Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7369) 13 - 19 марта 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЦирк на граниНерентабельная отрасль планирует свое будущее ДЕБАТЫАнна СЕЛИВАНОВА О том, что российский цирк пребывает в затянувшемся кризисе, сегодня знают все. А о том, каким образом он намерен из этого кризиса выбираться, - единицы. Впрочем, есть основания полагать, что вскоре ситуация обретет равновесие - в конце марта с курсом спасительной политики окончательно определится новое руководство компании "Росгосцирк", которое и представит всем замершим в ожидании новую концепцию развития. Ну а пока этого не произошло, есть время подумать. Например, о том, кем на самом деле должны приниматься судьбоносные решения и нужен ли российскому цирку рулевой в лице государственной компании. Все эти острые вопросы и решили обсудить учредители национальной премии "Цирк", собравшие "круглый стол" "Российский цирк на грани перемен". Устроители предвидели, что в зале медиа-центра "Известий" будет жарко. Неслучайно Евгений Соломин, взявший на себя роль ведущего "ток-шоу", открыл дискуссию призывом проявлять тактичность и взаимоуважение, не допуская склок. Но жизнь взяла свое - "круглый стол" начался со скандала. Первым поводом для волнения и недоумения собравшихся стала сама повестка дня, поскольку, как выяснилось, совсем недавно в Москве прошло совещание директоров, где подробно обсуждались все насущные вопросы. По утверждению председателя совета директоров Анатолия Марчевского, участники совещания единодушно приняли решение отложить дебаты до принятия "Росгосцирком" единой программы. "Сегодня, впервые за долгие годы, руководство компании активно интересуется нашим мнением, - добавил директор Екатеринбургского цирка. - Все директора имели возможность изложить свою позицию по ситуации и перспективам. Кроме того, уже несколько месяцев подробно исследуется материально-техническое и творческое состояние всей системы цирков в России. Почему же сегодня вновь возник этот разговор, и кому он нужен?" Впрочем, вскоре ответ на этот вопрос был получен в виде ксерокопий текста "Обращения директоров цирков и артистов компании "Росгосцирк" в Правительство РФ, представляющее собой решительный "вотум недоверия руководителю компании". Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что тон и содержание упомянутого обращения достойны обличительных вердиктов инквизиции. В грехи генеральному директору "Росгосцирка" Д.Смелянскому вменялись увольнения заместителей, пренебрежение мнением директоров цирков, незаконная коммерческая деятельность по организации зарубежных гастролей и ряд других серьезных нарушений. Замечу, что упомянутое обращение достигло своего адресата накануне итогового заседания Коллегии Минкультуры и стало серьезным основанием для беспощадной критики, высказанной В.Матвиенко в адрес Д.Смелянского. Однако, как это ни удивительно, большинство руководителей, принимавших участие в диспуте, до встречи в медиа-центре "Известий" не только не были знакомы с содержанием гневного письма, но и не подозревали о его существовании. Не трудно представить, что они почувствовали, получив в руки "плод коллективного труда", в котором, по словам Максима Никулина, "оказались смешанными заведомая ложь, клевета и реальные факты". Впрочем, вскоре истинные авторы письма были-таки обнаружены. Ими оказались пять директоров цирков Дальневосточного региона, заручившиеся поддержкой нескольких своих коллег посредством телеграмм неопределенно-безобидного содержания. Так претензии отдельных руководителей путем несложных операций превратились в коллегиальное обращение всей цирковой братии, вызвавшее в правительстве немалый интерес. Затем ведущий "извлек из рукава" самый, пожалуй, больной вопрос - о перспективе присоединения к "Росгосцирку" Большого Московского и Санкт-Петербургского цирков. По словам первого заместителя генерального директора компании А.Крупина, судьба независимых цирков была решена на Коллегии Минкультуры еще в апреле прошлого года. И хотя до настоящего времени никаких конкретных действий государство не предпринимало, вердикт министерства висит над головой директоров как дамоклов меч. Но Леонид Костюк, присутствующий на мероприятии лично, и директор питерского цирка, изложивший свою позицию в письме, категорически не желают расставаться со свободой. Особенно теперь, когда из закона о ФГУП исчезло понятие дочернего предприятия, которое могло позволить циркам по присоединении сохранить статус юридического лица. "Мы потеряем все - свою труппу, здание, деньги, все права переходят компании. Мы даже не сможем стать филиалом, поскольку юридически находимся с "Росгосцирком" на одной территории", - сказал Л.Костюк. Вряд ли слияние с "Росгосцирком" сделает Большой Московский цирк успешнее, чем он есть. Тогда какой толк включать его в конвейер? "Нас обвиняют в том, что мы не пускаем на свою арену артистов "Росгосцирка", - пояснил Л.Костюк. - Но мы готовы работать с ними, если качество номеров подтвердит художественный совет, а для наших артистов в это время будут организованы гастроли". Решительно настроен и генеральный директор Цирка на Цветном бульваре, заверивший всех присутствующих, что, какие бы постановления ни были приняты, он будет сопротивляться присоединению всеми доступными средствам. "Настанет день, - уверенно сказал Максим Никулин, - когда все цирки страны станут частными, а "Росгосцирк" будет играть роль "большого артистического агентства". Путь к светлому будущему, заявил Никулин, может быть только один - поэтапное акционирование успешных и перепрофилирование заведомо убыточных цирков. Это утверждение подлило масла в огонь. Директора провинциальных цирков в большинстве высказались в пользу необходимости сохранить существующий порядок. "Можно говорить о независимости цирков Костюка и Никулина, но вы попробуйте акционировать цирк в Туле, Кемерове, Владивостоке - ничего хорошего не получится", - заявил директор Кировского цирка Владимир Воробьев. Из выступлений поддержавших его участников диспута ясно следовало, что без помощи "большого брата" в лице единой компании и постоянной финансовой поддержки со стороны государства цирковая жизнь в России обречена на медленное умирание. А бывший директор департамента организации гастролей "Росгосцирка", дрессировщик Виталий Воробьев, вообще высказал утверждение, что и во многих странах Европы цирки простаивают месяцами, поскольку искусство это в принципе нерентабельно. В целом же дискуссия носила обвинительно-оборонительный характер. Корили друг друга в местечковом подходе, в неумении наладить работу, в равнодушии и излишней эмоциональности. Защищали и одновременно критиковали существующее положение дел, конвейер и прокатчиков. Что же до отношений с "Росгосцирком", то, как ни старались устроители встречи пробудить в директорах жажду независимости, те на провокацию не поддались. Видимо, хотя вместе с государственной компанией иной раз и скучно, врозь пока все-таки страшно. Да и шутка ли сказать - в конвейере компании сегодня более 40 цирков, поди разберись, куда им всем плыть. Впрочем, генеральный директор "Росгосцирка" Д.Смелянский не собирается пускать дело на самотек. Выступая на заседании Коллегии Минкультуры, он отметил, что в ближайшее время необходимо провести реорганизацию компании, устранив юридические противоречия. Смелянский объявил о намерении восстановить систему соцзащиты, страхования и сертификации номеров и рассказал о планах по укреплению материального фонда, три четверти которого ныне пребывают в плачевном состоянии. Ни об акционировании цирков компании, ни о присоединении новых цирков на коллегии не было сказано ни слова. Так что поводов для беспокойства у директоров вроде бы не должно быть. Но они, как стало понятно в ходе недавней встречи, тем не менее есть, поскольку необходимость государственных решений, заложником которых станет российский цирк, вовсе не отменяет их непредсказуемости. Также в рубрике:
|