Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 9 (7417) 4 - 10 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияИмператорский указ. Издание дополненноеИНИЦИАТИВААнастасия ЛЕЩИК 2 марта в резиденции Президента РФ в Ново-Огареве состоялась встреча главы государства с театральными деятелями: Валерием Фокиным, художественным руководителем Государственного академического Александринского театра, Юрием Соломиным, художественным руководителем Государственного академического Малого театра России и генеральным директором Малого театра Виктором Коршуновым. Во встрече принимал участие и. о. министра культуры Михаил Швыдкой. Поводом для встречи на высшем уровне послужило грядущее в 2006 году 250-летие издания Указа императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Русского театра. Этот необыкновенно важный для отечественной культуры документ был подписан 30 августа 1756 года и положил начало государственной поддержке в области театрального искусства. Указ императрицы предписывал "учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Васильевском острове". На содержание театра полагалось 5 тысяч рублей в год. Дирекцию театра возложили на драматурга А.П.Сумарокова. Так в Санкт-Петербурге появился Александринский театр. Указ также дал толчок к созданию аналогичной труппы при Московском университете. Труппа выступала на разных сценических площадках вплоть до 1824 года, когда архитектором О.Бове было закончено здание на Петровской (ныне Театральной) площади. Вместе с новым зданием труппа получила новое название - Малый театр. С легкой руки Елизаветы была создана разветвленная система управления национальными театрами, производственные цеха, позволявшие выполнять постановки на высшем уровне, и даже система подготовки театральных кадров. В отличие от зарубежных театров русское театральное искусство развивалось по принципу "театра-дома" - неразрывного союза здания и труппы. По прошествии веков два старейших русских театра, вспомнив свой исторический опыт, решили обратиться за государственной поддержкой к Владимиру Путину. Рассудили просто: возрождение традиции всесторонней государственной опеки театров нужно начинать именно с Малого и Александринки. Министерству культуры инициатива понравилась, там помогли сформулировать ряд предложений, которые театральные деятели изложили Президенту в личной беседе за "частично открытыми" дверями. Основное предложение Президенту - превратить день подписания судьбоносного указа (30 августа) в национальный праздник русского театра, который пройдет не только в столицах, но и накроет фестивальной волной всю Россию. Театральные труппы начнут свой гастрольный тур с противоположных концов страны: из Владивостока и Калининграда, а встретятся на границе Европы и Азии, как было сказано на встрече, "где-то в Свердловске", то есть нынешнем Екатеринбурге, и устроят гала-представление. Национальный театр нуждается в грандиозном празднике - так аргументировали предложение участники встречи, ссылаясь при этом на А.Н.Островского, считавшего, что без национального театра нет нации. Обсудив юбилей, на который Президент дал добро, перешли к внутренним проблемам, уже за закрытыми дверями. Проблемы эти широко известны и носят не столько творческий, сколько бытовой характер. Здание Александринки за 170 лет существования ни разу комплексно не реставрировалось и не реконструировалось. Первый и последний капитальный ремонт был произведен здесь в 1932 году к 100-летию самого здания. Все последующие годы театр ремонтировали косметически. Сегодня здание остро нуждается в замене инженерных и электрических сетей, в обновлении устаревшего оборудования - сценической осветительной аппаратуры. В течение последних шести лет в театре не функционирует даже система автоматического пожаротушения, установленная еще в 1935 году. К 300-летию Санкт-Петербурга был отремонтирован фасад здания, начата реставрация квадриги Аполлона на фронтоне. На 2004 год запланировано переоборудование сцены. На комплексный ремонт требуется около 950 миллионов рублей. Строительство Новой сцены на набережной реки Фонтанки, которое пока лишь в планах, оценивается еще в 980 миллионов рублей. Малый театр от Александринки не отстает. Указом Президента РФ от 18 декабря 1991 года Малый театр был признан особо ценным объектом культурного наследия России. Тогда же был закончен последний капитальный ремонт основного здания театра, длившийся три года. Реконструкция и реставрация театра намечена на 2005 - 2006 годы, необходимый объем финансирования составляет 384,8 миллиона рублей. В ходе обсуждения финансовых затруднений представители театров предложили рассмотреть столь немаловажный аспект, как "материальное стимулирование кадров". Заработная плата актеров Малого театра варьируется от 6,5 до 12,2 тысячи рублей, питерские коллеги получают даже меньше: от 2,4 до 8,2 тысячи рублей. Вполне естественно, что актеры пытаются решить финансовые проблемы, подрабатывая на стороне, что сказывается на творческом уровне основных постановок. Главный итог встречи, которым театральные деятели поделились с журналистами, заключается в том, что достигнута договоренность с Владимиром Путиным о разработке федеральной программы поддержки театров. По словам Юрия Соломина, Президент расспрашивал о нуждах театра очень подробно и ко всем предложениям отнесся положительно. Валерий Фокин добавил, что никакие новшества не приживутся в театре и на сцене, если не сохранять традиции. Одну из них, похоже, соблюсти действительно удалось - без опеки со стороны власти театральному искусству не обойтись. Также в рубрике:
|