Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7152) 5 - 12 ноября 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЖизнь вопрекиАкадемия искусств в виртуальной реальности ВОРОНЕЖЗиновий АНЧИПОЛОВСКИЙ Мы живем в странное время. Лишенная достойного финансирования культура, кажется, неизбежно должна погибнуть. Непристойные, жестокие, а к тому же нередко и бездарные фильмы, изо дня в день заполняющие телеэкран; эстрадные звезды и звездочки, вспыхивающие на миг, чтобы потом навсегда исчезнуть из памяти зрителей, - кажется, это и есть истинные потребности "нового образа жизни"... Ан нет. Актеры месяцами не получают свою жалкую зарплату, однако каждый вечер поднимается театральный занавес. Да и число театров в провинции за последние годы выросло, хотя уж им-то, новым, вообще из бюджета почти ничего не перепадает. И в публике недостатка вроде бы нет. Очереди за билетами, правда, не стоят, но зал заполняется. Почти аншлаг. Алогизм стал нормой. И мой родной Институт искусств - нынче ставший Академией искусств - тоже во власти виртуальной реальности. Как жить, хоть и не очень крупному, но совсем не простому учебно-художественному организму с его тремя "разнонаправленными" факультетами, сложным инструментарием, специфическими видами студенческой практики? Как "одевать" спектакли и оборудовать театральное хозяйство - тем более на двух площадках? Как поддерживать в рабочем состоянии рояли, скрипки, виолончели, баяны, домры и пр., и пр.? Как снарядить летнюю поездку живописцев на пленэр? Как отремонтировать хотя бы основной учебный корпус? Перечень таких вопросов можно продолжать, кажется, бесконечно. Но едва ли кто сумеет на них ответить. Ведь на все это наш вуз не получает ни единого рубля. Государственное финансирование сводится лишь к выделению средств на зарплату (неполную) и студенческие стипендии (тоже неполные). И тем не менее вуз (академия!) живет и - наперекор всему - стремится достойно выполнять свою миссию. Примерно год назад по итогам конкурса газеты "Культура" "Окно в Россию" Воронежский институт искусств попал в число лучших региональных вузов. Хотя условия существования ныне стали еще сложнее, а безденежье еще мучительнее, нет никаких оснований говорить о снижении его учебного и творческого уровня. Напротив. В чем это выражается? Прежде всего - в требовательности педагогов. К самим себе, в частности. Убогая зарплата (правда, странным образом получаемая почти вовремя) никого не сделала равнодушным, не заставила опустить руки. Много лет уже никто не едет в столичные вузы на ФПК или хотя бы на недельку посидеть в столичной библиотеке. И все-таки выходят солидные исследования, учебные пособия, книги и брошюры по многим проблемам музыкального и театрального искусства. Диапазон их достаточно широк: от оперного творчества А.Скарлатти (Е.И.Лучина) и специфики классической сонаты (Н.В.Белянская) до выпущенных в Москве весьма значительным тиражом "Упражнений и этюдов для балалайки" И.В.Иншакова. Нельзя не упомянуть ряд конференций, проведенных кафедрой истории и теории музыки совместно с отделением фольклористики при участии многих специалистов не только из Воронежа, но и из других городов, из дальнего зарубежья. Впрочем, творческий вуз - это все-таки в первую очередь творчество исполнительское. Педагогам-музыкантам здесь и карты в руки. Перечислить их концертные выступления невозможно. Да и не нужно, наверное. Достаточно сказать, что происходят они постоянно - на разных площадках и в разных городах, а нередко - и в далеком зарубежье. Впрочем, за рубеж их приглашают не только на гастроли. Иной раз - для чтения лекций, для преподавания в консерватории. Видно, корневая система нашей культуры так глубока, что ее не могут погубить - как ни старайся - ни Минфин, ни прочие радетели о благе Отечества. Мне не раз приходилось говорить со студентами-актерами об их будущей профессии. Знают ли они о нищенской зарплате, которая ждет их впереди? Да, конечно. Слыхали ли они об актерах нашего Академического театра драмы им.Кольцова, не получающих заработанных денег с июня и пикетировавших здание областной администрации? Еще бы, как не знать! И что же? А ничего. Будем учиться. И учатся. И добиваются порой неплохих результатов. Новый Благотворительный фонд М.Л.Ростроповича назначил двум талантливым студентам именные стипендии: им.С.Рихтера - Богдану Левченко (III курс) и им.Д.Ойстраха - Василию Кувакину (I курс). Чуть ли не каждый месяц на доске объявлений появляется поздравление новому лауреату или дипломанту российских и международных конкурсов. Дабы не утомлять читателя длинным перечнем, назову лишь два впечатляющих успеха: Гран-при на Международном конкурсе в Страсбурге дуэта баянистов ассистентов-стажеров М.Ахмедагаева и В.Шарибова и 1-я премия студента III курса В.Колмакова на Всероссийском конкурсе "Большой приз Дона" (Ростов-на-Дону) - все они ученики профессора М.Ф.Швецова. Но, пожалуй, эффективность обучения всего сильнее сказывается в востребованности наших выпускников. Десять лет назад я по поручению СТД время от времени ездил в разные города, в разные театры. И повсюду: и в Самаре, и в Челябинске, и в Рязани, и в Курске, и в Липецке - неизменно встречал своих бывших студентов. Немало их и в обеих столицах: в Сатириконе и в ЦТРА, в Ленкоме, в акимовском театре, в новом "Театре Сатиры на Васильевском острове" и т.д. и т.п. И это притом, что зачах и прекратил существование организуемый Министерством культуры ежегодный фестиваль выпускных спектаклей в Курске, куда съезжались режиссеры в поисках нужных "сюжетов" (как говаривали в старину). Однако практически все выпускники нашего театрального факультета в нынешнем году пополнили труппы солидных театров: и Воронежского академического, и Воронежского Камерного, и ряда других (в Москве, Белгороде и т.д.). Неплохо устроились и музыканты. Струнники - в оркестр Воронежского театра оперы и балета, в Липецкий симфонический оркестр... Народники (обладающие обычно наибольшим числом почетных дипломов и званий) - в различные ансамбли и оркестры народных инструментов. Пианисты - в музыкальные училища городов центральной России. Вокалисты - по-разному: кто-то принят в Петрозаводский, кто-то в Воронежский музыкальные театры. А итог таков - 82 процента выпускников этого года пополнили творческие коллективы разного профиля. И это означает, что театры и концертные организации (как ни унизительны условия их существования) думают о завтрашнем дне. Думает о будущем и наша Академия искусств. Ее планы разнообразны: по возможности избавить преподавателей от перегруженности учебной работой, освободить время для творческой деятельности; расширить ассистентуру-стажировку; увеличить число специализаций на музыкальном факультете; создать редакционно-издательский отдел... Впрочем, многое тут зависит... от коммунальных служб города. Наши долги за свет и тепло таковы, что на законных основаниях нас могут лишить и того и другого. Однако жизнь продолжается. Продолжается - вопреки. Также в рубрике:
|