Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7422) 8 - 14 апреля 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Гонгом по струнам

"Искатели жемчуга" в Новой Опере

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Основатель Новой Оперы Евгений Колобов любил перекраивать и переинструментовывать партитуры классиков. С момента появления на свет его театра лишь считанные единицы поставленных здесь опер избежали подобной участи. Колобова за это ругали, и справедливо, но для него действительно было насущной внутренней потребностью вступать в соавторство с композитором, и благодаря масштабу личности ему нередко (не всегда) удавалось убедить даже там, где по всем правилам он был явно не прав. Но Колобова уже с нами нет, а его наследники, судя по всему, именно эту наиболее спорную сторону деятельности маэстро решили возвести в ранг традиции созданного им театра. Впрочем, то, что мы имеем в "Искателях жемчуга", не снилось, похоже, даже и самому Колобову.

"Искатели жемчуга" не ставились в Москве лет сто, и само появление в афише этого не вполне еще зрелого шедевра 25-летнего Жоржа Бизе должно бы радовать. Но те, кто действительно рассчитывает услышать в Новой Опере творение Бизе, будут по меньшей мере разочарованы. Имя создателя "Кармен" над названием способно лишь ввести в заблуждение. В качестве автора здесь по справедливости должен фигурировать исключительно Роман Виктюк, а уже где-нибудь под жанровым определением следовало бы написать: в спектакле использована одноименная опера Бизе. Именно "использована" - во всем многообразии смыслов этого слова. Впрочем, и само жанровое определение "современная драма", данное постановщиком, не в большей степени соответствует действительности, чем утверждение, будто представленное нам есть опера Бизе. Разве только если посчитать драмой прогрессирующий творческий кризис самого Виктюка. В спектакле же никакой драмы нет, как нет сколько-нибудь внятного сюжета, взаимоотношений между героями, да, впрочем, и самих героев тоже.

Понятно, что сюжет оперы Бизе с его натянутыми коллизиями и искусственной развязкой едва ли способен вдохновить режиссера - любого режиссера. Вдохновить здесь в силах только музыка, на основе которой уже можно попытаться выстроить свой сюжет. Так и напрашивалось предположение, что Виктюк сделает темой спектакля дружбу двух мужчин, разрушенную вторжением женского начала. Однако на поверку в спектакле не оказалось ни дружбы, ни любви, ни каких-либо иных чувств и эмоций. Что же есть? Восток и Запад, точнее - Индия и Париж, но лишь как знак, или как красивая, но статичная картинка (сценограф Владимир Боер).

При чем здесь Париж, - спросит читатель, - сюжет-то сугубо индийский? Ну, во-первых, переносить действие в страну (а нередко и эпоху) автора давно стало одной из тенденций европейского театра. А во-вторых, как давно замечено, французский оперный Восток, как правило, и не скрывает своего французского происхождения. Но для Виктюка все это - лишь повод к параллельному экспонированию групп персонажей, одетых по-европейски и по-индийски, причем последние выглядят подчеркнуто театрально (костюмы Евгения Панфилова). Впрочем, вся театральная Индия является здесь лишь объектом киносъемок, которые ведет режиссер Зурга. Прием, что и говорить, необычайно свежий. Когда постановщик не знает, что ему делать с той или иной оперой, на помощь тут же призывается "важнейшее из искусств"...

Главная беда в том, что Виктюк и с музыкой обращается, как с кинопленкой при монтаже. Вот прозвучали несколько тактов хора искателей жемчуга из первого акта - обрыв пленки. Возникшую паузу заполняют удары гонга, усиливаемые электроникой. Затем в оркестре возникает небольшой кусочек увертюры - и точно так же обрывается. Подобное повторится в спектакле еще много-много раз. Музыкальная ткань безжалостно рвется и крошится. В этой ситуации говорить всерьез о дирижерской работе не приходится, и уже не кажется странным, что за пультом стоит Анатолий Гусь, тогда как Новая Опера располагает и более яркими фигурами. Видимо, потому и стоит, что согласился дирижировать клочками партитуры и разделить с режиссером ответственность за варварство. Словом, Гусь, в данном случае, Бизе не товарищ - он товарищ Виктюку.

Последнему, кажется, не нужна не только музыка, но также и певцы. Поэтому в качестве главной героини он выбрал Марию Максакову, обладающую, взамен вокальных данных и школы, качествами фотомодели. А действительно хорошего тенора Дмитрия Корчака заставил петь знаменитый романс Надира взобравшись на подвесную лестницу, причем без какого бы то ни было видимого смысла. Корчак, правда, все равно справился, и его исполнение главной партии стало едва ли не единственным отрадным впечатлением премьеры. Впрочем, и Сергей Шеремет вполне достойно спел партию Зурги.

Таким образом, вместо оперных штампов (вроде исполняемых, стоя на одном месте, арий) мы получаем в спектакле набор штампов от Виктюка, приправленный "находками" других режиссеров, коим имя - легион. К примеру, главных героев нам показывают вначале совсем детьми, затем - подростками. И вот эти двойники сопровождают их, уже взрослых, на протяжении всего спектакля. Полуобнаженные мальчики и девочки вызывают лишь раздражение, не способствуя решению каких-либо художественных задач, если о подобных здесь вообще может идти речь.

После премьеры оперы Бизе один парижский критик писал, что в ней "нет ни поиска, ни жемчужин", и был глубоко не прав. Но сегодня эта фраза кажется сказанной прямо про спектакль Виктюка. Он-то уже давно нашел все, что хотел, и теперь вместо жемчужин одаривает публику бижутерией. Что ж, если на это есть спрос - пускай. Но только все же лучше бы не в опере.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

МЫСЛИ ВСЛУХ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;