Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7495) 15 - 21 сентября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПубликацияА ну-ка песню нам пропой, веселый Сегель!..Александр КАНЕВСКИЙ Мы продолжаем публиковать главы из книги "Смейся, паяц!" режиссера, прозаика, драматурга и сценариста Александра КАНЕВСКОГО, которая в конце этого года выйдет в Израиле, а в будущем году - и в Москве. Мы предлагаем вашему вниманию главу из книги - об известном актере и режиссере Якове Сегеле.
Это было время, когда неутомимые партия и правительство затеяли новую "кампанию": борьба с тунеядцами. Всюду: газеты, радио и телевидение, кино, театры и концертные организации - требовали произведения на эту тему. Писать что-то прямолинейное, назидательное - я никогда этого не делал, мои мозги устроены так, что всегда ищут какое-нибудь парадоксальное решение, а оно не приходило. Но я знал, что коль скоро себя зарядил этой задачей, то что-то выстрелит. И она пришла, интересная идея эксцентрической кинокомедии, пришла под утро, а это, говорят, значит, посланная с неба. Расскажу ее вкратце: На необитаемом острове поселяют семерых тунеядцев, семерых отщепенцев общества, семерых "нечистых" - троих женщин и четверых мужчин. Им дают продовольствие, семена, лопаты, молотки, гвозди, охотничье ружье, даже козленка и оставляют на острове. Начинается их самостоятельная жизнь. Каждый старается, как и прежде, существовать за счет других. Но, поскольку все они одного поля ягодки, никто трудиться не хочет - уничтожают продукты, семена, инструменты, но палец о палец не ударяют. И происходит то, что не может не произойти: история человечества начинает катиться назад, сменяются эпохи: капитализм, феодализм, рабовладельческий период, доисторический, и в финале они превращаются в семерых обезьян. Но они не только сами деградируют, с ними вместе деградирует и окружающая природа: остров зарастает лианами, а козленок превращается в мамонта. Заявка была на одной странице, но на редсовете Студии имени Горького ее приняли единогласно, со мной был немедленно подписан договор и, самое приятное, тут же выдан аванс.
Снимать фильм по будущему сценарию должен был Яков Сегель. В те годы фамилии Сегель и Кулиджанов были чуть ли не самыми популярными на советском кинорынке, после их нашумевшей картины "Дом, в котором я живу". Потом они сделали еще по фильму, но уже каждый самостоятельно: Сегель - "Первый день мира", а Кулиджанов - "Когда деревья были большими" (здесь впервые клоун Юрий Никулин неожиданно для всех блестяще сыграл драматическую роль) - обе эти картины были с успехом приняты и зрителями, и критикой. Моя первая встреча со знаменитым режиссером состоялась в Киеве, где он снимал свой следующий фильм "Прощайте, голуби!". Когда я вошел в гостиничный номер, обстановка там была накалена: Сегель и его оператор разговаривали на повышенных тонах, на грани крика. Оператор - тогда никому не известный выпускник Киевского театрального института Юрий Ильенко, ныне народный артист Украины, отснявший много интересных фильмов, один из которых - шедевр киноискусства "Тени забытых предков". (Сегель славился тем, что умел рассмотреть еще нераскрытые таланты. К примеру, в этой же картине дебютировал и Савелий Крамаров.) Мой приход прервал их спор, Ильенко выкрикнул: "Я этого делать не буду!" - и вышел, хлопнув дверью. Сегель повернулся ко мне и развел руками: - Вот так он меня мучает. - Но вы ведь, как режиссер, можете приказать. И тут он произнес фразу, после которой я его сразу полюбил: - Что вы, Саша, ведь он на пятнадцать лет меня младше, значит, на пятнадцать лет умней - я должен к нему прислушиваться. Так мог сказать только большой, мощный человек, который понимал биологическую силу молодости и не боялся признать, что кто-то знает больше его. С кино он был связан еще с детства: кудрявым, белокурым мальчуганом отснялся в фильме "Дети капитана Гранта" (помните песенку, ставшую потом шлягером: "А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер", - так это он!) Теперь этот мальчуган превратился в высокого, широкоплечего мужчину с накачанными мускулами - только волосы по-прежнему кудрявились. Ему было уже лет сорок. Сразу после школы он пошел воевать. Во ВГИК поступил после войны. Потом, когда мы уже подружились, я однажды спросил его: - Кем ты был на войне? - Десантник. Бандит с ножом. Не люблю вспоминать. Сегелю очень понравились мои "Семь робинзонов", и заявка, и уже написанные первые эпизоды ("Давно хотел сделать такую хулиганскую комедию!"). - Только прекрати писать свои ремарки, - потребовал он, - например: "Интеллигент" напоминал опустившегося беспризорника". Ты же мне навязываешь свое видение! - А ты пренебрегай, не обращай внимания. - Так мне же нравится! Было решено: пока я напишу, он завершит съемки своей очередной картины и начнет работать над моими "Робинзонами". Я засел за сценарий и через два месяца привез его на Студию Горького, где он был очень тепло принят и включен в план будущего года. Но произошло непредвиденное: когда Сегель и директор его картины на одном из московских бульваров выбирали место для съемок, их сбила военная машина. Директора сразу увезли в морг, а Сегеля, в котором еще теплилась какая-то жизнь, погрузили в легковую машину, актриса Лиля Алешникова, его жена, включила сирену и помчалась на безумной скорости в Институт Склифосовского. За ней погнались гаишники, догнали уже у Института и, узнав в чем дело, помогли внести бесчувственного Сегеля в приемный покой. Никто не надеялся, что он выживет: у него было сильное сотрясение мозга, трещина в черепе, внутреннее кровотечение, ушиб сердца, переломаны ребра, руки, ноги, повреждены внутренние органы... Он не приходил в сознание. Врачи сказали, что возможен один шанс из ста на его выживание, если достать очень дефицитную "мочевину" (я запомнил это название), причем в течение суток, не позднее. Естественно, в аптеках это лекарство никогда и не появлялось. Пробовали добыть его в закрытой правительственной больнице, но и там без результата: все, что у них было, ушло на безуспешные попытки спасти Тольятти, генерального секретаря компартии Италии, который за неделю до этого попал на Кавказе в автокатастрофу. Студия обзвонила все свои киногруппы, которые находились за рубежом, и те обещали купить это лекарство и выслать его утренними самолетами. Но утром уже было бы поздно. Спасло чудо: часов в двенадцать ночи в приемный покой пришел пожилой мужчина и передал небольшой пакетик, на котором было написано: "для Якова Сегеля", - там были три ампулы спасительного лекарства. Больше он не появлялся. Кто такой - неизвестно. Сегель потом долго пытался его разыскать, но тщетно. Он говорил: "Я мечтал стать перед ним на колени и поцеловать его руку, но мне осталось только молить Бога о его благополучии". Через какое-то время меня пригласил к себе директор студии Григорий Иванович Бритиков и сказал: - Александр Семенович! Подходит время запуска "Робинзонов" в производство. Я очень люблю Яшу Сегеля, но не могу ждать до его полного выздоровления. Тем более врачи этого не гарантируют. Сценарий куплен, я обязан запустить его в производство. У нас есть несколько режиссеров, которым он нравится, и они готовы его реализовать. Я собираюсь передать его кому-то из них, естественно, с вашего согласия. Я ответил: - Григорий Иванович, я не мог бы предать живого Сегеля, а полумертвого - тем более. Он очень любил этот сценарий, мы вместе разрабатывали образы, эпизоды, трюки. Я готов ждать его сколько угодно. - Но студия не может. - Тогда я заберу сценарий и верну полученные деньги. Бритиков вышел из-за стола, подошел и пожал мне руку. - Я ждал от вас этого решения!.. Пишите заявление, что ввиду творческих затруднений не видите возможности завершить работу над сценарием и просите прервать наши взаимоотношения. Аванс остается у вас, а следующую сумму, которая уже выписана, мы вам не выплатим - и вы забираете "Робинзонов". Почти месяц Сегель пролежал неподвижно, потом стал понемножку двигать руками, ногами, поворачиваться. Будучи в очередной раз в Москве, я пришел к нему повидаться. К спинкам его кровати были привязаны резиновые эспандеры, с помощью которых он разрабатывал руки, ноги и тайком от врачей уже даже сам садился. После первых дежурных фраз он сказал: - Саша, я слышал, что ты хранишь мне верность. Это меня очень тронуло, я даже прослезился, но знай: я тебя освобождаю от любых обязательств передо мной. Поверь, это искренне! Пойми, врачи говорят, что я еще много месяцев буду приходить в себя. Каким стану после этого - никто не ведает, может, и не смогу больше работать режиссером. Например, они предупредили, что у меня будет двоиться в глазах и что я должен буду к этому привыкнуть. Ладно, постараюсь. Но представляешь, какой это ужас: вокруг столько чудаков, а я их буду видеть в два раза больше! Я рассмеялся: - Теперь я верю, что ты выздоравливаешь и мы сможем вместе работать над "Робинзонами"! - Не строй иллюзий: даже если я когда-нибудь приду в себя и смогу работать, я должен буду завершить свой фильм... Словом, даже при самом благоприятном варианте я смогу вернуться к твоему сценарию минимум через два года. Поэтому еще раз повторяю: ты можешь и должен предлагать сценарий другим режиссерам. Сегель говорил искренне и убедил меня - "Робинзоны" продолжили свой путь уже без него. Но я хочу еще немного рассказать о Сегеле, прощаясь с ним в моем повествовании. Он был очень нетрадиционен во всем: в творчестве, в манере поведения, в оформлении комнат. Когда я вступал в Союз кинематографистов, он дал мне рекомендацию, которая начиналась с фразы "Считаю за честь рекомендовать Александра Каневского в наши ряды". Получив новую квартиру, будучи рукастым умельцем, сам ее перестроил и оборудовал по-своему. Например, одну стенку сделал в виде плоского аквариума, в котором плавали подсвеченные золотистые рыбки. Когда я пришел посмотреть квартиру, первое, что он спросил: "Ты не хочешь пописать?" Я отказался. Этот же вопрос он задал мне после обеда, а потом и перед моим уходом. Мне не хотелось, но он так настаивал, что я вынужден был зайти в туалет. Там, на дне унитаза, краской было написано: Мдивани - это была фамилия суперпартийного драматурга. Он и его коллега Сафронов заполонили все сцены страны своими верноподданными пьесами. - Я хотел там отобразить его фото, но из-за неровной поверхности дна не получилось, поэтому пришлось ограничиться фамилией. Пожалуйста, пописай - я угощаю. В его кабинете я увидел гантели, эспандеры и еще разные спортивные атрибуты: он постоянно тренировался, не менее чем по часу в день. - Ты хочешь побить рекорд Юрия Власова? - поддразнивал его я. - Когда у тебя будет жена на двадцать лет тебя младше, тогда поймешь, - ответил он, имея в виду актрису Лилю Алешникову, героиню всех его фильмов и его жизни. (По Москве ходила фраза, сказанная Лилей на суде. Машина, сбившая Яшу и его директора, принадлежала какому-то танковому подразделению, и суд постановил, чтоб оно выплачивало Сегелю его зарплату, пока он будет нетрудоспособным. Понятно, что зарплата выдающегося кинорежиссера была раза в четыре выше средней. Услышав сумму, командир подразделения в панике воскликнул: "Где мы возьмем столько денег?" И Лиля громко, на весь зал, произнесла: "Продайте танк!") Сегель очень любил цирк, дружил с цирковыми артистами, ходил на все представления. Когда чуть-чуть пришел в себя, настоял, чтоб его дотащили до машины и привезли в цирк. Артисты, узнав, где он сидит, совершая парад-алле, останавливались и приветствовали его, а он улыбался и плакал. (Я этот эпизод впоследствии использовал в своей повести.) Этот большой, накачанный, сильный человек, обожженный войной, был очень добрым и сентиментальным. Однажды он попросил меня: - Придумай мне какую-нибудь цирковую буффонаду - я хочу быть клоуном. - Каким именно? - улыбаясь, спросил я. - Белым или рыжим? Он очень серьезно ответил: - Конечно, рыжим - его же бьют, ему больно. Также в рубрике:
|