Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7411) 22 - 28 января 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Комплекс вины и водки

"Свадебное путешествие" Владимира Сорокина. Центр имени Вс.Мейерхольда

ПРЕМЬЕРА

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Известный постулат о том, что театр спасут дилетанты, активно воплощается в жизнь. Впрочем, насчет спасения повременим. Но то, что театр берут за шкирку и интенсивно встряхивают, чтобы не спал, - очевидно и, наверное, отчасти полезно. Во всяком случае, на спектаклях, подобных "Свадебному путешествию", не так скучно, как на правильных и грамотных классических постановках. Хотя примерно через полчаса сценического действия по этой грамотности все же начинаешь тосковать. Но в мире, как известно, совершенства нет.

Весьма удачливый продюсер и генеральный директор ассоциации "Золотая Маска" Эдуард Бояков на сей раз решил выступить в качестве режиссера, представив пьесу скандального писателя Владимира Сорокина. Помнится, не меньший провокационный интерес пару лет назад вызвал первый актерский опыт Боякова в "Альцесте" Клима. Замечательный провал всего действа (спектакль, кажется, и прошел только раз) дальнейшей актерской карьере не способствовал. Но в театральном мире есть масса других профессий. К тому же в помощь Боякову была дана ученица Камы Гинкаса Илзе Рудзите.

На сей раз дилетантизм, возведенный в квадрат (Сорокин тоже признавался, что пьесы пишет "для себя", не слишком озадачиваясь драматургическими канонами), кажется, принес свои плоды. Не деликатес, конечно, но вполне съедобно. Особенно для западного зрителя, у которого даже Жолдак не застревает костью в горле. А "Свадебное путешествие" явно готовилось на экспорт. Уже в начале февраля спектакль этот будет играться в Берлине и Мюнхене. Почему именно в Германии, посмотревшим спектакль ясно как день: лейтмотив сорокинского произведения - немецкая Вина Поколения.

В рекламной кампании спектакля была запрограммирована некая скандальность, связанная, конечно, с одиозностью фигуры Сорокина и его литературных опусов. Но позвольте, кого сегодня удивишь, например, сценической матерщиной? Лично для меня последний бастион пал, когда со сцены изящно выматерился старый артист Малого театра. Все это пуританство в реальных жизненных обстоятельствах по меньшей мере нелепо, когда отвязные парочки совокупляются едва ли не в метро. К тому же суть пьесы и спектакля совсем не в этом. Наоборот, наличествует замах на высокие материи - в иронично-постмодернистском исполнении у Сорокина и сентиментально-романтическом у Боякова и Рудзите. Даже на премьерном спектакле никаких демонстраций вкупе со зрительским ажиотажем не наблюдалось, а невеликий зал Центра Мейерхольда был заполнен далеко не весь.

Известную поговорку хочется переиначить: "Что немцу здорово, то русскому по фигу". Эмигрантка Маша Рубинштейн (Оксана Фандера) хоть и стопроцентная еврейка, но с хрестоматийной русской душой нараспашку. Предпочитает водку с соленым огурцом любым гастрономическим изыскам. Идет по жизни, задрав юбку, но в ожидании "большой и чистой" любви. Что ей до психофизиологических страданий немецкого миллионера Гюнтера (Андрей Смоляков), потонувшего в коллективной вине поколения? Сын палача-эсэсовца учит иврит, гоняется за редкими изданиями Торы и собирает картины еврейских художников. Встретив Машу, устраивает собственные экзекуции - повиснув на железном пыточном крюке, папином наследстве, сладострастно принимает порку ремнем. Вот вам и покаяние с искуплением - быть высеченным еврейкой.

Совершенно замечательным образом бабушка Маши - ну чистая копия папы Гюнтера, только в костюме сотрудника НКВД. И хроникальные кадры обоюдных зверств, проецируемые на жалюзи-задник, тоже весьма схожи. Признаться, играть на подобном видеофоне последующие характерные эпизоды как-то не очень... Но не это главное. Казалось бы, каяться и виниться должны оба, но Маше - Фандере все это до фонаря. "Я х... его до сих пор не видела", - кричит она психиатру Марку (Игорь Яцко), примерив на себя вместе со свадебным платьем дальнейшее течение не половых, но пыточных взаимоотношений.

Кстати, на постановке Боякова и Рудзите как-то больше сочувствуешь не обремененной комплексами Маше, нежели трагически-достоверному Гюнтеру - Смолякову. Быть может, потому, что и тема исторической вины русскому человеку явно не близка, и все ее приметы хоть визуально и выпячиваются на первый план, но фактически отступают, растворяются под напором человеческо-актерских страстей. В результате получается прелюбопытная мелодрама, романтически-сентиментальная и весьма искренно исполненная, да еще, как и положено в этом жанре, красиво оформленная (сценография Юрия Харикова) и усиленная соответствующими музыкальными вкраплениями - от еврейских мелодий до итальянских арий (композитор Яна Скриванек).

Правда, режиссеров то и дело бросает от мелодрамы к быту, куда они вовлекают и актеров. Откровенно сопротивляется разве что Андрей Смоляков, не уступающий ни пяди своей трагической территории. Но Машу - Фандеру, несмотря на ее порывы и явные прорывы в "высокое и чистое", то и дело заставляют вспоминать о конотопском происхождении и пародийном российском менталитете героини. И тогда спектакль сбивается с ритма и начинает дробиться на смешные, но все же вставные номера вроде обучения чинных немцев правилам отечественного пития. Да и психиатр Марк - Яцко более похож на настоящего психа, переводя свою партию едва ли не в жанр клоунады.

Впрочем, сериально-мелодраматический финал ставит жирную и "правильную" точку в представлении. Пройдя сквозь все психоаналитические эксперименты с надеванием эсэсовской формы и демонстрацией себя в ней антифашистски настроенному немецкому народу, излечившийся было Гюнтер - Смоляков демонстрирует наконец незаурядные мужские способности, причем на месте бывшего дома Гитлера. И готов вести невесту под венец в родовую часовню. Но коварный случай показывает воспрянувшей духом парочке огромную фигу. Все возвращается на круги своя. А "декабристка" Маша, прижимая к груди голову несостоятельного мужа, все равно клянется в вечной любви, перерождаясь прямо на глазах. Плачьте, господа, и гордитесь тем, что "есть женщины"...

Обещая "представить пьесу", Бояков и Рудзите представили скорее свое видение оной и собственную же трактовку ситуации. Право же, у нас, наверное, все это и не могло прозвучать иначе. Как воспримут немцы, весьма любопытно. Но ясно одно: помимо всех психо-постмодернистских литературных заморочек и режиссерских метаний они увидят профессиональную и достойную актерскую игру. А это уже немало.

Также в рубрике:

ПРЕМЬЕРА

ВЫСТАВКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;