Свободная девочка в отсутствие мачехи
"Белоснежка" на фестивале NET
Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Фото Михаила ГУТЕРМАНА
 |
Сцена из спектакля "Белоснежка" |
Сиквелы - вещь нынче модная. В большей степени это дело любят в кинематографе, но и на театре сочинением и постановкой продолжений знаменитых сюжетов стали увлекаться все больше и больше. Одну такую историю продемонстрировал на нынешнем NETе Мини-театр из Любляны. Драматург Роберт Вальзер по-своему переосмыслил известную сказку братьев Гримм о Белоснежке и предположил, что могло бы произойти с этой героиней впоследствии. А режиссер Ивица Булиан вместе со своими актерами сделал из пьесы изящнейшее интеллектуальное хулиганство, очень аскетичное внешне и убойно-ироничное по сути. В самом начале спектакля публике было объявлено, что будет показан измененный вариант, поскольку актриса, играющая Королеву - злую мачеху Белоснежки, не приехала из-за болезни, и ее текст будет произносить сам режиссер, а петь за нее - музыканты, они же гномы (на сцене пребывало симпатичное трио - контрабасист, гитарист и ударник, невозмутимо отбивавшие ритм и творившие атмосферу спектакля). Однако наша актриса Арина Маракулина, данное заявление сделавшая и по ходу дела комментировавшая происходящее, соотнося действие с авторским текстом, объявила эту печальную новость с таким заговорщическим видом, что подумалось, будто это заранее спланированный ход, никакой Королевы нет в природе, а нечто подобное проделывается в каждом городе, куда театр приезжает на гастроли. Только внимательное чтение программки и фотографии в буклете навели на смутное подозрение, что злая мачеха все-таки предполагалась. Но отсутствие одной из главных фигур абсолютно не помешало спектаклю. Сцена (где по пьесе должен быть роскошный замок с садом) поделена цветными линиями на несколько дорожек и прямоугольников, прямо как в фильме Ларса фон Триера "Догвилль". А персонажи словно сошли с картинок из старой потрепанной детской книжки: их роскошные средневековые туалеты запорошены пылью, кое-где порваны, завитые парики растрепаны; Принц (Роберт Валтл) гуляет в закатанных штанах, будто на рыбалке, а у Охотника (Нико Горшич) штаны просто спущены. Лирическая, наивная история о том, как красавица Белоснежка возвращается к себе в замок, дабы простить Королеву, примириться с Принцем и стать счастливой, частично рассказывается, частично пропевается вроде бы на полном серьезе. Однако, рассказывая Белоснежке (Вероника Дроич) о своих чувствах, Принц незамедлительно расстегивает ей корсаж и проделывает манипуляции с ее бюстом. И сразу становится понятно, что милая девушка вполне способна спровоцировать нешуточное горение страстей и довести любого мужчину до экстаза. А разыгрывая душераздирающую лесную сцену неслучившегося убийства, Охотник и Белоснежка радостно пританцовывают, как в оперетте, а потом Принц устраивает с Охотником драку, не давая тому напасть на красавицу. Красивые статуарные позы а-ля "старый театр" сменяются темпераментным фривольным разгулом. Однако актерам удается не скатиться в пошлость и капустничество, равно как и не уйти в занудство. Особенно это получается у двоих: Вероники Дроич - Белоснежки, превосходной клоунессы, которая прикрывает глаза и всхлипывает, тоненьким голоском поет о своем горьком одиночестве и всепрощении, но тут же словно вглядывается в себя, чуть заметно давая понять, что все это шуточки, и Нико Горшича, который играет еще и Короля. Король в кружевном дамском платье, красных туфлях на каблуке (привет всевозможным "Дневникам Красной Туфельки") сначала с непроницаемым лицом распевает фальцетом "арии о справедливости", а потом хвастается перед Белоснежкой собственными красивыми коленями, задавая тон к всеобщему танцевальному примирению. Взрослые, как бы говорит спектакль Ивицы Булиана, не слишком отличаются от детей: так же придумывают себе игры и наслаждаются ими. И темы этих игр схожи - любовь и ненависть, зависть и соперничество. Только не каждый взрослый способен не заиграться и соблюсти ту грань, где шутовство и шалость могут приобрести совсем другой тон и смысл.