Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7494) 8 - 14 сентября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Восточная нега и европейская сдержанность

Валерий Гергиев и Оркестр мира в БЗК

МУЗЫКА

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Юриса ВУЛИСА


В.Гергиев и Оркестр мира

Одним из наипервейших качеств любого действительно высококлассного оркестра является, как известно, сыгранность музыкантов между собой, благодаря чему коллектив предстает единым монолитом, а не сборищем разнонаправленных индивидов. И в этом смысле идея сборных оркестров представляется уже изначально сомнительной. Впрочем, когда речь идет об оркестрах молодежных, тут все понятно: решаются прежде всего задачи педагогические, а будет серьезный художественный результат или нет, это уж как получится. Ну а если речь идет об оркестре, где играют музыканты из лучших коллективов разных стран, собирающиеся вместе каждые несколько лет, причем состав всякий раз обновляется на 15 - 20 процентов? Именно такова ситуация с Оркестром мира ("World Orchestra for Peace"), основанным десять лет назад Георгом Шолти, под чьим управлением он успел лишь единожды выступить в Женеве. После смерти Шолти вдова великого маэстро предложила стать его преемником Валерию Гергиеву, и оркестр уже со своим новым шефом собрался и выступил в 1998 году в Баден-Бадене, затем в 2000 году в Лондоне, а в 2003 году - в Петербурге и в Москве. Таким образом, ныне перед нами предстал Оркестр мира пятого созыва, впервые за свою десятилетнюю историю осуществляющий большое международное турне (перед Москвой музыканты выступили в Лондоне и Берлине, а из российской столицы направились в Пекин). И хотя два года назад выступление Оркестра мира под управлением Гергиева стало одной из кульминаций Московского Пасхального фестиваля, скептические голоса все же раздавались. Все-таки с тех пор они не играли вместе больше двух лет и имели на все про все лишь несколько дней...

И начало концерта действительно отчасти разочаровало. Множество великолепных соло не очень-то складывались в единое целое, и в первых номерах программы, обкатанной, напомним, уже в двух городах, Валерию Гергиеву приходилось больше заниматься сугубо техническими вещами, нежели творчеством. Ни увертюра к "Вильгельму Теллю" Россини (особенно в сравнении с записью самого Шолти, сделанной на первом концерте оркестра, диск с которой был выпущен непосредственно к нынешнему турне его спонсором "Credit Suisse" и прилагался к буклету; но у Шолти, заметим, был несколько иной график, и он имел полную возможность довести каждый штрих, каждую деталь до должной кондиции), ни "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси не произвели слишком уж большого впечатления. Значительно лучше была сыграна увертюра к "Нюрнбергским майстерзингерам" Вагнера, хотя и здесь явственно не хватало яркости и мощи медных, в избытке присутствующих у Мариинского оркестра. Что касается прозвучавшей в первом отделении пьесы "Helix" Эсы-Пекки Салонена, анонсированной как мировая премьера и посвященной Оркестру мира, Валерию Гергиеву и 60-летию окончания Второй мировой войны, то углядеть какие-либо достоинства (кроме относительной краткости) в сем опусе было весьма затруднительно. Впрочем, хотя Салонен сполна насытил свое сочинение техническими трудностями, все было сыграно без проблем. Но малоинтересную и откровенно вторичную музыку произведения, принятого к исполнению в качестве эксклюзивной новинки и из уважения к Салонену-дирижеру, это не спасло...

Во втором отделении стал ясен принцип, которым руководствовался Гергиев при подготовке этой программы. Рассудив, что Россини, Вагнера и Дебюсси музыканты играют достаточно часто, маэстро сосредоточился, с одной стороны, на трудном в техническом отношении опусе Салонена, но главным образом - на "Шехеразаде" Римского-Корсакова, которого большинство из них не играло. И в результате "Шехеразада" стала бесспорной вершиной концерта, настоящим музыкальным пиршеством. Число первоклассных музыкантов перешло, наконец, в качество оркестра.

Легендарная гергиевская энергетика была явлена здесь в сочетании со столь непривычным для него перфекционизмом. Маэстро вложил не только все свое мастерство, но, казалось, и всю душу в произведение русского национального гения, которого, стоит напомнить, именно Гергиев впервые после Дягилева по-настоящему явил Западу, имевшему о нем весьма смутное представление. Все было настолько отшлифовано, что не возникало никакой нужды прикрывать огрехи избыточными проявлениями темперамента (что можно было наблюдать отчасти в первом номере программы). А оркестр, по-прежнему блиставший россыпью соло высочайшей пробы (прежде всего надо упомянуть скрипку Райнера Кюхля - концертмейстера Венского филармонического оркестра), вместе с тем предстал уже как единый многоголосый инструмент. Музыка "Шехеразады" звучала со всей мыслимой восточной негой и обольстительностью, лишь слегка умеряемой европейской сдержанностью. Лучшее ее исполнение даже трудно себе представить, и остается лишь надеяться, что оно будет зафиксировано на CD или DVD.

После такой "Шехеразады" прозвучавшие на бис Скерцо из музыки Мендельсона к "Сну в летнюю ночь" и марш неведомого у нас Эрика Коутса (написанный в конце войны в ознаменование одной из успешных акций союзных войск) стали лишь приятным, хотя и необязательным дополнением.

...На пресс-конференции Алексей Шалашов - генеральный директор Московской филармонии, официально открывшей этим концертом свой новый сезон, - выразил надежду еще не раз принимать в столице Оркестр мира во главе с Валерием Гергиевым. Что же касается самого Гергиева, то новой встречи с ним долго ждать не придется: в начале октября, опять-таки под эгидой филармонии, маэстро вместе с оркестром и труппой Мариинского театра представят в Зале Чайковского "Тристана и Изольду" Вагнера.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ТЕАТР

ФЕСТИВАЛИ

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;