Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 3 (7411) 22 - 28 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраМ'Арсианские хроникиИтоги выставок и обзор галерейной жизни 2003 года Лев ПРАВИН
Невероятная интенсивность художественной жизни, достойная одного из крупнейших городов мира - важнейшее, что можно вынести в качестве итога из опыта прошлого года! Еще пять - семь лет назад разницу между сезонами уловить было довольно непросто: набившее оскомину советское "череда нескончаемых будней" было сказано словно про них. С "фронтами" тоже все было кристально ясно - справа "традиционные", слева "актуальные". Сегодня противостояние "свой - чужой" не вполне уместно, оно подменяется то мимикрией, то консолидацией, а то порой и 180-градусным разворотом стратегий. Сегодня страсти с расширением, захватом и непосредственно следующим переделом территорий отражают ситуацию куда более точно. Похоже, не такой уж и тихой сапой неумолимо движемся мы к новой интеграции российского искусства в мировой контекст, что, хотелось бы надеяться, есть не только банальные последствия глобализации, но и "обратная тяга" по принципу "имеем что предъявить".
2002 год, помнится, завершался демонстрацией тихих инициатив: угасающего пафоса нонспектакулярного искусства в разделе "актуального" (выставка "100%-ное зрение" в "Риджине") и блекнущего минимализма в разделе "пластического" (Апухтина в Крокин галерее, Кирцова в Московском центре искусств). В году ушедшем на смену пришла неприкрытая спектакулярность, зрелищность, то бишь, и - главное - тенденция не столько к политизации, сколько к "огосударствлению" искусства. Одним из косвенных ее отголосков стал разразившийся уже в самом начале года скандал с выставкой "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре, по поводу которого "Культура" неоднократно высказывалась.
После этой акции погромщиков осторожнее рекомендовалось быть не только приверженцам и антагонистам религиозно ориентированного искусства: кое-где в прессе промелькнули добросердечные пожелания "самочинно почистить" и Третьяковку на Крымском, где как раз начался ожидавшийся на протяжении года "Фестиваль абстракции". Помимо основной выставки, фестиваль явил собой попытку взаимодействия музея и города, к сожалению, слабо резонировавшую. Может, не пришло еще время таких мероприятий, может, народ не желал смотреть "беспредметчину", но, скорее, затея не вышла по причине слабой организации. Хотя, совпав по времени с выставками, "заточенными" под широкую публику - Дионисия и "Дело в шляпе", - "Московская абстракция" свою толику популярности ухватила. Однако настоящий реванш нового искусства в Третьяковской галерее начался в межсезонье - летом на Крымском Валу открылся "актуальный" зал № 63, курируемый Андреем Ерофеевым, который с переездом в Третьяковку Государственной коллекции современного искусства возглавил ее Отдел новейших течений. Здесь расписали стены, установили баскетбольные корзины, провели массу выступлений звезд contemporary art, а под конец умудрились даже открыть и тут же закрыть по цензурным соображениям вполне порнографическую по содержанию экспозицию. Два ежегодных события, следующих непосредственно друг за другом - Фотобиеннале и "Арт-Москва" - превратились уже почти в "наше все" для поклонников современного искусства. Знаменем "Моды и стиля в фотографии" (по подзаголовку биеннале) был избран Хельмут Ньютон - чтобы по максимуму привлечь внимание к регулярному событию, к которому привыкли, убедившись, что нет никакой возможности посмотреть все выставки, привозимые Ольгой Свибловой в столичные залы. А еще в прошлом году томившую сомнительными увещеваниями об "актуальном" "Арт-Москву" стало не узнать: очереди у входа, бурная торговля Раушенбергом и Уорхолом (печатным, правда) на стендах австрияков, проекты молодых и перспективных художников в рамках "Мастерской", премии в суммах с тремя нулями достойным авторам, среди которых мировая звезда - совершенно неизвестный на родине концептуальный фотограф Борис Михайлов. На фоне динамически развивающейся цэдэховской ярмарки весеннему и зимнему "Манежам" впору петь отходную в плане качества предъявляемого товара, разумеется, не в плане товарооборота. По времени с "Арт-Москвой" практически совпало открытие Центра искусств "М'Арс" - самого "продвинутого" теперь экспозиционного пространства столицы. По иронии судьбы, Московский центр искусств, с которым "М'Арс" на протяжении полугода беспрестанно сравнивали, приказал долго жить считанные недели назад. Новому центру, разместившемуся неподалеку, в одном из Сретенских переулков, можно в связи с этим только пожелать долгого плавания. "М'Арс" занял истинно центристское положение по отношению к современному искусству, попытавшись с самого начала существования угодить всем: и приверженцам новых технологий, и ценителям традиционного отечественного гранд-арта, и широкой публике. Пока получилось стать поставщиком высококачественного салонного товара для состоятельных людей. Теперь тем, кто по-прежнему утверждает, что в Москве пять площадок современного искусства, можно смело вменять профессиональную некомпетентность: свыше десятка одних только первоклассных галерей, не считая прочих институций, наберется без труда. Успеть посетить все даже самые важные события решительно невозможно, а среди галеристов, похоже, разворачивается нешуточная борьба за даты вернисажей и компетентную публику. Активизировалась деятельность заведений, давно существующих, таких как "С.Арт" или "Сэм Брук", появились новые, с заковыристыми названиями типа "ЕКАртБюро" или "VP gallery", - все они наступают на пятки привычной "пятерке мэйджоров". А уж открытие в конце года галереи "Стелла Арт" выставкой Энди Уорхола, Тома Вессельмана и Жан-Мишеля Баскиа, чьи работы были собраны солидными европейскими экспертами и напутствованы Александром Боровским, завотделом новейших течений Русского музея и одним из самых влиятельных кураторов страны, заново переставило акценты в и без того перенасыщенной художественной жизни столицы. Остается только с придыханием гадать, что будет с отечественным рынком современного искусства, "когда такие люди" возьмутся и за него. Летние мегапроекты явно пробуксовывали: что очередное направление галереи "Кино" в Новом Манеже - на сей раз на Запад - под названием "Машина времени"; что - там же - очередной Форум художественных инициатив, в основном представленный регионами, бесхребетный, запыленный и скучный до невыносимости в отсутствие серьезных проектов столичных мастеров. Все это, конечно, за неимением на нашем безрыбье "Большого проекта", пресловутой Московской биеннале, о которой только и разговоров с начала года. Презентация ее состоялась ни много ни мало аж... на Биеннале венецианской, на вернисаже российского павильона. "Ждем-с" к концу года наступившего... К слову, отечественных авторов в самых разных экспозициях на нынешней юбилейной биеннале в Венеции хватало - от классиков Кабакова и Булатова до Кулика, загромоздившего своим и впрямь масштабным проектом "Музей" выставочное пространство одного из дворцов. Что также приятно и почетно весьма. Фестиваль современного искусства "Арт-Клязьма", в позапрошлом году скромно обозначенный "Мелиорацией", в последних числах августа выстрелил, словно сигнальной ракетой, о начале нового сезона всем набором актуальных инициатив - от лэнд-арта до видеопрограмм ведущих галерей мира. И началось: такой активизации с первых же дней сентября среди местных поставщиков изящных искусств доселе, кажется, не наблюдалось. В погоне за публикой Пушкинский замахнулся сразу и на искусство офорта, и на историю фотографии. Третьяковка ответила грамотно, с европейской точки зрения, выстроенным проектом о кубизме, словно извиняясь за полубредовые летние "Пути русского импрессионизма", приведшие кураторов выставки к провинциальному американскому музейчику, хозяин которого накупил в свое время этюдов эпохи выдыхающегося соцреализма. Изрядную публику получили в итоге и здесь и там - не такая уж большая у нас пока конкуренция. А перед Новым годом в нашем полку прибавилось и самих "сезонов": в Третьяковской галерее на Крымском Валу стартовал "сезон Петрова-Водкина", первый из череды заявленных посвящений великим художникам ХХ века. Эта акция не столько значительна сама по себе, сколько ценна апробацией совершенно нового для московской музейной среды подхода - менеджерского, не стесняющегося своих по сегодняшнему дню благородных целей - привлечь побольше зрителей да "поднять" побольше денег. Отрадно, что юбилеи классиков новейшего искусства отмечают со всей подобающей помпезностью на родине. 70-летия тех же Эрика Булатова и Ильи Кабакова обозначены были двойными экспозициями в Третьяковской галерее и Государственном центре современного искусства, вообще отрадно активизировавшимся в последнее время. А Дом фотографии, переименовавшийся в Мультимедийный комплекс актуальных искусств, присовокупил свой фотографический панегирик Илье Иосифовичу. Если к этому добавить музейные "оммажи" ушедшим из жизни Турецкому и Соболеву да пару солидных галерейных выставок Янкилевского (в "Сэм Бруке" и у Крокина), то можно говорить о новой волне интереса к "другому искусству", фактически означающей его перевод в официальный "мэйнстрим" отечественной истории искусства. Под конец года поразить столичную публику числом и умением были призваны: "Новый отсчет" в выстраивающем со сменой директора все более последовательную политику ЦДХ и "Арт-Конституция" в новом здании московско-церетелиевского Музея современного искусства на Патриарших - проекты, сколь масштабные, столь и бессистемные, но вместе с тем вполне симптоматичные, каждый в своем отношении. Что их объединяет - работа не за искусство, а под большие идеи, в первую очередь, властные: будь то власть технологических брендов типа "Sony", инициировавшей и проплатившей "Новый отсчет", или индивидуальное окологосударственное кормление по модели Зураба Константиновича, который таким необычным путем обеспечил подарок для верховной власти страны к 10-летию принятия Конституции. Такие дела. Но не спрашивайте меня, кто из перечисленных лучший - художник, галерея, музей. Неподходящий это сейчас критерий. Лучшее, как известно, враг хорошего, а хорошо все то, что хорошо кончается. К особенностям художественной жизни "отстрелянного" года это подходит в полной мере: прожили достойно. Спасибо всем. А в наступившем високосном имеется на один день больше для реализации - как обычно - самых несбыточных планов. Также в рубрике:
|