Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 3 (7411) 22 - 28 января 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

М'Арсианские хроники

Итоги выставок и обзор галерейной жизни 2003 года

Лев ПРАВИН
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
и Степана РАПЧЕВСКОГО


О.Кулик на "Смотровой площадке"

Невероятная интенсивность художественной жизни, достойная одного из крупнейших городов мира - важнейшее, что можно вынести в качестве итога из опыта прошлого года! Еще пять - семь лет назад разницу между сезонами уловить было довольно непросто: набившее оскомину советское "череда нескончаемых будней" было сказано словно про них. С "фронтами" тоже все было кристально ясно - справа "традиционные", слева "актуальные". Сегодня противостояние "свой - чужой" не вполне уместно, оно подменяется то мимикрией, то консолидацией, а то порой и 180-градусным разворотом стратегий. Сегодня страсти с расширением, захватом и непосредственно следующим переделом территорий отражают ситуацию куда более точно. Похоже, не такой уж и тихой сапой неумолимо движемся мы к новой интеграции российского искусства в мировой контекст, что, хотелось бы надеяться, есть не только банальные последствия глобализации, но и "обратная тяга" по принципу "имеем что предъявить".

В зале "актуального искусства" на Крымском валу

2002 год, помнится, завершался демонстрацией тихих инициатив: угасающего пафоса нонспектакулярного искусства в разделе "актуального" (выставка "100%-ное зрение" в "Риджине") и блекнущего минимализма в разделе "пластического" (Апухтина в Крокин галерее, Кирцова в Московском центре искусств). В году ушедшем на смену пришла неприкрытая спектакулярность, зрелищность, то бишь, и - главное - тенденция не столько к политизации, сколько к "огосударствлению" искусства. Одним из косвенных ее отголосков стал разразившийся уже в самом начале года скандал с выставкой "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре, по поводу которого "Культура" неоднократно высказывалась.

"Арт-конституция"

После этой акции погромщиков осторожнее рекомендовалось быть не только приверженцам и антагонистам религиозно ориентированного искусства: кое-где в прессе промелькнули добросердечные пожелания "самочинно почистить" и Третьяковку на Крымском, где как раз начался ожидавшийся на протяжении года "Фестиваль абстракции". Помимо основной выставки, фестиваль явил собой попытку взаимодействия музея и города, к сожалению, слабо резонировавшую. Может, не пришло еще время таких мероприятий, может, народ не желал смотреть "беспредметчину", но, скорее, затея не вышла по причине слабой организации. Хотя, совпав по времени с выставками, "заточенными" под широкую публику - Дионисия и "Дело в шляпе", - "Московская абстракция" свою толику популярности ухватила. Однако настоящий реванш нового искусства в Третьяковской галерее начался в межсезонье - летом на Крымском Валу открылся "актуальный" зал № 63, курируемый Андреем Ерофеевым, который с переездом в Третьяковку Государственной коллекции современного искусства возглавил ее Отдел новейших течений. Здесь расписали стены, установили баскетбольные корзины, провели массу выступлений звезд contemporary art, а под конец умудрились даже открыть и тут же закрыть по цензурным соображениям вполне порнографическую по содержанию экспозицию.

Два ежегодных события, следующих непосредственно друг за другом - Фотобиеннале и "Арт-Москва" - превратились уже почти в "наше все" для поклонников современного искусства. Знаменем "Моды и стиля в фотографии" (по подзаголовку биеннале) был избран Хельмут Ньютон - чтобы по максимуму привлечь внимание к регулярному событию, к которому привыкли, убедившись, что нет никакой возможности посмотреть все выставки, привозимые Ольгой Свибловой в столичные залы. А еще в прошлом году томившую сомнительными увещеваниями об "актуальном" "Арт-Москву" стало не узнать: очереди у входа, бурная торговля Раушенбергом и Уорхолом (печатным, правда) на стендах австрияков, проекты молодых и перспективных художников в рамках "Мастерской", премии в суммах с тремя нулями достойным авторам, среди которых мировая звезда - совершенно неизвестный на родине концептуальный фотограф Борис Михайлов. На фоне динамически развивающейся цэдэховской ярмарки весеннему и зимнему "Манежам" впору петь отходную в плане качества предъявляемого товара, разумеется, не в плане товарооборота.

По времени с "Арт-Москвой" практически совпало открытие Центра искусств "М'Арс" - самого "продвинутого" теперь экспозиционного пространства столицы. По иронии судьбы, Московский центр искусств, с которым "М'Арс" на протяжении полугода беспрестанно сравнивали, приказал долго жить считанные недели назад. Новому центру, разместившемуся неподалеку, в одном из Сретенских переулков, можно в связи с этим только пожелать долгого плавания. "М'Арс" занял истинно центристское положение по отношению к современному искусству, попытавшись с самого начала существования угодить всем: и приверженцам новых технологий, и ценителям традиционного отечественного гранд-арта, и широкой публике. Пока получилось стать поставщиком высококачественного салонного товара для состоятельных людей.

Теперь тем, кто по-прежнему утверждает, что в Москве пять площадок современного искусства, можно смело вменять профессиональную некомпетентность: свыше десятка одних только первоклассных галерей, не считая прочих институций, наберется без труда. Успеть посетить все даже самые важные события решительно невозможно, а среди галеристов, похоже, разворачивается нешуточная борьба за даты вернисажей и компетентную публику. Активизировалась деятельность заведений, давно существующих, таких как "С.Арт" или "Сэм Брук", появились новые, с заковыристыми названиями типа "ЕКАртБюро" или "VP gallery", - все они наступают на пятки привычной "пятерке мэйджоров". А уж открытие в конце года галереи "Стелла Арт" выставкой Энди Уорхола, Тома Вессельмана и Жан-Мишеля Баскиа, чьи работы были собраны солидными европейскими экспертами и напутствованы Александром Боровским, завотделом новейших течений Русского музея и одним из самых влиятельных кураторов страны, заново переставило акценты в и без того перенасыщенной художественной жизни столицы. Остается только с придыханием гадать, что будет с отечественным рынком современного искусства, "когда такие люди" возьмутся и за него.

Летние мегапроекты явно пробуксовывали: что очередное направление галереи "Кино" в Новом Манеже - на сей раз на Запад - под названием "Машина времени"; что - там же - очередной Форум художественных инициатив, в основном представленный регионами, бесхребетный, запыленный и скучный до невыносимости в отсутствие серьезных проектов столичных мастеров. Все это, конечно, за неимением на нашем безрыбье "Большого проекта", пресловутой Московской биеннале, о которой только и разговоров с начала года. Презентация ее состоялась ни много ни мало аж... на Биеннале венецианской, на вернисаже российского павильона. "Ждем-с" к концу года наступившего... К слову, отечественных авторов в самых разных экспозициях на нынешней юбилейной биеннале в Венеции хватало - от классиков Кабакова и Булатова до Кулика, загромоздившего своим и впрямь масштабным проектом "Музей" выставочное пространство одного из дворцов. Что также приятно и почетно весьма.

Фестиваль современного искусства "Арт-Клязьма", в позапрошлом году скромно обозначенный "Мелиорацией", в последних числах августа выстрелил, словно сигнальной ракетой, о начале нового сезона всем набором актуальных инициатив - от лэнд-арта до видеопрограмм ведущих галерей мира. И началось: такой активизации с первых же дней сентября среди местных поставщиков изящных искусств доселе, кажется, не наблюдалось. В погоне за публикой Пушкинский замахнулся сразу и на искусство офорта, и на историю фотографии. Третьяковка ответила грамотно, с европейской точки зрения, выстроенным проектом о кубизме, словно извиняясь за полубредовые летние "Пути русского импрессионизма", приведшие кураторов выставки к провинциальному американскому музейчику, хозяин которого накупил в свое время этюдов эпохи выдыхающегося соцреализма. Изрядную публику получили в итоге и здесь и там - не такая уж большая у нас пока конкуренция. А перед Новым годом в нашем полку прибавилось и самих "сезонов": в Третьяковской галерее на Крымском Валу стартовал "сезон Петрова-Водкина", первый из череды заявленных посвящений великим художникам ХХ века. Эта акция не столько значительна сама по себе, сколько ценна апробацией совершенно нового для московской музейной среды подхода - менеджерского, не стесняющегося своих по сегодняшнему дню благородных целей - привлечь побольше зрителей да "поднять" побольше денег.

Отрадно, что юбилеи классиков новейшего искусства отмечают со всей подобающей помпезностью на родине. 70-летия тех же Эрика Булатова и Ильи Кабакова обозначены были двойными экспозициями в Третьяковской галерее и Государственном центре современного искусства, вообще отрадно активизировавшимся в последнее время. А Дом фотографии, переименовавшийся в Мультимедийный комплекс актуальных искусств, присовокупил свой фотографический панегирик Илье Иосифовичу. Если к этому добавить музейные "оммажи" ушедшим из жизни Турецкому и Соболеву да пару солидных галерейных выставок Янкилевского (в "Сэм Бруке" и у Крокина), то можно говорить о новой волне интереса к "другому искусству", фактически означающей его перевод в официальный "мэйнстрим" отечественной истории искусства.

Под конец года поразить столичную публику числом и умением были призваны: "Новый отсчет" в выстраивающем со сменой директора все более последовательную политику ЦДХ и "Арт-Конституция" в новом здании московско-церетелиевского Музея современного искусства на Патриарших - проекты, сколь масштабные, столь и бессистемные, но вместе с тем вполне симптоматичные, каждый в своем отношении. Что их объединяет - работа не за искусство, а под большие идеи, в первую очередь, властные: будь то власть технологических брендов типа "Sony", инициировавшей и проплатившей "Новый отсчет", или индивидуальное окологосударственное кормление по модели Зураба Константиновича, который таким необычным путем обеспечил подарок для верховной власти страны к 10-летию принятия Конституции.

Такие дела. Но не спрашивайте меня, кто из перечисленных лучший - художник, галерея, музей. Неподходящий это сейчас критерий. Лучшее, как известно, враг хорошего, а хорошо все то, что хорошо кончается. К особенностям художественной жизни "отстрелянного" года это подходит в полной мере: прожили достойно. Спасибо всем. А в наступившем високосном имеется на один день больше для реализации - как обычно - самых несбыточных планов.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;