Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 11 (7419) 18 - 24 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноДЕНИ АРКАН: "Считаю себя мастодонтом"Беседу вел Юрий КОНЕНКО
В 2004 году "Оскара" за лучший фильм на иностранном языке получила канадская картина "Нашествие варваров" Дени Аркана. Еще раньше она была удостоена сразу двух премий на Каннском фестивале за лучший сценарий и главную женскую роль. Мировая известность пришла к режиссеру и сценаристу Дени Аркану в 1986 году вместе с фильмом "Закат американской империи", отмеченным премией международной критики на Каннском фестивале и сразу девятью премиями "Джини" Канадской киноакадемии. Номинировался он и на "Оскара", но киноакадемия тогда еще явно не дозрела для восприятия того, о чем поведал с экрана Дени АРКАН. Слишком интригующими показались острота и полная непредсказуемость диалогов, неповторимый юмор, ирония, подчас близкая к цинизму, способность к неординарным обобщениям. Аркан никогда не скрывает, что ориентируется на думающую публику, способную сопереживать его героям. На сей раз он смело обратился к теме, самой запретной в массовой культуре, - смерти. Режиссер пригласил в "Нашествие варваров" повзрослевших и набравшихся жизненного опыта своих любимых актеров, 17 лет назад блиставших в его "Закате американской империи". Он и сам сыграл в том фильме небольшую роль профсоюзного деятеля. Дени Аркан дал интервью еще до вручения "Оскара", на премьере своего фильма в Санкт-Петербурге.
- Ваши фильмы насквозь ироничны. Как вы относитесь к иронии в жизни? - Ирония - вопрос темперамента, характера, нрава, если хотите. Все зависит от того, как вы видите мир. Если вы видите мир с улыбкой на лице и в определенном свете, то, наверное, это и можно назвать иронией.
- "Нашествие варваров" - название очень символичное и интригующее. Что вы имели в виду, давая его фильму? - Мы все наблюдаем конец европейской цивилизации, который начался еще в эпоху Возрождения. Мы слабо понимаем, каким будет будущее. Я думаю, что речь не идет о некоей глобальной катастрофе и отсутствии счастья как такового. Если вы являетесь, например, врачом в США, вас ждет процветание в течение как минимум ближайших ста лет.
- Была такая книга у Шпенглера "Закат Европы". Не кажется ли вам, что в современном обществе к ней практически потерян интерес? - Это прекрасная книга. И более того, она весьма актуальна. Вы считаете, что к ней потерян интерес? Но если мы говорим о крахе, закате, то такое состояние продолжается не год и не два, а много лет. Придет время, и книга опять будет востребована и популярна.
- Откуда, по-вашему, происходит понятие "нашествие варваров"? Откуда-то извне, из недр американской империи, или из недр самого человека? - Термин "варвар" был придуман древними греками. Они считали себя людьми цивилизованными, а всех остальных - другими, то есть варварами. Если вы находитесь в Америке, то варвары - мусульманские террористы. Но если вы в Багдаде, то варвары - американцы. Представьте себе, что вы всю жизнь читали. И ваш сын, не отходящий от компьютера, естественно, будет для вас варваром. Но если говорить на более серьезной ноте, то каждое кино закрепляет некий момент во времени, вы посмотрели картину - и это время умерло. Это актуально также для моего фильма, потому что мой герой - умирающий человек. В еще большей степени такая характеристика применима к фотографиям. Чем старше они, тем интересней, так как каждая запечатлевает момент времени, который умирает. Любая фотография, которую вы сделали вчера, будет менее интересна, чем те, которые сделаны вашей бабушкой.
- И все-таки кто для вас варвары? - Это люди, которые воспринимают фильм только с точки зрения того, сколько они заработали на нем денег. Но я режиссер, и для меня такое отношение неприемлемо.
- Какие впечатления у вас сложились о России? - Всего я проведу здесь 12 дней. А за это время сформулировать и осмыслить какие-то впечатления о стране с такой древней и уникальной культурой было бы слишком поверхностно. У нас то, что мы черпаем из средств массовой информации, сводится к следующему: Россия постоянно сталкивается с трудностями, а в Москве живут серые люди в серых домах, русская мафия дежурит на каждом перекрестке. Но я увидел другое. Прекрасный город, наполненный улыбающимися людьми, красивыми и элегантными женщинами. По сравнению с тем, что говорят о России у нас, впечатление совершенно другое. Я уже несколько раз бывал в вашей стране как турист. Недавно имел возможность посетить ВГИК. На русских фильмах я учился. Эйзенштейн, Пудовкин, Довженко, Ромм - мы изучали их на Западе. Когда я был подростком, для меня кино ассоциировалось только с Лос-Анджелесом и Россией, и я до сих пор признаю только эти две киношколы. И естественно, когда я смотрел фильмы Эйзенштейна, я никогда не думал, что мне доведется показывать свой фильм на его родине.
- Не пугают ли вас новые технологии, которые все больше и больше проникают в мир кино? - Кинематография, которая нам хорошо известна, становится постепенно достоянием прошлого. Но то будущее, которое уже недалеко, будет основано на работе с компьютером и людьми, которые в нем разбираются. И можно прекрасно представить себе, что уже в обозримом времени в домах будут установлены огромные цифровые экраны. А DVD и т.д. мы будем покупать, как когда-то грампластинки. Я сам считаю себя мастодонтом. Фильмы, сделанные по старинке, вручную, становятся антиквариатом.
- Перечень крупнейших кинорежиссеров, работающих и работавших в Канаде, достаточно внушителен. Помимо вас это Норман Джуисон, Джеймс Камерон, Атом Эгоян, Дэвид Кроненберг, Патрисия Розема. Как, по-вашему, публика относится к канадским фильмам, какие из них пользуются наибольшим успехом в последнее время? - Популярных канадских фильмов не очень много. Cамыми популярными в Канаде, может быть, за исключением провинции Квебек, являются американские фильмы. Но вышли "Мамбо итальяно", "Большой соблазн" и "Нашествие варваров", и они отлично соперничают с американскими лентами. А наиболее успешный канадский режиссер - Дэвид Кроненберг. Я имею в виду за пределами арт-хауса.
- Как у вас сложился роман с телевидением после телеэпоса "Империя"? - Это был единственный случай, не считая 1995 года, когда я сделал телевизионный фильм, рассказывал он о бездомных, обитающих в Монреале. Но я предпочитаю не иметь отношения с телевидением. И вовсе не потому, что его не люблю. Просто когда сотрудничаешь с ТВ, возникает громадная цепочка людей - приходится работать не с конкретным человеком, а с потоком. Надо общаться с бюрократами, чиновниками, с техническим персоналом, и все они пытаются что-то говорить. Когда я работаю в кино, то помимо съемочной группы общаюсь только с продюсером. То есть речь здесь идет не о средствах работы, а об условиях работы. В кино, которое я снимаю, конечно, тоже есть свои трудности. Я всегда делаю фильмы для интеллектуальных людей, а сейчас мало снимается таких картин. В отличие от продюсеров я считаю, что интеллигентных людей не так уж и мало. И если они соберутся на мой фильм, то это не так уж и плохо. Продюсеры ненавидели название моего фильма "Закат американской империи", так как были уверены, что люди подумают о банках или, например, опять о Вьетнаме, и кинотеатры будут пусты. Но я настоял на своем. Когда же фильм вышел на экраны и пользовался успехом, продюсеры в один голос стали утверждать, что я молодец. Но одно знаю точно - успех непредсказуем. Его нельзя спланировать. В "Нашествии варваров" у меня было все необходимое - прекрасный продюсер, актеры и так далее, и если мне не удалось что-то сделать, то это сейчас уже не исправить. Также в рубрике:
|