Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7495) 15 - 21 сентября 2005г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияОркестр на распутьеРоссия переживает филармонический кризис ОПТИМИЗАЦИЯЕвгений ДУКОВ Последний раз задача по филармонизации всей страны была поставлена в 1982 году. Тогда казалось, что все запросто - это ж чисто бумажная работа: еще немного напряжемся, все КЭБы (концертно-эстрадные бюро) переименуем в филармонии, припишем к ним наиболее продвинутый самодеятельный коллектив, пару баянистов, солиста - и все! А если в регионе не хватает творческих сил, то, в конце концов, любой гастролирующий коллектив может положить трудовые книжки в любую филармонию, регулярно получать оттуда зарплату и играть во славу ея что угодно, проживая, впрочем, тоже где угодно. В скольких филармониях работал Леонтьев? А "Арсенал" Козлова? Филармонии в нашей стране - лишь название, привычное для организации культуры. Звучит, в целом, по-европейски. Но на самом деле, ничего не означает. Даже хозмаг и то более говорящий бренд. К филармонии в нашей стране может относиться что угодно - лишь бы был коллектив, не важно, какого жанра, направления или стиля, а в качестве его учредителя стоял какой-нибудь орган культуры. Филармония сегодня - это каприз учредителя: хочу, назову филармонией и филармоническим коллективом, хочу - концертно-цирковым центром, как сегодня в Чите, хочу - "Поморской филармонией", где "поженили" несколько пар действующих артистов, орган и кинозал. "В целях оптимизациии..." Представляете, как будет звучать: "Большой симфонический оркестр читинского концертно-циркового центра"? Мне скажут, что этого пока нет. Но боюсь, не будет и другого - серьезных гастролей в Чите под маркой "Концертно-циркового центра". Разве какой-нибудь уважающих себя солист или коллектив поедет на гастроли под таким брендом? А ведь Чита была когда-то культурной столицей Дальнего Востока! Или представим себе афишу: "Фестиваль блокбастеров в Поморской филармонии". Здравомыслящий человек сразу не поймет, как это - филармония и блокбастеры? Это тоже "оптимизация" или возврат швондеровщины 20-х годов? Интересно, что сами филармонии покорно ждут решения своей участи. "Что мы можем сделать, мы же местные!" - говорят они. - Как руководство велит, так и будем называться!" Все прекрасно понимают, что за удивительно емким словом "оптимизация" может скрываться что угодно - борьба за директорское кресло, уничтожение неугодного коллектива и, конечно, недвижимость. Неважно, что получится в результате каприза под названием "оптимизация", главное - захватить здание учреждения культуры и сдавать, сдавать, сдавать на все более выгодных для себя условиях. Непрофильный концертСправедливости ради нужно сказать, что некоторые филармонии сами приложили руку к тому, чтобы их деятельность в родном зале рассматривали как непрофильную. В некоторых концертных организациях один за другим проводятся Дни "мерседеса", фестивали итальянской плитки, голландского фарфора. Директора говорят: "Да мы бы и рады ограничиться только концертами, да экономика не велит". Ну а концерты, для которых строился зал? Они кое-где откочевали в залы музыкальных школ. Тут и публика под боком, и на маркетинг не надо тратиться, и билеты дешевые. Правда, артистам с дешевых билетов мало что достается. Но ведь не бастуют? А чтобы начальство не очень ругало за "зальную самодеятельность", можно пропускать деньги через кассу как билеты на филармонические мероприятия. Можно даже раз в сезон пригласить одну-две знаменитости за сумасшедшие деньги. И говорить: "В этом сезоне у нас в большом зале было..." Юркие люди начинают соображать, что непрофильная деятельность концертных залов пахнет очень большими деньгами, и все настойчивее стремятся попасть в директора филармоний. Кто им сейчас запретит? Раньше были утвержденные Министерством культуры СССР квалификационные характеристики. Над какими-то пунктами посмеивались, казалось смешным, что директор филармонии, например, должен знать стили музыки и иметь хоть какое-то профессиональное художественное образование. Это и тогда не всегда выдерживалось, но сейчас вообще любой человек совершенно спокойно пройдет на любую директорскую должность в культуре. Недавний анекдот из жизни: министерский чиновник, знакомящийся с материальной базой довольно крупной концертной организации, спросил, какое зеркало сцены зала, и директор спокойно ответил, что в зале зеркал нет, они только в раздевалке. Складывается впечатление, что для управления культурой сегодня достаточно запомнить несколько слов: финансирование, оптимизация, реструктуризация и главное - иметь в закадычных друзьях кого-нибудь из свиты губернатора. "Все по местам..."Словосочетание "концертная организация" издавна означало не только право вмешиваться в ее художественную жизнь, но и "вешать" на нее столько поручений, художественных и внехудожественных, сколько власти нужно. Благо в репертуаре любой филармонии можно найти произведения на все случаи жизни. Проблемы с рождаемостью? Даешь концерты перед новобрачными! Недостаточны надои? Филармония на фермы! В филармонии поставили орган? Значит, будем использовать органный зал как ритуальный для прощания с лицами областного масштаба. Что уж говорить о выборах! И так каждый раз, по каждому поводу. Это ж наше, народное, как и все искусство! Работа, действительно, в прошлом шла в области, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, но это была работа, которая проходила вне концертного зала. Статистически именно это и было ее основным предназначением, как теперь модно говорить, миссией. Но миссия не была связана с экономикой. Название "государственная организация" означало фактическую "внехозность": концертное дело и экономика ни разу не встречались, даже случайно. И, главное, они не встречались на филармонических концертах в собственном зале. Традиционно филармоническая работа была благотворительной - здесь были самые дешевые билеты, или все обходилось вообще без билетов, как на многочисленных мероприятиях, проводимых по инициативе учредителя. Зал для своих был совсем или почти совсем бесплатным, поскольку принципиально не должен был поддерживать экономику своих филармонических коллективов. Вместо него это делало государство. До сих пор из статистической отчетности нельзя понять, эффективно или нет работает собственный зал филармонии. Волшебное слово "зал"Зал филармонии использовался как существенное подспорье концертной организации для пополнения средств, в том числе частных. Было ясно, что вверенные коллективы только за счет бюджета филармония содержать не в состоянии, а звезды и звездочки эстрады ни за что не приедут, если не получат известные конверты. Как только появлялась возможность провести "коммерческие концерты", филармоническая работа из зала уплывала на периферию - в дома колхозника, детсады, в лучшем случае, ДМШ. Кем в филармонии был "зам. директора по концертной работе"? Волшебником по эстрадным гастролям, тем, кто приносил дух и тело коммерции в концертный бизнес. Концертный зал использовался и используется эстрадой и шоу-бизнесом как доходное место. В общем котле "белые" средства зала от профильной работы традиционно составляли мизерную часть. Сейчас ситуация радикально меняется. В 90-е годы в филармониях упали почти до нуля гастроли, они лишились основной массы эстрады. Потом эстрадные гастроли вернулись, но они уже не имели того экономического эффекта, как раньше. За это время в большинстве регионов окрепли филармонические коллективы, в том числе сложившиеся вне филармоний, появилось огромное количество фестивалей серьезной музыки. Но на свой зал, его возможности обратили внимание немногие. Одним из первых был легендарный А.Колотурский, директор Свердловской филармонии. Он заставил свой зал работать не на эстрадные, а на филармонические жанры. И зарабатывать! 250 концертов, проводящихся в своем зале, дают в год почти 80 процентов средств этой экономически очень успешной организации. А ведь общее количество концертов здесь больше 2000, и это чисто филармонические концерты! Значит, филармония может намного больше, чем тот уровень, к которому ее приручили! Просто надо знать технологию. А нужна ли новая структура?Начнем не с музыки, а с прозы жизни - с новой налоговой системы России. Для основной части культуры она становится региональной - ее источником стали уже не совокупные налоги России, а только субъектов Федерации. И если для театров и, в какой-то степени, клубов эти изменения не очень значимы, то для концертных организаций они существенны. Эта система разводит стационарные концертные коллективы и гастролирующие. Симфонический оркестр, например, работает, как и концертный зал, на публику региона, из налогов которого складывается большая бюджетная часть его сметы, а остальное он добирает в виде цены билета, спонсорскими или благотворительными средствами. Фактически публика лишь доплачивает оркестру, покупая билеты. Но гастролирующие коллективы могут надеяться только на площадку - насколько она будет заинтересована в их выступлениях, от этого зависит их гонорар и, следовательно, жизнь. Концертная площадка становится главным фактором государственной политики в концертном деле. Она "местная", содержится за счет налогов субъектов Федерации, но отвечать за то, во что превращается концертное дело в стране, что собой представляет и будет представлять российский слушатель, назначена прежде всего она. Конечно, местная власть должна стремиться сделать что-то для культуры, но только своего региона. И при этом у нее есть ответственность перед населением, у которого масса других проблем, помимо культурных. Почему, в частности, она должна тратить столь необходимые средства на гастролеров? Проблемы этих коллективов вообще не должны волновать местную власть (да обычно и не волнуют). Но они волнуют концертную площадку. Чего в репертуаре не хватает сегодня и где взять недостающее, над чем работают композиторы, кем сменятся старые кадры - это вопросы, которые должны стоять перед менеджментом каждой площадки и, следовательно, России в целом. А без гастролей это немыслимо. Именно совокупный менеджмент должен прежде всего заказывать музыку. У площадки должна быть команда, нанятая, чтобы управлять "прокатом" и формировать спрос. И, строго говоря, ноты на пюпитры в складывающейся ситуации должен ставить менеджмент. Но это требует от концертного менеджмента другого качества, чем нынешнее. И нового разделения труда. Как-то в чешском городе Брно я был в кабинете директора филармонии. На его рабочем столе я заметил раскрытую партитуру. Он пояснил, что "прослушивал" следующий сезон. Кто-нибудь видел, пусть закрытую, партитуру на столе нашего директора? Чемоданы, чемоданы. Свет зеленый, проходи...Каждый должен нести свой чемодан. Это аксиома менеджмента. Если коллектив считает, что он вправе играть три программы в сезон, он должен понимать, что получит только за исполнение этих трех программ. Другое дело, что объем средств за каждую программу может составлять столько, сколько у обычного коллектива набирается за год напряженной работы. Но кто определит это? Сам коллектив и его главный - художественный руководитель. Но тогда ему предстоит доказать, что он лучший в глазах публики и она готова содержать его, несмотря ни на что. Убедить в этом менеджмент площадки, а не чиновников. Коллектив хочет поехать на гастроли? Но для этого надо, чтобы его пригласили и обеспечили всем необходимым, иначе это огромный риск. Риск коллектива, а не филармонии, о котором он должен подумать, прежде чем паковать чемоданы! Если, к примеру, он хочет занять всю нишу, предназначенную для него и его коллег в концертном зале, он должен понять, как и сколько он должен охватить людей и во что это ему обойдется. Оркестр должен считать свою выгоду, соразмерять свои возможности со своими задачами и со своей нагрузкой. Но менеджмент зала должен делать то же самое - соразмерять все со своими специфическими задачами. Могут эти две головы сидеть на одном туловище? Бедные сиамские близнецы были "одной породы", а здесь все-таки слишком разные организмы. Мне так кажется. Но прежние советские технологии продолжают жить, за ними, по существу, весь ХХ век. В результате отечественное концертное дело сейчас на распутье, одни смотрят, куда пойдут "революционеры", подвергшие свои организации глубокой перестройке, другие подумывают, как бы ничего не трогать. Помните "Игру в бисер" Гессе? Думаете, лучше закрыть глаза, замереть и никуда не выходить? А ведь придется! Также в рубрике:
|