Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7494) 8 - 14 сентября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительВ поисках утраченного casual"Для тебя" на НТВ ВЫВОДЫАнастасия МАШКОВА То обстоятельство, что ТВ-сезон наконец стартовал, не дает, впрочем, достаточно веских оснований (до поры, разумеется), чтобы приступить к полноценной аналитике происходящего на экране. Хотя некоторые посильные наблюдения все-таки уместны. Так, на передовую аудиовизуального производства выдвинулись персонажи, которые, откровенно говоря, уже давно ломились в стеклянные двери Телецентра, проделав в московских пробках нешуточные концы с Рублевки в Останкино. Странное нынче время. С одной стороны, кино и телевидение стремительно коммерциализуются - рейтинги, тест-просмотры, фокус-группы, мучительные поиски самоокупаемости... С другой стороны, публика все больше увлекается подсчетами иного рода. Посмотрите, кто снимает фильмы, пишет книжки и вовсю "звездит" на телевидении: чьи-то жены, чьи-то девушки, девушки и жены конкретного режиссера (продюсера, спонсора etc), а в целом, кто деньги нашел, тот и снимает, кто интресен как "персонаж" (положим, светской хроники), на того и делают коммерческую ставку. Звезды, конечно, зажигают, потому, что это кому-то нужно, но коммерческий результат этой звездности, равно как и профессиональные качества звезды, никому не интересны. В результате на экраны выходит "новый фильм Максима Коростышевского" - кто же эта знаменитость, почему его имя увековечено на любом рекламном постере фильма, широкой общественности не ведомо... В свое время даже на афишах "Сестер", режиссерского дебюта Сергея Бодрова-младшего, суперзвезды всего постсоветского пространства (без дураков, извините, за каламбур), предпочли скромно написать "От создателей "Брата-2". То есть предпочли раскручивать бренд кинокомпании "СТВ", но никак не человека, чье имя и так могло обеспечить фильму баснословный интерес. Теперь, если некто Коростышевский вознамерится еще раз снять в кино свою супругу Оксану в заглавной роли, то, вероятно, появятся новые рекламные плакаты: "От создателя "Дуры".... В общем-то понятно, что с артистками у нас всегда были большие проблемы именно потому, что "выйдешь замуж за режиссера - будешь сниматься, - говорила Шукшина мама дочкам". К сожалению, традиция дала всходы, и теперь едва ли не в каждой, так сказать, творческой профессии, не только в актерских кругах, есть определенный слой женщин, которые не зарабатывают деньги, не самореализуются, но просто проводят "здесь" время. Либо благодаря статусу своего партнера пребывают на уровне, на который попросту не могут претендовать по складу личности и способностям. Однако они существуют отнюдь не в безвоздушном пространстве, сбивая напрочь все критерии качества сначала у потребителя культтоваров, а потом и у производителя: впрочем, это даже не так страшно, потому что какие-то талантливые личности "на подтанцовках" в российском шоу-бизнесе еще встречаются. Хуже другое. Зачем платить нормальную зарплату, если можно пристроить к почти ничегонеделанию, предположим, десять скучающих домохозяек? То есть, например, когда главой глянцевого журнала становится красивая и родовитая девушка, то это хоть как-то объяснимо: для подобных должностей внешность и статус имеют значение. Но когда гигантский редакторский, режиссерский, дизайнерский коллектив неслабого телеканала НТВ начинает инвестироваться в практически профнепригодную телеведущую Оксану Робски, то поневоле начинаешь задумываться: может быть, они просто экономят на ее зарплате? (Недавно, например, Ксения Собчак по случаю обнародовала свои доходы от проекта "Дом-2": говорят, что на косметику не хватило бы, впрочем, лично судить не могу.) Зачем вообще каналу такая ведущая? Она сама придумывает себе реплики, а не читает сценарные разработки? Не верю! Во всяком случае, программа "Для тебя", где Оксана Робски работает ведущей, располагает еще двумя персонажами - то есть ведущими Юлией Бордовских и Игорем Верником, шутят они все одинаково, явно по разработке. Другое дело, что у Бордовских и Верника как минимум есть красивые голоса и поставленная дикция. Более того, ходят страшные слухи, что все журналисты на российском ТВ, кроме Владимира Владимировича Познера, читают свои и не свои тексты с телесуфлера. Но надо уметь их озвучивать! Ответ прост - Оксана Робски и так интересна как "персонаж". Ее не надо раскручивать и придумывать. У меня нет никаких "идеологических" претензий к шумно дебютировавшей программе "Для тебя". Это совершенно нормальный формат, имеющий точное соответствие в печатных СМИ - разнообразные глянцевые журналы о "стиле жизни". Я нахожу совершенно нормальным то обстоятельство, что народонаселению нравится читать про модную одежду, косметику, интерьеры, путешествия (и, кстати, еще и пользоваться этими благами цивилизации!). Но подобного рода журналистику можно делать хорошо или плохо. И вот здесь возникает одно сугубо российское обстоятельство, которое трагически портит всю нашу глянцевую прессу. В свое время это очень удачно удалось сформулировать бесспорно яркому кинокритику Карине Добротворской, ставшей главным редактором глянцевого интерьерного журнала "АD": "Меня часто спрашивают: а какой у вас дома дизайн? Почему-то считается, что если ты делаешь журнал о дизайне, то и жить должен по уши в дизайне". У нас почему-то возникло мнение, что писать статьи про красивую жизнь и вести программу наподобие "Для тебя" должны те, кто сам в материале "по уши". Совершенно не так! Для этого необходимо всего-навсего уметь писать и собирать материал. Или быть не просто красивой, но телегеничной персоной. Но меня поражает, почему руководящие кадры НТВ решили, что массам будет интересно мнение Оксаны по поводу вареной телятины и японской кулинарии (лично услышала в выпуске, где Робски еще и осчастливила нас сообщением, что всегда заказывает в караоке песню А.Маршала "Орел"). То есть именно ее вкусовые ощущения - она ведь не профессиональный кулинарный критик. В конце концов среди нас есть вегетарианцы и те, кто страдает аллергией на рыбу! Здесь есть момент еще более тонкий. Мы часто читаем и слышим, что глянец, гламур, дольче вита - понятия суть иллюзорные. Но не договариваем, что есть аудитория, потребляющая эти миражи за скромные свои трудовые копеечки, есть люди, готовые положить любые деньги, дабы вписаться в красивые картинки, но стать автором иллюзий можно только при том, что ты полагаешь себя все-таки немного выше, чем "продукт". Надо встать на позицию автора. Если это выпустить из внимания, как произошло в случае с программой "Для тебя", то получается слишком сладко, слишком деликатесно. Досадно, как будто наблюдаешь коллективное обжорство тортами и пирожными. Неприятный осадок от положения гостя на чужом празднике жизни. Оксана Робски, уж извините, что пересказываю общеизвестное, неожиданно прославилась как автор романа "Casual. Повседневное" (ожидается целая серия романов плюс экранизация) - о жизни российской элиты на Рублево-Успенском шоссе, о пресловутых "рублевских женах". Книжка вполне себе приличная с точки зрения беллетристки и абсолютная "никакая" с точки зрения Рублевки. Мнилось, что там будут некие наблюдения за привычками, вкусами, психологией мужиков, российского "правящего класса", согласитесь, это было бы даже пикантно. Какое же разочарование: и главная героиня, вероятно, альтер-эго самой писательницы, и все остальные женские персонажи - в сущности, это такие наивные-наивные эгоистки, на грани нервного срыва отыгрывающие в окружающий мир свои запросы и претензии, постоянно ставящие окружающих в известность относительно своих эмоций и ощущений. Да, отрадно, наверное, кому-то из женской аудитории, что и на таких тоже женятся. Обратите внимание, что во всех наших глянцевых журналах к известным женщинам идут за рецептом "простого женского счастья". Я очень уважаю актрису Чулпан Хаматову, я искренне верю, что в отдельные моменты своего существования она испытывает счастье, но и в горячечном бреду я не могу представить себе, что буду делать "жизнь с Хаматовой". И поэтому я уважаю превосходную, это уже можно признать, актрису за то, что она довольно экстравагантным образом, но твердо решила прекратить всяческие разговоры про "простое женское счастье нашей милой Чулпан". Принципиально отказалась стать персонажем светской прессы, и хотя, по большому счету, от внимания СМИ (на грани патологии) это ее не спасло, отрадно думать, что немногие достойные люди хотя бы понимают, как это опасно - самостоятельно "пиариться" с помощью прессы. И вообще... Еще бы с Ермоловой предложили жизнь делать! Но, повторюсь, книжку Робски написала неплохую: недавно прочитала ее откровения на тему, как удержаться на Рублевском шоссе... Верно говорили классики: стоящее произведение всегда умнее своего создателя. Цитата: "Я подумала, что с актрисами и прочим звездами олигархам действительно интересней, потому что у них такая же завышенная самооценка, как и у них самих, и чтобы произвести на них впечатление, олигархам приходится постараться немного больше, чем с нами, простыми девушками с Рублево-Успенского шоссе". Бедная, бедная девочка. Опять ей не повезло. Также в рубрике:
|