Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7345) 19 - 25 сентября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраГорный край Золотой картыБарнаульский музей в Третьяковке Антон ЮТОСОВ
Ставший уже неотъемлемой частью художественной жизни столицы проект Третьяковской галереи "Золотая карта России" никуда не делся и в этом сезоне. Снова московские музейщики продолжают методично знакомить нас с художественными сокровищами российской глубинки, привлекая ценителей отечественного искусства неслыханными именами и невиданными шедеврами. Центральная полоса с ее знаменитыми волжскими коллекциями, богатые русской стариной Север и Урал в Москве отметились, и вот теперь с Божьей и федеральной помощью освоение художественных просторов Родины перевалило разделяющий Европу и Азию хребет. Первым сибирским музеем, на целый месяц обосновавшимся в залах Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке стал Барнаульский государственный художественный музей Алтайского края. Ради такого события прилетел в Москву сам глава краевой администрации Александр Суриков. Он и открыл экспозицию из почти 100 живописных и графических работ, приуроченную к 65-летию образования края и своим появлением во многом обязанную именно юбилейной программе.
Принято считать, что художественный музей в Барнауле молодой, созданный в 1958 году на гребне, как тогда говорилось, освоения целинных и залежных земель. В рамках, так сказать, "шефской" помощи центральных музеев регионам. Под этой эгидой и выставку шедевров из Третьяковской галереи в 1959 году провели, и часть работ из фондов крупнейших музеев "младшему брату" передали. А между тем у алтайских художественных коллекций есть своя давняя и суровая история. Так еще в 1826 году восхищался живописной частью собрания только что открывшегося "Барнаульского музеума" профессор Дерптского университета Карл Ледебур, хранил великолепные вещи и основатель музея - начальник горного округа сенатор П.Фролов, кое-что ценное имелось и у сибирских заводчиков, еще при Петре I основавших здесь крупное металлургическое производство. Более того, и сам Музей живописной культуры уже открывали - в 1921-м при личной помощи наркома А.Луначарского. Тогда, помимо коллекции Фролова, в него вошли полученные из музейного фонда полотна авангардистов - Кандинского, Малевича, Гончаровой, Ларионова... Но к 1926 году культуртрегерская политика Москвы поиссякла, музей захирел, а потом и вовсе закрылся. Вместе с ним канула в небытие и коллекция. Поэтому сегодняшние 12 тысяч экспонатов практически собирали заново: из фондов местного краеведческого музея, "резерва" Минкульта, из частных коллекций и собственных экспедиций. Получилось неплохо. Есть даже столь любимый Винкельманом образцовый классицист Антон Рафаэль Менгс, чей парадный портрет Екатерины II с атрибутами античной Фемиды был как раз некогда передан из Третьяковки. Русская живопись второй половины XVIII - начала XX века: портреты Тропинина и Маковского, среднерусские пейзажи Шишкина и Поленова, марины Боголюбова и Айвазовского, бытовая сценка из жизни бродячих актеров Соломаткина и чудный натюрморт Кончаловского. Конечно, музей по праву гордится своими приобретениями из собрания Н.Архангельской: эскизом портрета жены Серова, полноценным Коровиным, и даже долгое время числившейся в пропавших и буквально перехваченной у все той же Третьяковки картиной Саврасова "Могила на Волге. Окрестности Ярославля". И все-таки для пресыщенных художественными собраниями собственных музеев москвичей знакомство с алтайским гостем стало событием не поэтому. Если энный, даже первоклассный Саврасов интересен прежде всего специалистам, то яркие и самобытные местные живописцы стали открытием для многих. Не случайно именно с них, а не как принято по хронологии, открывается экспозиция. Яркие и "могучие", как сама алтайская природа, буквально выросшие из нее пейзажи Григория Гуркина (Чорос-Гурке) - первого национального художника, получившего профессиональное образование, ученика Шишкина, "окультуренного", но не замученного академической школой. На соседней стене - работы алтайского "европейца" Андрея Никулина - талантливого и умелого импрессиониста, нередко хвалимого критикой начала ХХ века, но совершенно забытого сегодня. Пороги, горные озера, перекаты. Их буйная, харизматическая красота, почти невозможные для скудного европейского восприятия свет и цвет привлекали и признанных лидеров авангарда. Сохранились в Барнауле плоды поездки по степному Алтаю Древина и Удальцовой, "алтайский космизм" 20-х годов Басманова и почти современные ему уникальные старообрядческие иконы сибирского письма Викулы Балыкина. Собственно, все это, отреставрированное специально к выставке и показанное в Москве даже в большем объеме, чем в постоянной экспозиции маленького, ютящегося в одном здании со школой, музейчика на родине, и есть культурное достояние далекого и загадочного Алтая. Достояние по-своему уникальное, недооцененное и такое же исчерпаемое, как его золото. А ведь на самом деле в крае, где значок "аурума" в карте полезных ископаемых впервые совпал с отметкой на "Золотой карте" нашего культурного наследия, все должно быть по-другому... Также в рубрике:
|