Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7411) 22 - 28 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЭлита поколения nextЗавершился седьмой фестиваль "Возвращение" Татьяна ДАВЫДОВА
Со времен Могучей кучки и до "Декабрьских вечеров" появлялись компании художников, сплотивших свои ряды в борьбе за будущее искусства. Посчитавших, что один ум хорошо, а несколько - страна Феноменалия. Решивших, невзирая на успехи каждого, объединить свои усилия и делать общее, важное для всех дело. Не для того, "чтоб не пропасть поодиночке", а чтоб добиться чего-то еще и вместе. И как показывает время, не столь важно, кто был организующим центром, сколь важен результат. То, что фестиваль камерной музыки "Возвращение", которому только что стукнуло семь лет, претендует на место в ряду знаменитых творческих объединений, уже не новость. В то же время притязания молодых музыкантов, образующих постоянный костяк фестиваля, больше направлены в область собственного дела, нежели собственного статуса. Для руководителей фестиваля и одноименного Фонда развития культуры - скрипача Романа Минца и гобоиста Дмитрия Булгакова, - несмотря на гастроли, записи, учебу и преподавание, четыре январских дня в Рахманиновском зале - главное событие года. И название фестиваля, изначально подразумевавшее возвращение на Родину бывших выпускников Гнесинской школы, продолживших обучение в западных хохшуле и мьюзик-колледжах (шире - возвращение молодых творческих сил в Россию), стало открытым для трактовок. В поле деятельности "возвращенцев" - и возврат утраченного наследия, чему, например, посвящен музыкально-просветительский проект "Репрессированная музыка" в 2001 году в Москве, а недавно и в Германии; и реституция общей музыкальной культуры - неслучайно участников фестиваля (в этом году их было 42), профессионализм которых с каждым годом растет, награды и лауреатства множатся, а мастерство неизменно восхищает, уже называют "музыкальной элитой нового поколения". Англоязычный вариант названия - "Homecoming" - не менее многозначен. Например, "come home to" - быть понятным, найти отклик в душе, дойти до сознания и сердца. Как обычно, основа фестиваля - эксклюзивные тематические программы. Первая - "Musica Politica", в которую вошли произведения, возникшие как реакция композиторов на те или иные политические, по большей части трагические события. Это и продолжение "Репрессированной музыки", и перекличка с туром Владимира Ашкенази "Диктатура и музыка", а в целом повод задуматься о том, в каком мире мы живем. "Возвращенцы" - философы: их "musica politica", как в старых трактатах, соотносится с думами Платона об отражении в музыке состояния полиса, а мыслителей барокко - о свойстве музыки воспитывать "благочестивых и политически надежных" людей, то есть музыка политическая ценится ими за способность быть морально-назидательной. "Возвращенцы" не чужды как воспитанию, так и просвещению, поэтому всегда выуживают новинки и раритеты. Правда, их улов не всегда легко оценить традиционно настроенному уху. Но молодежная аудитория эксперимент принимает на ура. Например, с большим энтузиазмом была встречена российская премьера пьесы "Coming Together" друга и соратника Джона Кейджа Фредерика Ржевского. Пьеса написана для чтеца, имитирующего безладовый бас синтезатора (в который заложен варьирующийся паттерн), и нескольких живых инструментов, темброво оттеняющих то, что творится в синтезаторе. Текст, что от лица тюремного узника продекламировал Михаил Найман, структурирован как математические ряды, а по сути является весьма оптимистичной аффирмацией. Продолжая мудрствовать, "возвращенцы" устроили второй концерт под названием "Боги", представив мифологические и религиозные сюжеты в музыке. Никого не забыли - ни младенца Иисуса, родившегося накануне (пианистка Екатерина Апекишева играла фрагмент цикла Мессиана), ни ветхозаветного Бога - Элохима (прозвучало одноименное сочинение Шелси для 10 струнных), ни древних греков (певица Юлия Корпачева вдохновенно сыграла роль Ариадны в одноименной монодраме Елены Лангер, скрипач Борис Бровцын с Екатериной Апекишевой блестяще исполнили цикл "Мифы" Шимановского). Исполнив сочинение израильтянина Ариэля Давыдова "Рагави 2" - опус, по словам автора, "о единстве Мира реального и потустороннего, восточного и западного, мира христианско-иудейского, мусульманского, кришнаитского и буддистского", Мария Чепурина (флейта), Кристина Рожкова (арфа) и Павел Степин (контрабас) отдали дань всем богам разом. В третий день, грустя и веселясь, молодежь "пела" "Лебединые песни" - так называлась программа из последних и поздних опусов Сен-Санса, Куперена, Дебюсси, Брамса, Гидеона Кляйна и Бриттена. Финал фестиваля - по традиции "концерт по заявкам" самих участников, который всегда пользуется наибольшей популярностью: в нем чуть меньше просвещения и чуть больше развлечения. Героями дня стали дебютант фестиваля гобоист Павел Стругалев, проведший первую партию в диковинном Трио Бетховена для двух гобоев и рожка; "матадор с альтом" Максим Рысанов, покоривший сердца дам страстными пьесами Франка Бриджа и удостоившийся восклицания Юрия Башмета: "Конкурент вырос!"; и дочь "первого альта России" Ксения Башмет, возглавившая за роялем искрометный ансамбль в развеселой сюите "Кухонное ревю" большого затейника Мартину. Также в рубрике:
|