Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7332) 20 - 26 июня 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияГордый Гоголь, куда несешься ты?"Славянские театральные встречи"-10 БРЯНСКТатьяна РИВКИНД "Cлавянские театральные встречи" к десятому юбилейному фестивалю обзавелись новой авангардной эмблемой. Что же касается символа-птицы, то по аналогии с балетным лебедем Большого театра или мхатовской чайкой занавес фестиваля вполне мог бы украсить гоголь. Сам Николай Васильевич, как известно, однажды вписал себя в эпический финал "Тараса Бульбы": "Блестит речное зерцало, оглашенное звонким ячанием лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем"... Почти по-гоголевски звучали пафосный зачин короткой истории молодого фестиваля, начавшейся тем не менее в 1989 году - "в другой стране и в другом веке", - и торжественная перекличка городов-участников, и открытие X фестиваля "Славянские театральные встречи" с тремя гарными дивчинами в национальных костюмах трех братских республик. И витала тень чиновной "Шинели", когда первый заместитель губернатора озвучивал приветствие начальника, который, однако, не смог почтить своим присутствием фестиваль. Многократно провозглашалось, что именно под патронатом брянского губернатора проходит слияние трех славянских Мельпомен. Ну и разумеется - под патронатом Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей России, чему подтверждение - приветственные телеграммы от Михаила Швыдкого и Александра Калягина. По словам директора фестиваля Владимира Макарова, за эти годы у "Славянских театральных встреч" появилось добрых три десятка надежных меценатов. То, что жюри нынешнего фестиваля возглавил Валерий Подгородинский - недавний начальник управления театрами Министерства культуры РФ, а ныне заместитель художественного руководителя Малого театра, - также придает брянскому форуму солидности. Гоголь - ...дворянин и великий русский писатель - олицетворяет исконную общность Украины и России. И редкий фестиваль обходится теперь без его горькой улыбки, яркого гротеска, сочного языка и актуального юмора. Но два подряд гоголевских спектакля в начале фестиваля - такого еще не было в десятилетней истории "Славянских встреч". И сразу два знаковых имени, два великих русских писателя, вышедших из украинской "колыски" - "Мертвi душi" по Гоголю с диалогами Булгакова были представлены "на ридной мове" Черниговским академическим украинским музыкально-драматическим театром им. Шевченко. Хрестоматийные строки зазвучали по-новому: "Русь, Русь, бачу тэбэ...", " Я протыв цого-нычого...", "пэрэотягнаный Наполеон", "Який же русский нэ любит швыдкой езды?", "Русь, куды мчишь? Дай видповедь..." Талантливый режиссер Андрей Бакиров вместе с киевскими художниками Георгием Широковым (сценография) и Аленой Богатыревой (костюмы) представили в четырех снах-действиях фейерверк бьющей через край молодой энергии и безграничной фантазии - вполне в духе Гоголя. На недавнем фестивале "Славянские театральные встречи" в Чернигове спектакль уже был удостоен Гран-при. Венецианский карнавал первой части спектакля - ненавязчивое напоминание о том, что поэму свою автор сочинял в Италии и виделась ему тройка-Русь из прекрасного далека. Будуарно-райский ужин у губернатора, где гости разодеты в воздушные пеньюары, включая Собакевича, а сам хозяин похож на огромный ходячий торт. Ноздрев и Мижуев - сладкая парочка с намеком на нынешнюю голубую моду - пожалуй, единственный "пережим" в этом довольно точно выверенном спектакле. Карусель помещиков N-ской губернии - пир для глаза. Внешнее решение образов явно не обошлось без влияния фауны и флоры. Манилов с супругой (артисты А.Куковеров и С.Бойко) - пернатая парочка: петух с курочкой, индюк с индюшкой... Михайло Собакевич (з.а. Украины П.Мороз) в жилете - меховой шкуре, однако не лишен благородных черт и барственной осанки. Дальше - больше. Коробочка (арт. Любовь Колесникова) - ходячая подушка-черепаха с абсолютно лысой головой, ныряющей в пух и перья, как в болото или под панцирь. Плюшкин же - вообще хвостатый монстр в слизистых щупальцах из ужастика - оборачивается на поклонах очаровательной актрисой - Валентиной Гаркушей, призером прошлого фестиваля. А что же наш главный герой - Павел Чичиков? В эмоциональном исполнении Сергея Горшкова он вовсе не пройдоха и подлец, а скорее - жертва, маленький человек, родной брат Акакия Акакиевича. И петушиный красный цвет его длиннополого фрака в финале оборачивается цветом жертвенной крови. Пиршество красок во второй части сменяется жестким черно-белым призрачным сном - летаргическим. Андрей Бакиров вышел за рамки первого тома "Мертвых душ", словно заглянув в сожженный второй и ненаписанный третий. А также напомнил интонации "Петербургских повестей" и "Записок сумасшедшего", где власть имущие представлены белыми фантомами - то ли бабы снежные в наполеоновских треуголках, то ли привидения, то ли перебинтованные безликие человеки-невидимки... Потом сцена становится одним большим облаком, и над всем этим огромная маска Гоголя с птичьим носом, обернувшаяся из бесформенной серебристой эмблемы-облачка на заднике сцены. Совсем по-гоголевски на "именинах сердца" после спектакля во время долгого бисирования, поклонов, вручения подарков и цветов как-то забыли представить и поздравить режиссера Андрея Бакирова, скромно мелькнувшего на сцене в своей совсем не торжественной одежде - черная майка и джинсы. Публика решила: наверное, кто-нибудь из рабочих сцены. А он по большому счету и есть рабочий. Года два назад его яркий спектакль-карнавал "Двенадцатая ночь, или Как пожелаете" привозили гомельчане, потом была комедия дель-арте "Про несчастье, беду и любовь в саду" по Гарсия Лорке и Метерлинку. Сейчас Андрей ставит в Бресте гоголевского "Ревизора". Вместе с прочими персонажами там будут действовать две крысы из сна городничего, которые, помните, прибежали понюхали и убежали... Называться спектакль будет "Ревизия" и посвящен не столько хлестаковщине, сколько городничевщине. Жаль, что до сих пор яркий режиссер Андрей Бакиров, так полюбившийся брянской публике, не востребован в брянских театрах. Столичная "Женитьба" лауреата двух Госпремий России Сергея Арцибашева, художественного руководителя Театра на Покровке и Театра имени Маяковского, - спектакль не новый. Несколько лет назад он был уже показан по телевидению с участием звезд Маяковки - Игоря Костолевского и Михаила Филиппова. На фестиваль же приехали все свои, покровские. Спектакль от этого ничуть не проиграл, получился светлым и лиричным, за исключением, пожалуй, несколько скомканного финала. Любопытная перекличка двух очень разных гоголевских спектаклей - красочная, пышная, удалая первая половина. И драматичная черно-белая вторая. Сергей Арцибашев на пресс-конференции рассказал о любопытном замысле этого спектакля. Он был задуман еще до августа 91-го как сватовство на невесте-России заграничных женихов, роль которых должны были исполнять зарубежные актеры. Потом круг сузился до стран СНГ, потом - до звезд разных московских театров. А потом оказалось, что и своими силами можно сыграть не хуже и даже лучше. Сейчас Арцибашев поставил "Женитьбу" в Маяковке. Но это уже другой спектакль - иные времена, иные. А фестиваль продолжали театры Гомеля, Тулы, Воронежа, Минска, Киева и, конечно же, Брянска. Также в рубрике:
|