечать 100-летие со дня рождения лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова. Однако споры вокруг личности и творчества выдающегося советского писателя не утихают до сих пор. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию заметки Валентина Осипова, известного исследователя наследия М.Шолохова. Шолохов в ложе: опасный буклетикВ воспоминаниях прославленного хореографа Игоря Моисеева читаю такое свидетельство из середины 30-х: "Декада искусств открывалась "Тихим Доном". Поднимается занавес, в ложу входят Сталин и Молотов. Безумно им понравилось: народный материал, хор поет народные песни и т.д.". Работа над оперой "Тихий Дон" шла тяжело. Шолохову не простили обращения к Сталину в пору недавнего еще голодомора. "Люди с заданием" усердно собирали компромат.
Воспользовались тем, что писатель предложил включить в оперу - в массовых сценах - казачью самодеятельность: "Шолохов, когда набирал песенников в Москву, нанимал одного из песельников вложить в баян наган и убить тов. Сталина". Смешно? Однако энкаведисты Ростова и Вешек запустили в оборот этот опаснейший наговор. До Сталина дошло. Шолохов был вынужден ответить: "Тимченко (начальник райотдела НКВД. - Ред. ) допрашивал арестованного казака - участника окружного хора... Вынуждал арестованного дать показания на меня, будто я уговаривал совершить покушение на кого-либо из членов правительства при поездке хора в Москву..." Вождь, конечно же, мог не бояться такого театрального теракта. Да и было кому блюсти безопасность. Премьера оперы молодого композитора Ивана Дзержинского сначала состоялась в Ленинграде. Дмитрий Шостакович оказался причастен к ее постановке - упросил дирижера С.Самосуда встать за пульт. В Москве - в Большом - премьера своего варианта. Аплодисменты. Цветы. Поздравления... На московскую премьеру Шолохов с супругой приглашен, понятное дело, в директорскую ложу. На креслах - обычное для этой ложи - программки разложены. А там: "Слишком много внимания уделил старому казачьему быту и даже этот быт идеализировал". Напомню, что именно это обвинение - во внеклассовости - вошло в спектр критики романа с самых первых его публикаций. И первого фильма тоже, когда даже исключили из профсоюза знаменитых по тем временам режиссеров О.Преображенскую и И.Правова. Вожди в ложе: впервые о формализмеНатыкаюсь на заметку в газете "Правда" "Беседа товарищей Сталина и Молотова с авторами оперного спектакля "Тихий Дон": "В заключение беседы тт. Сталин и Молотов высказали ряд замечаний о необходимости устранить отдельные недочеты в оформлении". Речь шла о "формализме". Именно так высказался Сталин о работе театрального художника: "Формализм чужд народу". ...Нетрудно догадаться, каково было Шолохову читать правдинскую заметочку. Ведь "недоглядел": был на репетициях - формализма не заметил. Надо сказать, что Михаил Александрович в оценках оперы выказал строптивость, в частности, был недоволен тем, что не написано ни одной настоящей казачьей песни. Дзержинский же доказывал, что народное творчество можно передавать и без прямого заимствования. Пожалуй, с этого момента и началась в стране печально знаменитая борьба с "формализмом в искусстве". После заметки с откликом на оперу пошли программные статьи "Сумбур вместо музыки" и "Балетная фальшь" о Дмитрии Шостаковиче. Потом "О художниках-пачкунах". Потом принялись за писателей: Л.Леонов, Федин, Катаев, Эренбург, В.Нарбут, Пильняк, Киршон, Кирсанов. Одни раскритикованы за формализм, другие - за "влияние формализма". Михаилу Булгакову посвятили персональную статью "Внешний блеск и фальшивое содержание". Шолохов не забыт: "Если бы Шолохов сегодня написал первый том "Тихого Дона", его б не напечатали". Прочитал это в стенограмме совещания московских писателей. Еще не все были приучены к осторожности. Один из таких и стал резать правду-матку про роль партии в искусстве: "Если предположить на минутку, что у нас стали бы печатать только действительно нужные народу произведения о тех вопросах, которые всегда волновали человечество, то пришлось бы закрыть все журналы, ибо в них нечего было бы печатать..." Либретто по телеграфу с участием чекистовКомпозитор Никита Богословский напечатал запомнившийся ему рассказ Ивана Дзержинского: "Дзержинский приехал в Москву, чтобы совместно с Большим театром продолжить работу над своей оперой "Поднятая целина". Театр снял ему комнату, но, к сожалению, без телефона. А его родной брат Леонид, писавший либретто к этой опере, оставался в Ленинграде и посылал фрагменты текста по почте, а иногда небольшие речитативы по телеграфу. Для одной сцены срочно потребовалось изменить фразу, и Леонид заспешил на телеграф. Телеграфистка прочитала, сказала "одну минуточку", вышла, и действительно через минутку появились два молодых человека в штатском и, крепко взяв под руки, отвезли куда следует, где бедняга промаялся двое суток. Текст телеграммы, предназначавшийся для какого-то классового врага, был примерно таков: "Оружие храним надежно тчк готовы начать по приказу тчк уверены в победе тчк с нами бог тчк". ...Дзержинский. В его отношении к Шолохову не все ясно. Приведу такой пример. Первые в СССР выборы в Верховный Совет. Композитор выступает на предвыборном митинге - его речь затем даже появилась в "Правде". Прославлен музыкой к романам Шолохова, но ни слова о Шолохове! Зато поведал о тех чувствах, что нахлынули на премьере "Тихого Дона": "Выпало большое счастье лично беседовать с товарищем Сталиным и товарищем Молотовым (аплодисменты)". ...Один в Москве запамятовал упомянуть Шолохова - другой на Дону вписал это имя в отважное письмо. В архиве сохранилось письмо земляка писателя в райком: "Сидоров неоднократно выступал на собраниях с клеветой на писателя Шолохова М.А., доказывая, что Шолохов спасал под своим крылом всех кулаков и врагов народа. Об этих безобразиях я указал на колхозном собрании... Дня через два приехал начальник НКВД Костенко и стал доказывать мне, что все это ложь на политически зрелого человека Сидорова Н.П. Не допрашивая еще свидетелей и что мне дадут пять лет тюрьмы. При допросе Костенко мне задавал такие вопросы, почему я не подписал материала Сидорова на Шолохова, может быть, Сидоров прав..." Между прочим, это редкий по тем временам случай, когда описана полная правда. Сейчас документально установлено, что Шолохов и в самом деле безбоязненно заступался за тех, кто проходил по картотекам "врагами народа" в качестве кулаков, троцкистов и реэмигрантов. Известно, например, как он защищал артистку Эмму Цесарскую, ту, которая сыграла Аксинью в самом первом фильме "Тихий Дон". После ареста мужа ее выбросили из квартиры и лишили работы. Защитил! В архиве ФСБ довелось прочитать письмо Шолохова с просьбой о реабилитации соавтора по киносценарию "Целины" Сергея Ермолинского. Шостакович в двух версияхСохранилась фотография: Шолохов и Шостакович - лица доброжелательные, глаза приветливые. Они были хорошо знакомы и даже собирались работать вместе. ...Из воспоминаний Дмитрия Шепилова, секретаря ЦК ВКП(б). Исполняя наказ Сталина обеспечить создание советских опер, встретился с Шостаковичем, предложил "Тихий Дон" и выслушал в ответ: "Я начал работать, а сейчас оказался перед тупиком... Ведь Гришка не принял советскую власть. Не принял!" Шепилов после этого в оторопь: "И я живо представил, как в юбилей советской власти Шостакович выступает с новой оперой, которая должна сместить оперу Дзержинского, и в этой новой опере главное действующее лицо - враг советской власти..." Еще свидетельство из книги воспоминаний бывшего директора Большого театра Михаила Чулаки: "Мы хотели получить от Шостаковича новую оперу по четвертой книге "Тихого Дона". До сих пор у меня хранится либретто, на котором рукой Д.Д. написано: "Этот экземпляр принят мною к работе". Дальше две версии. Первая - от Чулаки: "И вдруг работа не состоялась. Почему - Шостакович мне не рассказывал. Я полагаю, что у него была встреча с Шолоховым, и они друг другу не пришлись по душе - слишком они разные люди". Вторая версия - Шолохов отказал Шостаковичу. Вычитал это в записках одного ростовчанина. "Что за клоунада, - возмущался Шолохов, - когда секретарь райкома партии поет в "Поднятой целине", клади, мол, на стол партийный билет". И подытожил: "Тихий Дон" - вещь прозаическая и едва ли стоит перекладывать на арии". Свиридов: музыка к фильму1938-й. И вновь призыв на "Целину". На этот раз в кинематографе. Юлий Райзман - режиссер. Сценарий за соавторами - Шолохов и уже помянутый Ермолинский. Музыку приглашен писать Г.В.Свиридов. Увы, мне не пришлось познакомиться с Георгием Васильевичем. Почему композитор взялся за эту работу? Ответ нашел, когда прочитал в его дневниковых записях 80-х годов о Шолохове: "Украшение сегодняшней нашей литературы... Прекрасный, свежий, благоуханный, сильный, новый и, вместе с тем, "вечный" Русский язык. По-новому раскрытые современные Русские характеры". * * *..."Тихий Дон" и сегодня вызывает интерес известных композиторов. Прочитал как-то в интервью знаменитого француза М.Жарра, того, что создал музыку к 140 фильмам, к "Доктору Живаго" тоже: "Тихий Дон" Шолохова - Бондарчука - это большое эпическое полотно, и писать музыку для такого фильма для меня интереснейшая работа". Также в рубрике:
|