Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7495) 15 - 21 сентября 2005г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

На переднем крае

"Монологи вагины" в Центре им.Вс.Мейерхольда

ТЕАТР

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Когда несколько лет назад на Чеховском фестивале эту нашумевшую пьесу показал театр из Штутгарта, критики прикидывали, что бы из нее вышло в российском исполнении. И пришли к выводу: лучше и не пробовать, не наше это дело. Но вот взяли - и попробовали. В Центре имени великого отечественного театрального экспериментатора устроили небольшую провокацию, маленький театральный скандальчик. Скорее всего, крупного шума вокруг русско-финской (постановщик - финн Иоэл Лехтонен, живущий в России, а актрисы наши - Вера Воронкова, Анна Галинова и Екатерина Конисевич) "Вагины" не будет - это не "Дети Розенталя", не тот масштаб. Но, возвращаясь к вопросу: на кой черт нам эта "Вагина"? - сама себе, пожалуй, отвечу: а ни на кой.

В преддверии постановки в Интернете появилось письмо к журналистам, где говорилось, что, мол, пора и нам приобщиться к пьесе американки Ив Энцлер, так как у нас в обществе происходят весьма обнадеживающие процессы. Насчет процессов - вопрос обсуждаем. Но дабы рассматривать вагины в России с той степенью откровенности, как это происходит в американской пьесе, надо, чтобы у каждой второй россиянки в санузле стояло биде. А до этого прогресса, сами понимаете, далеко.

Говорят, в США сочинение Энцлер заткнуло за пояс все феминистские лозунги и прокламации. Речь в пьесе, основанной на двухстах реальных беседах с женщинами об интимном, идет об этом самом месте. То есть название - не провокация, а честное отражение содержания сценического повествования. По ходу действия три актрисы должны поведать миру все возможные ипостаси существования женского полового органа. Здесь откровения и старой девы, и юной нимфетки, и лесбиянки, и женщины, подвергшейся насилию, и той, что не познала радости оргазма, и той, что преуспела в этом удовольствии. Завершается все (кто бы сомневался!) родами. Ибо (опять же, кто возразит!) эта самая вагина играет важную для всего человечества роль. Вот так, через одно, сами знаете, какое, место звучат и политические протесты против международного терроризма, и дефиниции в духе Рабле, и слова защиты в адрес вечно попираемого объекта, и претензии на равноправие, и фрагменты медицинского эпикриза. Короче - весь мир в одной вагине. Неслабо, хотя и не очень-то оригинально. Но главное - борьба продолжается, ибо мужская экспансия - она и в театре экспансия. На том же Бродвее "Вагину" теснят "Откровения пениса". Так что дело феминисток, по-видимому, вечно.

Равно как и торжество психотерапии. Американской, разумеется. Это в США как чуть что, так бегут к психоаналитику. Любимая мизансцена: сидит группа людей, а один, отпустив всяческие тормоза, рассказывает: "Я, мол, не мылся годами, оброс шерстью, одну рубашку по два месяца не снимал, пока со спиной не срослась. Но однажды вошел в душевую кабину и понял, что жизнь прекрасна". Все слушают, не смущаются и тоже понимают, как прекрасен этот мир. Собственно, именно в такой идеологии группового сеанса у психоаналитика и написаны "Монологи вагины". Так они и были сыграны в Центре Мейерхольда. Но у нас эта идеология, равно как и этот способ решения своих психологических проблем, приживаются столь же медленно, сколь биде. У нас закадычная подружка и стакан водки все еще предпочтительнее.

Что удивляет в отечественной "Вагине", так это отличная - стильная, свободная и даже с долей русского психологизма - игра актрис. Это надо же столько души и таланта вложить в одно, сами знаете, какое, место!

Вот ведь загадка: почему-то тексты ни Чехова, ни Гоголя, ни даже Шекспира у наших молодых актрис сплошь и рядом не звучат так сочно и заразительно.

Впрочем, не думаю, что это обстоятельство просится к театроведческому, да и вообще к какому бы то ни было анализу. Тут, видимо, сработал драйв, всегда сопровождающий провокацию. Премьера в ЦИМе прошла-таки не совсем спокойно. Отряды зрителей громко и демонстративно покидали зал. А в тот момент, когда В.Воронкова сменила латинское "vagina" на родную "п...у" и предложила зрителям произнести это хором, с рядов раздался молодой мужской голос: "Это у вас еще надолго?" Нет, финал группового пребывания в одном месте был уже близок. Он завершился жизнеутверждающим аккордом - описанием родов. Зал аплодировал и даже кое-где кричал "браво!"

И все же, сдается мне, этот российский прорыв на передний край новой западной драмы удался не вполне. Не все животворные процессы в нашем обществе пока "пошли", а тем более прошли, вследствие чего звонкий голос вагины пока еще звучит на российских просторах несколько приглушенно.

Также в рубрике:

ТЕАТР

MEMORI

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;