Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7152) 5 - 12 ноября 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Федеральный Совет

И все-таки они вертятся,

или Удочка вместо рыбы

Алексей ЧЕРНИЧЕНКО


"Я в прошлом сельхозник, - сказал академик Емельянов, ректор Академии госслужбы при Президенте РФ. - Мне кажется, между культурой и сельским хозяйством есть сходство: и то и другое в России умирает долго, но зато уж всерьез, основательно... Впрочем, вам всем я желаю здоровья и успехов, а по окончании этих курсов повышения квалификации вы получите сертификат, и вас не смогут уволить по сокращению кадров".

Зал был полон министров. Были, впрочем, тут и начальники управлений, и председатели комитетов, и директора департаментов. Но при всем словесном многоцветье это были коллеги. Просто теперь называется везде по-разному, например - министр культуры Саратовской или Свердловской областей, а на Алтае - предкомитета по культуре и туризму, в Калуге - директор департамента культуры и искусства... Впервые после двенадцатилетнего перерыва Министерство культуры РФ собрало на учебу региональных руководителей своих из всех субъектов России.

"Мы держим слово, соблюдаем провозглашенный принцип полной прозрачности бюджета, - сказал собравшимся федеральный министр В.Егоров, - из розданной вам информации вы видите весь ход финансирования наших программ и объектов".

Бюджет был действительно прозрачен. Он был прозрачен, как дистрофик, сквозь него просвечивали нищета объектов и неосуществимость программ.

"Из этих цифр вы видите, что мы не можем, к великому сожалению, дать вам рыбы. Но мы постараемся вооружить вас удочкой. Вам прочтут лекции преподаватели академии, перед вами выступят руководители министерств и ведомств. Но лучшая, наверное, школа - будет ваше общение друг с другом".

"Костры жгли всю ночь"

На открытии курсов не было Валерия Ивановича Лысенко из Калининграда. Организаторы, грешным делом, подумали: сколько их ни приглашай, оффшорников этих, а все за границу смотрят, отрезанные ломти... Лысенко появился через день и привез местную газету с объяснением своего опоздания. Статья называлась "Костры жгли всю ночь".

Их с приятелем, директором театра, унесло в Куршский залив на резиновой двухместной лодке. Шквал налетел в воскресенье утром, нашлись в понедельник поздно вечером. Ни еды, ни воды с собой не было, рыбачили у берега, беды не ждали. Полтора суток сумасшедший ветер нес их по трехметровым волнам вдоль залива, а они обломком единственного оставшегося весла по очереди выгребали - поперек. В десяти километрах от литовского уже берега сумели зацепиться за рыбацкую вешку от сети, чтобы нашли рыбаки. И ночью, и днем слышали, как их искали - вертолет МЧС и погранкатера.

- Как же неграмотно нас спасали, это уму непостижимо. Точь-в- точь, как российскую культуру: с суетой и редкой бестолковостью. Костры действительно жгли всю ночь, но на том месте, откуда нас унесло и куда мы уж никак не могли вернуться...

В культуре сегодня, как в море, говорит Лысенко со знанием дела, спасется только тот, кто будет грести сам - последним обломком, до последней силиночки. Они в области создали консорциум "Культура и образование", финансирующий культурные программы из прибыли. В нем и турфирма, и транспортное предприятие, четыре магазина, угле- и нефтеторговля, рыбная ловля и переработка. Привлекают предпринимателей в консорциум налоговые льготы - но за них надо платить культуре.

Приятель, с которым они вместе боролись и спаслись, - директор частного театра. Владельцем его является В.И.Лысенко. Так и написано на визитной карточке: начальник управления культуры, владелец частного театра-антрепризы "Лик".

Нюрнбергский процесс курского розлива

Выступал, например, Греф Герман Оскарович, первый замминистра Мингосимущества. Ох, и жарил - по площадям, головы не поднять: каждый, мол, квадратный метр памятников- заповедников - федерельный, арендная плата - тоже, а 20 процентов Минфин вернет в местный бюджет ("Держи карман!" - откликались в зале).

И сделал Греф паузу, и сказал другим голосом:

- Когда я был вице-губернатором Петербурга, в Мариинке было совершенно позорное кафе. И я сказал директору театра: всем известно, что есть разница между договорной арендной ценой и реальной рыночной за те же площади. Если она "черным налом" идет в карман руководству - одно дело, но если пойдет на ремонт и реконструкцию - ни один прокурор, ни один налоговый полицейский вас не тронет, понимаете?..

Зал тоже понял - и оживился.

- А вот еще приемчик, - продолжал Греф свойским тоном тренера-каратиста из жэковской секции. - Положим, сдали вы помещение под договор и обещание ремонта, а арендатор надул, не ремонтирует. Учтите, что можете в любой момент прервать договор под тем предлогом, что помещение непригодно под аренду - из-за отсутствия ремонта...

В застойной прессе всегда были такие разделы и рубрики: "Советы бывалого" или "Маленькие хитрости". Теперь это называется "ноу-хау", и с легкой руки замминистра зал вовсю стал делиться секретами. Оказалось, Тюмень и Новосибирск умудрились почти одновременно выиграть арбитражные суды по возврату налогов за коммерческую деятельность. Зал ахнул и потребовал от победителей ксерокопий пакета документов - как писать заявления, какие формулировки, аргументы.

- Мы тоже, - сказал курянин с места, - мы тоже выиграли процесс. Силикатный завод добывал песок и планомерно уничтожал уникальные археологические раскопки. Так знаете, самое трудное оказалось оценить ущерб от гибели культурного объекта. В арбитраже сказали, что методики нет. Но мы ее нашли. Оказывается, она последний раз применялась при оценке ущерба СССР, нанесенного фашистами, фигурировала на Нюрнбергском процессе. Мы нашли экспертов, представляете.

- Ну и сколько этим вашим силикатным фашистам присудили выплатить? - съехидничал зал.

- Сто двадцать миллионов рэ...

- Новыми?!

- Да, - сказал курянин. - Это, конечно, много. Они, конечно, не вернут. Пять раз весь завод продать - и то не хватит... Но дело ведь в принципе!

День шестой, или Шипы для Скорпиона

"И был вечер, и было утро - день шестой..."

И настало заседание Федерального совета по культуре и искусству Российской Федерации.

Министр Егоров сказал: "Главное слово сегодня - реализм".

- Капиталистический реализм, - тихонько подсказал зал.

- Поэтому, - продолжал министр, - надо ужать календарно- тематический план следующего года до короткой программы приоритетов...

И министр огласил эту программу, которая на следующий день в прессе отчеканилась в формулу "Христос, война и Пушкин". Подготовка к двухтысячелетию христианства, к 55-летию Победы и юбилею Пушкина.

Остальных федеральный бюджет просит не беспокоиться.

В наступившей тишине был слышен шелест целлофана на огромном букете роз. Оказалось, что накануне у министра был день рождения. Скорпионом оказался новый министр.

В прениях в букет стали добавлять шипы.

- Если бы в самом страшном сне, - сказал Приморский край, - мне приснилось, что меня назначили министром российской культуры... И если бы мне подсунули такую Программу приоритетов - я бы закричал и проснулся. Я бы даже во сне понял, что это чистая подстава!..

Зал шелестел уже громче всех букетов. Только что поздравляемому министру было неловко прерывать критику, но он тихонько сказал про регламент.

- Я сюда летел девять часов, - сказал Дальний Восток, - могу поговорить хоть девять минут? Почта с материалами этого совета до нас дойдет месяца через три, а скорее всего, вообще, как всегда, не дойдет. И на ноябрьские, и на Новый год я опять, как всегда, совру своим подчиненным, что их поздравил с праздником лично министр культуры...

- А почему в Пушкинской программе нет Кавказа? - удивился министр культуры Северной Осетии. - Как это Пушкин без Кавказа. Вот включили же Полотняный завод, калужское приданое Натальи Николаевны Гончаровой...

- Это внебюджетный источник помог, - объяснила Наталья Леонидовна Дементьева, - тамошняя печатная фабрика.

- Надо найти средства, - не сдавался Кавказ. - Можно провести Всероссийскую денежно-вещевую лотерею имени Пушкина и на выручку профинансировать юбилейные торжества на Кавказе...

Нет, не понравилась регионам Программа приоритетов.

Спонсор для первой скрипки

В некоторой области, в некотором регионе жил-был симфонический оркестр. И была в нем первая скрипка, а у нее был спонсор. И все это знали и относились по-разному: кто смеялся, кто завидовал. Руководитель оркестра спонсора не имел, но в скрипкины дела, финансовые особенно, не вмешивался.

А потом вдруг как-то пришел к первой скрипке и, бледнея- краснея, попросил у нее... справку. Бумажку о том, что есть спонсор и что доплачивает к зарплате энную сумму.

Кончилось все очень хорошо. Спонсор справку дал - фактическую, с печатью ООО или АОО, скрипка вручила ее руководителю - и тот тоже стал получать больше. Совершенно официально, от министерства культуры своей области.

- Понимаете, - говорит областной министр, - мы решили из местного бюджета поднять зарплату руководителям учреждений. Но не чохом, не механически. Разработали критерии, множество показателей учли - заполняемость залов, количество премьер, исполнение бюджета, объем выручки и даже размер привлеченных средств (вот дирижер-то и пошел за справкой. - А.Ч. ). От всего этого теперь зависит зарплата руководителей. Так, знаете, обнаружился неожиданный побочный эффект: резко улучшились все статистические показатели. Теперь все деньги стали показывать...

- Я пришел к Тулееву, - говорит пред. Департамента кузбасской культуры, - и спросил, неужели 3,5 миллиона жителей Кемеровской области не могут поддержать 15 тысяч работников собственной культуры? С января 98-го зарплату подняли в два раза, а теперь за выслугу в культуре больше 15 лет доплачиваем 40 процентов. Средняя зарплата в культуре при этом достигла двух третей от зарплаты в промышленности.

В Перми всемирно известное Хореографическое училище погибало на попечении федерального бюджета, не взиравшего на авторитеты. Придумали, чтобы не лишать пусть бесполезного, но федерального статуса, тройное соучредительство, теперь у этой "первой скрипки" три спонсора. Областной и муниципальный бюджеты в отличие от федерального - платят...

Хорошо быть регионом-донором.

А олени - лучше, или ЧАО, Чукотка!

Н.Шмелев говорил, что социализм долго строили у нас, а построили в Швеции. И теперь они там гордятся не обществом равных возможностей - все, в принципе, возможно в этом лучшем из миров, а равной доступностью социальных благ для всех жителей страны.

То есть вот если живет где-нибудь на глухой деревенской крыше совсем маленький, очень одинокий Карлсон, то обязательно к нему либо специально театр приедет, либо Карлсона этого в театр отвезут на казенном автобусе без всяких денег и пропеллера на спине.

Им бы наш Аэрофлот - хоть с пропеллером, хоть турбореактивный.

Она машет нам с самого краешка карты и кричит: "Чао!" Чукотский, то есть автономный, округ... Вот посмотрите вы на карту - и увидите, что хоть и далеко до Анадыря, но все же поближе, чем до Нью-Йорка. Судя же по цене самолетных билетов - все наоборот. Но если вы все-таки долетите до Анадыря, еще больше удивитесь теории относительности аэрофлотовского пространства. От столицы округа до любого райцентра авиабилеты (а других билетов нет) стоят больше половины московско-анадырской цены.

Это ведь, сограждане, не вопрос тарифов или ведомственных аппетитов. Это попрание Декларации прав человека в части провозглашаемой ею свободы передвижения. От шведского же принципа равной доступности чего-либо авиатарифы наши просто ничего не оставляют.

- У нас есть единственный профессиональный фольклорный коллектив - чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон", - говорит Тамара Бородина.

- В этом декабре ему тридцать лет. Четверть века ансамбля мы праздновали в Москве, в Зале Чайковского. Теперь о перелете не может быть и речи. В позапрошлом году получили последний раз деньги на гастроли по округу. Огромную сумму - полмиллиарда рублей. Так этого хватило на билеты только до райцентров, в поселки - поехать уже не смогли. На тридцатилетие губернатор обещал ансамблю автобус. Может, прочтет вашу газету - вспомнит...

Зато есть ЗАТО

Закрытые административно-территориальные образования, эти островки счастливого бюджетного военно-промышленного прошлого в виртуальном культурном пространстве нынешней Эрефии, тоже повышают в эти дни квалификацию. Бывшие Пензы-19 или Челябински-70 ныне поэтично зовутся Заречным и Снежинском.

- Одного боимся, - говорит Нина Новикова, ответственный секретарь совета руководителей органов культуры ЗАТО, - как бы нас не открыли. Сейчас в нашем Заречном на 64 тысячи жителей - 18 учреждений культуры. И все они как бы свои, домашние, и атмосфера соответствующая, и с репетиции или из библиотеки в любую ночь-полночь может идти даже через парк хоть ребенок, хоть девушка. У нас нет преступности.

Но не в преимуществах социализма и железного занавеса убеждают ЗАТО, а в том, что культура может существовать на местные налоги, если их и ее не грабить. Все ЗАТО - как бы оффшорные зоны, и коммерсанты рвутся туда, где меньше грабят ГНС и "братва", где не стреляют и в лицо знают спонсоров и меценатов.

Господа правительство! Сделайте культуру оффшорной зоной...

Рецепты выживания, или Культура на выдумки хитра

Надо все-таки, никуда не деться, признать по-шварцевски: умный у нас министр культуры. В день открытия учебы он, как в воду глядел, сказал: главным будут ваше взаимное общение и обмен опытом.

Руководители регионов сами внесли в программу занятий "круглый стол", который надо было бы назвать "А у нас в квартире газ. А у вас?".

Милая Томская область сказала: кризис обратил земляков от берега турецкого к местному туризму. В городе организовали бесплатную школу экскурсоводов, молодые учителя в нее ринулись, теперь прирабатывают до трети денег, показывая землякам родные достопримечательности.

Не менее милая Пермская область добавила: ассоциация "Большой Урал" возродила практику составления и координации гастрольных планов. Это увеличило выручку, укоротило беспредел и гастрольное пиратство, когда приезжали в область черт-те кто и откуда, с собственными "самопальными" билетами и чудовищной халтурой, а уезжали из нее с ее кровными и неплохими деньгами...

В Кировской области, оказалось, Зуевский механический завод научился делать не только оборудование для аттракционов, но и театральные кресла. Ими оборудовали зал филармонии к 125-летию Федора Ивановича Шаляпина, дорогого земляка. Постойте, постойте - какого земляка - Шаляпин же не вятский... Правильно, но родители его переехали из Вятки, мы посчитали совершенно точно: зачат он был у нас.

Зал грохнул...

Именно самые дотационные области оказались самыми изобретательными: нужда научит калачи есть. Опыт ивановцев все конспектировали, как первокурсники. Там покупают только оборудование, которое само приносит деньги. Покупает областное управление из своего фонда развития, отдает учреждениям - и требует амортизационные отчисления от 20 до 50 процентов от дохода. Поэтому дискотечное оборудование окупилось за полтора года, компьютерный центр с играми - за два, как и ксероксы для библиотек, а деревообрабатывающие станки для Домов ремесел - вообще за год.

Кого государство хочет обмануть, сказал кто-то со вздохом: выбиваем-выбиваем гроши свои, выклянчиваем, а две трети этих денег идет на коммунальные услуги - какое же это, к черту, финансирование культуры?!

Не скажите, поправил очки ивановец, с умом надо, с умом. Во всем есть хорошие стороны. Вот мы с субарендаторов за "коммуналку" живые деньги берем, а сами расплачиваемся взаимозачетами - выгодно. Так что не надо "коммуналку" госимуществу отдавать - пригодится самим.

Зал сдружился, перезнакомился, "законтачился". Все они были немножко массовики-затейники, по роду службы общительные; кто по профессии, кто по склонности чуточку актерствующие. Многолик был зал, но минимум в двух лицах един был каждый - "руковод" в своем кресле - и проситель, ходатай, ходок в здешних коридорах. Они блефовали и прибеднялись; плели паутины многоходовок с руководством и коллегами даже тут, на учебе, работали, словом.

И однажды только оказались сердито-едины в эмоциях. Когда вальяжный профессор, ссылаясь на все зарубежные опыты, стал говорить о деградации и обреченности провинциальной российской культуры в условиях такого-то финансирования и прочего...

Искренность и эмоциональность их реакции была не защитой чести мундира. Как раз не чиновниками, видно, почувствовали они себя, а плотью от плоти этой культуры - и это им сказали про их деградацию и обреченность...

Профессор, выражаясь современно, "за базар ответил". Получил сполна...

Видимо, пока жив, человек ни из каких тактических соображений не захочет чувствовать себя обреченным.

Все еще живы. Как учит Иваново - надо с умом. Как учит Калининград - единственным обломком весла, но грести, грести, грести...

Также в рубрике:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;