Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7404) 20 - 26 ноября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноОсобенности национальной комедии"Улыбнись, Россия!" в Ярославле Оксана ГАВРЮШЕНКО
Природу смеха с ее оздоровительным значением в нашем кино переоценить невозможно. Узок круг настоящих комедий. Сложно снимать так, чтобы потрафить разнообразным вкусам. И фестиваль "Улыбнись, Россия!" доказывает эту нехитрую старую истину. Но широк круг победителей, а иначе как? Никто же не хочет быть заподозренным в отсутствии чувства юмора... И чтобы не дать зачахнуть жанру в нашем кино, нужна немалая выдержка и энергия. Комедия - жанр энергичных, а энергии президенту феста неутомимой Алле Суриковой не занимать. В Ярославль был вывезен такой десант отечественных звезд, какого древний город, где "Улыбнись, Россия!" проводился впервые, еще не видел. Людмила Гурченко, Татьяна Конюхова, Лидия Федосеева-Шукшина, Леонид Куравлев, Владимир Этуш, Елена Санаева, Николай Караченцов, Валентина Талызина, Лариса Лужина, Дмитрий Харатьян, Татьяна Кравченко, Наталья Селезнева, Евгения Добровольская, Мария Арбатова, Александр Панкратов-Черный, Аркадий Инин с домкиношными капустниками, Борис Грачевский с "Ералашем". Для актеров Табакерки Александра Мохова и Дарьи Калмыковой (ведущих конферанс на открытии и закрытии феста) поездка была праздничной по определению: неделей раньше Саша с Дашей сыграли свадьбу. Алексей Панин в Ярославле был, пожалуй, единственным представителем новой генерации звезд, что особенно заметно было на фоне блистательной старой гвардии. "А это что за самородок?" - спросил о нем Владимир Этуш.
Четыре дня город гудел. Если в Великом Новгороде, где прежде улыбалась Россия, все было более локально, то в Ярославле восемь залов оказалось привлечено к фестивалю. Помимо кинотеатров, задействовали старейший Драматический театр имени Федора Волкова (там проходила церемония открытия), не менее красивый Театр кукол, даже Дом культуры. В последнем был проведен юбилейный творческий вечер Владимира Этуша. Специально на несколько часов для этого из Москвы приехали актеры Театра им. Е.Вахтангова Мария Аронова и Анна Дубровская. Во славу юбиляра показали отрывок из спектакля "Дядюшкин сон" и фрагменты из фильмов с его участием, вспомнили былое, посмеялись над капустником, потравили актерские байки. Очевидно, что классику жанра типа "Ивана Васильевича..." или "Афони" (что снимался в Ярославле) мы будем приводить за образец еще долго. Безусловно, зрительский выбор картины Сергея Никоненко "А поутру они проснулись" более чем оправдан. Во-первых, актеры Гармаш, Абдулов, Стычкин, Мищенко, сам Никоненко... Во-вторых, одноименная неоконченная повесть В.Шукшина и его рассказы - это талантливая литературная основа. Похмельный синдром на наших просторах такой же родной, как и березка, а потому его юмористическое бытописание действительно присваивает фильму статус народной комедии.
Дебют Руслана Бальтцера "Даже не думай" все же слишком радикален для массового сознания, хотя подросткам, составляющим главную аудиторию кинотеатров, должен нравиться. "Бульварный переплет" Александра Муратова напоминает неряшливый таблоид (название отыграно полностью): вроде идея поведать в юмористическом плане про издательский бизнес сама по себе хороша, но вот способы воплощения... Актерам (Александру Калягину, Владимиру Еремину, Евгении Добровольской) практически нечего играть, все сводится к пустому кривлянию и комикованию. Пожалуй, лишь Ирине Апексимовой в роли нелюбимой жены главного героя удается выдержать заданные рамки фарса ненатужно. А в целом с чувствами меры и вкуса здесь большие проблемы. Не стали откровением и "Особенности национальной политики" Д.Месхиева и Ю.Конопкина. Ощутима исчерпанность той самой "фишки", вокруг которой все строилось в предыдущих "Особенностях...". На сей раз генерал Иволгин становится кандидатом на выборах, претендует на высокий пост. Как черт из ларца возникает егерь Кузьмич, под стабильно хорошим градусом проглотивший супервещь - микрокамеру наблюдения, лучшую разработку технического отдела, замаскированную в цветах. Откровенно водевильны персонажи К.Хабенского и М.Пореченкова. Старые гэги с генералом (а Алексей Булдаков уже забронзовел выше некуда) не работают, потому как не в новинку. Говорят, предлагали постановку Егору Кончаловскому, но тот, услышав про бюджет, отказался. Да и Месхиев картину только начинал. Самые навязчивые в ней эпизоды - с коробками из-под ксерокса, которые долго и утомительно путают местами с той самой, единственной, где деньги лежат. В общем, аллюзии прямолинейны и доходчивы, как комментарии немногословного генерала на происходящие события. Отрадным исключением в фестивальной программе стала картина, удостоенная приза как самая непредсказуемая комедия в телевизионной номинации, - 5-серийный фильм Евгения Лунгина "Время - деньги". Весьма остроумный сценарий трогательно-сентиментальной комедии принадлежит ученику Аркадия Инина Дмитрию Резаеву и самому режиссеру. Лунгин сожалел, что в Ярославле не было Макса Покровского, чья музыка стала органичной составляющей картины. А в главных ролях - великолепные Дмитрий Назаров, Юрий Колокольников и нераскрутившиеся еще ребята с явно перспективным будущим. Павел Баршак - актер "Мастерской Петра Фоменко", играл в "Прогулке" А.Учителя, Олег Долин - актер Театра "Школа современной пьесы", Григорий Перрель работал в Театре Луны. По сюжету четверка друзей во главе с фантазером и изобретателем - героем Ю.Колокольникова - бросает вызов всесильной индустрии Больших Телеигр. Главный противник в сложившейся интриге - генпродюсер Центрального канала, персонаж столь же инфернальный, сколь и малоприятный (Дмитрий Назаров). В любовном треугольнике - он, уволенная им девушка-диктор (Эльвира Болгова), звезда ЦТ, и главный герой Костик (Ю.Колокольников). В этой ультрасовременной сказке для взрослых изобретательно использованы возможности компьютерной графики (забавны даже вступительные титры), много ярких красок, хороших диалогов и действительно талантливых молодых актерских лиц. Присутствует то самое свободное дыхание, какого катастрофически не хватает большинству современных комедий, из которых веселье будто кувалдой выбивают. Ветеран жанра Леонид Куравлев на фестивале не сдержался: "Наконец-то Афоня оказался снова на родной земле, в Ярославле". И добавил уже без тени иронии, что хотел бы сняться в кино в этом городе, но в кино уровня все тех же "Афони", "Ивана Васильевича...". Предложат ли сценарий на бис народному артисту? Также в рубрике:
|