Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7397) 2 - 8 октября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Идиот" собирает ОрфеевЕлена ГРАНДОВА
Вот уже девятый год телевизионный бомонд если не валом валит на торжественную церемонию вручения национальной телевизионной премии "ТЭФИ" Фонда "Академия Российского телевидения", как это было в первые годы, то, по крайней мере, заглядывает сюда. Правда, с каждым годом его, бомонда, как и VIP-персон, становится все меньше и меньше. В нынешнем году в ГЦКЗ "Россия", где обычно происходит церемония, было где яблоку упасть, несмотря на предшествующие событию пресс-конференции, на которых обещали увлекательнейшую интригу: впервые победители определялись "здесь и сейчас" путем электронного голосования на глазах, так сказать, изумленной публики. Академикам Фонда были розданы пультики, на кнопки которых телеасы и должны были нажимать соответственно своему выбору прямо в зале. Естественно, церемония награждения началась с минуты молчания, посвященной светлой памяти Юрия Александровича Сенкевича. Правда, предшествовало этой горькой минуте прочтение президентом АРТ Познером послания Президента России Путина в адрес "ТЭФИ".
Но жизнь есть жизнь, и, подавив тяжелый вздох, аудитория настраивалась на праздник. Тем более что в фойе многие уже успели пообщаться, перекинуться новостями, обняться-поцеловаться, заглянуть в концертный буфет. Жванецкий и Якубович, Жженов и Касаткина с Колосовым, Спиваков в сопровождении красавицы-жены Сати и семейство Тодоровских, Грачевский и Чингиз Айтматов, Татьяна Доронина и Владимир Этуш (больше, пожалуй, и не припомню звездных личностей), "дыша духами и туманами", преимущественно в черных смокингах и черных же дамских "макси" создавали, так сказать, торжественную атмосферу. Ее разбавляла команда "Большой стирки", разгуливавшая по фойе со своим "стирочным" флагом, фабричные "звездочки", номинирующиеся по развлекательному ведомству в молодежных прикидах, вездесущие журналисты.
"Первому каналу", транслировавшему в этом году "ТЭФИ"-2003, электронное голосование добавило "головной боли" - пультики были розданы академикам строго в соответствии с занимаемыми местами, но академикам на своих местах не сиделось, то один, то другой меняли "дислокацию", дабы оказаться рядом с коллегами "по интересам". Устроителям в спешном порядке приходилось налаживать и переналаживать отрегулированную систему, чтобы не было (или было поменьше) сбоев. Начало явно затягивалось, свет в зале то потухал, то вспыхивал вновь, и неоднократно возникавший откуда-то голос, который сообщал, что по техническим причинам церемония начнется "через пять минут", вызывал в зале прямо-таки школьное оживление.
Но вот с третьей попытки от голубого задника сцены, по всей вероятности, олицетворявшего мерцающий эфир, отделился президент Фонда "Академия Российского телевидения" Владимир Познер. Пять свисающих с колосников экранов - пять метровых каналов (еще совсем недавно их было шесть, но ТВС почил, а "Спорт" еще не включили в соревнование) заговорили голосами известных теледеятелей каждый на свой лад. Это было остроумно, а потому весело. Хотя напряжение у номинирующихся финалистов нарастало. Днем раньше стали известны победители внеэкранных номинаций - лучшие звукорежиссер (Наталья Плуталова, "Что? Где? Когда?"), продюсер (Валерий Тодоровский, "Идиот"), художники-постановщики (Владимир Светозаров и Марина Николаева, "Идиот"), режиссер (Владимир Бортко, "Идиот"), сценарист (Эдвард Радзинский, "Александр II. Жизнь. Любовь. Смерть"), другие теледеятели, работающие по ту сторону экрана.
Забегая вперед, скажем, что такого количества бронзовых Орфеев никому, кроме как команде, подарившей зрителям телевизионного "Идиота", получить еще не удавалось. Помимо уже перечисленных, высшую награду экранизация бессмертного творения Достоевского завоевала в номинации "Телевизионный художественный фильм", Евгений Миронов стал обладателем Орфея как лучший исполнитель мужской роли в "Идиоте", а Инна Чурикова как лучшая исполнительница женской роли в том же фильме. Коль скоро речь зашла о телекинопродукции, удовлетворим интерес читателей в отношении знаменитой "Бригады", которая номинировалась по разряду сериалов и с большим отрывом от соперников ("Закон" и "Ледниковый период") получила своего Орфея.
Тем не менее главными в телевизионном конкурсе всегда были и остаются информационные программы. И здесь аудиторию ждали приятные неожиданности. Соревнуясь с программой "Время" ("Первый канал") и "Страна и мир" (НТВ), статуэтку Эрнста Неизвестного получили "Новости культуры" (ГТРК "Культура"). Во второй по значимости номинации "Информационно-аналитическая программа" приз взял томский "Час пик", оставив позади познеровские "Времена". Кстати, лучшим интервьюером стала Юлия Мучник, работающая в том же "Часе пик", обошедшая и самого Владимира Владимировича, и Светлану Сорокину, претендовавших на высшую награду. Лучшим ведущим информационной программы назван Михаил Антонов из "Вестей" (канал "Россия"), а репортером - Андрей Лошак, представляющий программы НТВ "Намедни", "Сегодня", "Профессия - репортер". Нельзя лишний раз не порадоваться за телеканал "Культура", ставший вторым по количеству финалистов и взявший Орфеев, помимо уже названных, в таких важных номинациях, как "Публицистическая программа" - цикл Виталия Третьякова "Что делать" и "Ток-шоу" с программой "Школа злословия"(вручал приз Владимир Жириновский, что представляется сколь символичным, столь и забавным). А вот флаг "Большой стирки" поник. С нетерпением ожидали победителя в номинациях "Телевизионная игра" и "Ведущий развлекательной программы", поскольку и в одной, и в другой значился ставший поистине легендарным Максим Галкин. Увы, извините за каламбур, Галкин пролетел. Призерами стали соответственно "Своя игра" (НТВ) и Федор Бондарчук ("Кресло", СТС). Не обошлось и без казусов. Создатели развлекательных программ, по выражению Леонида Якубовича, "разрывают себе душу ради зрителей". Разрыв, на мой взгляд, столь усерден, что телевидение наше как-то незаметно превратилось в информационно-развлекательное. Впрочем, допускаю и другие оценки. Программы данной номинации - "О.С.П.-Студия"(СТС), "Квартирный вопрос"(НТВ) и "Последний герой-3"("Первый канал") - пришлось переголосовывать. Сначала "картинки" на полиэкранах не совпали (это, впрочем, случалось и с другими номинациями, не будем строги - электронное голосование в режиме он-лайн проходило на "ТЭФИ" впервые). А потом "О.С.П." и "Герой" шли, что называется, "ноздря в ноздрю", и вдруг сбой, цифры заметались в какой-то непонятной пляске. Одним словом, после переголосования с отрывом в десять голосов победила "О.С.П." под победные крики "разрывающих себе душу" создателей программы. Не могу не задуматься над решением жюри в отношении номинации "Музыкальная программа". На сцену вышел Владимир Спиваков и, обращаясь к академикам, напомнил мысль Пушкина о том, что искусство (музыка в том числе) учит вдохновению. За приз боролись "В нашу гавань заходили корабли" (в который уже раз!), "Оркестровая яма с Артемом Варгафтиком" и "Фабрика звезд-2". Победил... шоу-бизнес, то бишь "Фабрика". Маэстро Спиваков грустно улыбался. Да, были на церемонии казусы. Но казус - это все же лучше, чем скандал. В прошлом номере мы уже рассказывали о том, что в номинации "Программа для детей" значился "Самый умный ребенок" (СТС), появившийся в эфире единожды в серии выпусков "Самый умный директор", учитель и т.д. К детскому вещанию этот практически пилотный выпуск вообще отношения не имел, тем более не имел права выдвигаться на высшую телевизионную премию России. Вот он-то и получил Орфея. Как такое могло произойти, непонятно, если учесть, что детское вещание на отечественном телевидении - самое слабое место. На дециметровом СТС уверяли, что в новом сезоне будет годовой цикл "Ребенка". Но ведь премии-то вручали не за будущие, а за уже свершившиеся достижения. Есть у академиков самый главный, самый почетный приз - "За личный вклад в развитие отечественного телевидения". Голосование по нему происходило "не здесь и сейчас". Еще в начале сентября на специальном заседании фонда закрытым голосованием определили призера. Имя его на церемонии, торжественно вскрыв конверт, огласил Владимир Познер. Под аплодисменты зала на сцену поднялся Евгений Гинзбург. Он сказал только одну фразу: спасибо, что при жизни. Также в рубрике:
|