Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7345) 19 - 25 сентября 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСорок минут культурыМХК: вне методик и правил ОБРАЗОВАНИЕАнна СЕЛИВАНОВА Недавно мой знакомый - преподаватель курса технического дизайна в одном из московских вузов - имел неосторожность попросить абитуриента, заявившего о своем знакомстве с творчеством Микеланджело, назвать любое известное ему произведение великого мастера. Юноша уверенно отвечал: "Не помню названия, но там какая-то женщина держит на руках умирающего религиозного деятеля". При этом из двадцати человек, собравшихся в аудитории, такое описание "Пьеты" вызвало улыбку только у членов приемной комиссии. Остальные, надо полагать, не поняли, о чем идет речь. Пусть меня обвинят в клевете на подрастающее поколение, но могу дать голову на отсечение, что и из двухсот сверстников этого любителя скульптуры единицы смогут прокомментировать сказанное. А если при упоминании Микеланджело юные собеседники тут же вспомнят имена Донателло и Рафаэля, не обольщайтесь: может выясниться, что речь идет о черепашках-ниндзя. Нет, с интеллектом у них все в порядке: многие могут взять производную сложной функции, объяснить строение атома и изложить причины русско-турецкой войны. Потому что этому их учат в школе. А вот та область гуманитарных знаний, в которой есть место творчеству пресловутого Микеланджело, в учебный план, а следовательно, и в джентльменский набор выпускника, долгое время не входила. Три веселые буквыЛишь в девяностые годы картина постепенно начала меняться. В учебном плане ряда московских "продвинутых" школ появилась странная аббревиатура МХК, что расшифровывалось как "Мировая художественная культура". Предполагалось, что предмет с таким названием будет знакомить учащихся с достижениями этой самой культуры, дополняя картину всестороннего школьного образования. В Москве судьба нового предмета складывалась относительно счастливо, и вскоре он был включен в расписание подавляющего большинства столичных школ. Однако ситуация с содержанием курса и регламентацией оставалась весьма неопределенной. Чему, как и сколько времени учить школьников, решали, исходя из собственных соображений. И пока не появилась утвержденная Министерством образования программа, в ходу были бесчисленные авторские курсы, создаваемые теми, кто должен был как-то строить свое преподавание нового предмета. Программу ждали одновременно с надеждой и с опасением - оправдалось и то и другое. С ее выходом определилось содержание курса, но никакого облегчения никто не почувствовал. Скорее, наоборот. Теперь перед застигнутым врасплох учителем встала почти невыполнимая задача - втиснуть всю историю художественной культуры от первобытности до наших дней в прокрустово ложе сверхплотного учебного плана, в котором на МХК отводился, как правило, один академический час в неделю. Тут бы Министерству образования, подкинувшему школе головоломку, подсобить своим подопечным и довести благое дело до конца. Но решение проблемы надолго затянулось, и "Мировая художественная культура" встала костью в горле администрации школ, у которых, как известно, и без того забот хватает. Между тем сегодня, как видно, считается, что с введением нового предмета вопрос просвещения школьников в области искусства решен, а следовательно, пора определять новые требования, которые скоро отразятся в государственных общеобразовательных стандартах. Уже в проекте эти стандарты предвещают новые вопросы без ответов. В настоящее время в программе средней школы определено наличие блока под названием "Искусство", на который в каждом классе выделяется 1 - 2 часа. Содержание блока строго не регламентировано - предлагается вписывать в него музыку, ИЗО и мировую художественную культуру произвольно. При этом требования стандартов по циклу "Искусство", определяющие объем знаний и умений выпускников школ, соответствуют столь высокому уровню, какой можно достичь лишь в процессе серьезной подготовки, длящейся не один год. Создается впечатление, что их разрабатывали люди, вовсе не знакомые с учебным планом. Однако под эти стандарты уже пишутся новые программы и даже выпускаются учебные пособия. Учебник для несредней школыЕще несколько лет попытка обзавестись учебником МХК поставила бы вас в положение героя русской сказки, которому поручено было пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что. Сегодня ситуация иная - на полках книжных магазинов теснятся учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради и методические рекомендации. Но радоваться учителям и их подопечным все-таки рано: ни одна из этих увлекательных книг не может использоваться в качестве опорного текста по причине несоответствия утвержденной программе. Наверное, никому не пришло бы в голову выпускать учебники физики, посвященные углубленному изучению законов электродинамики или подробнейшему анализу теории относительности при отсутствии базового пособия, позволяющего последовательно пройти курс в полном объеме. Что касается обсуждаемого нами предмета - ситуация именно такая, но абсурдной она почему-то не считается. Специалисты в различных областях истории культуры пишут о том, что им самим близко и интересно, часто попросту игнорируя реалии школьной жизни. Не говоря уже о том, что характер изложения материала многие никак не соотносят с возрастными особенностями и уровнем знаний тех, кто этот материал должен усвоить. Здесь исключение составляет, пожалуй, только прекрасно написанная "История русской культуры" Рябцева, которая, однако, тоже может быть принята в качестве учебника, лишь в случае увеличения количества учебных часов как минимум в два раза при полном изъятии из курса МХК истории зарубежного искусства. Искусство на пальцахНекоторые учителя все же пытаются с этими пособиями работать - хотя бы потому, что в них имеются иллюстрации. Ведь дать школьнику представление об истории искусства, не имея возможности показать его образцы, просто нельзя. Тот, в чьем распоряжении есть оборудование для демонстрации слайдов и видеомагнитофон, считается счастливцем. Он и сам понимает это и каждый раз, включая диапроектор, дрожит от страха, что перегорит лампа, которую так трудно достать, и его лебединая песнь оборвется на полуслове. Есть страдальцы, которым родная школа никакой техники предоставить не может. Они по крохам собирают репродукции и несут из дома альбомы по искусству, которые за два урока приходят в плачевное состояние. Одна молодая учительница рассказывала мне, как в первый год своей работы в школе она, презрев учебный план, три месяца разбирала с детьми творчество Рембрандта, потому что на тот момент у нее была одна-единственная коробочка слайдов. Узнав об этом, методист округа был возмущен. Вместо физкультурыНа совещании по вопросам преподавания МХК в окружном методическом центре можно встретить учителей музыки и литературы, биологии и истории, встречаются даже физруки и руководители групп продленного дня. Всех собравшихся объединяет причастность к новому предмету, который они волею судьбы должны были освоить и преподнести своим ученикам. Как правило, это люди, чьи интересы связаны с содержанием этого предмета, хотя есть и те, кто взял на себя дополнительную нагрузку не из любви к искусству, а по иным соображениям. Поскольку преподавателей, получивших специальное образование, попросту нет в наличии, ничего странного в данной ситуации нет. Еще несколько лет назад, когда в области преподавания МХК безраздельно царил хаос, учителя охотно откликались на предложения администрации заполнить собой образовавшийся вакуум. Некоторые использовали учебные часы, чтобы углубленно заниматься с учащимися своим профильным предметом, кто-то рассказывал то, что сам знал об искусстве, кто-то отправлялся на экскурсию в музей... К сожалению, за этот период у многих сформировалось отношение к предмету, как к свободному времяпрепровождению, не преследующему четких образовательных целей. С тех пор как были предприняты попытки регламентировать требования к содержанию предмета, желающих стать учителем МХК заметно поубавилось. И это неудивительно: перепахать обширнейший материал, разработать методику преподавания и контроля, раздобыть иллюстрации - дело нешуточное, а при том незначительном количестве часов, которые добавляются к основной нагрузке, материальный интерес невелик. Спасает лишь то, что многие действительно увлеклись, прикипели к предмету, открыли для себя новые горизонты познания и потому продолжают работать, несмотря на все трудности. Есть и другая категория преподавателей - из числа искусствоведов и культурологов, которых судьба разным ветром занесла в школу. Они свободно владеют материалом, располагают серьезной литературой, но порой испытывают сложности в преподавании, теряясь перед шумной, требовательной, а порой циничной школярской братией. Один бывший музейный экскурсовод был искренне возмущен, что подростки хихикают над обнаженной натурой Рубенса и отказываются восхищаться Сальвадором Дали, к чему бывалый школьный учитель отнесся бы философски. * * *Тонкие ценители искусства возмутятся: возможно ли затевать такое ответственное дело, как изучение художественной культуры, не имея для этого элементарных условий? Не будет ли это профанацией, приводящей к полузнайству, псевдообразованности, под маской которых будет скрываться все то же невежество? Ответ на эти вопросы, как водится, даст сама жизнь. На мой взгляд, введение МХК в программу средней школы - рискованное, но необходимое предприятие, которое в идеале должно стать для юных прививкой от дурновкусия, выработав иммунитет к пошлости и бездарности. Планомерное изучение истории культуры даст ощутимый результат только завтра. Сегодня мы пожинаем плоды его долгого отсутствия - культурную инфантильность, оторванность от национальных и неприятие чужих традиций, неумение понимать язык искусства и вандализм. В заключение приведу незабываемый случай из собственной практики, который многим покажется неправдоподобным. На первом уроке в шестом классе одной из подмосковных частных школ завожу разговор о многообразии мира искусства. Слушают внимательно, в глазах любопытство. В ответ на мою попытку завязать диалог очаровательное создание с первой парты поднимает руку. Услышанное повергает меня в ужас: "Из всех искусств мне нравится театр. Там показывают разные кина, и клоуны делают нам интересно". В отчаянии обвожу глазами класс. Народ безмолвствует. Также в рубрике:
|