Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 11 (7171) 25 - 31 марта 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Летучий голландец Николай Путилин

Номинанты "Золотой маски"

Беседу вела Галина ЗАЙЦЕВА
Санкт-Петербург


После 12-часового перелета певец появляется в Петербурге, вечером у него - спектакль. А в девять утра - опять самолет в Нью-Йорк. Впрочем, Валерий Гергиев, очевидно, приучил своих артистов к сумасшедшему ритму жизни: нашлось у Николая ПУТИЛИНА время и для нашей беседы.

    

- Всегда кажется, что история чьего-то восхождения может помочь другим нечто понять в жизни. Каков был ваш путь на Олимп?

- Я не считаю, что взошел на Олимп. "Житель" Олимпа - это, например, Пласидо Доминго, у которого в 60 лет энергия, голос и потенциал, как в юношеские годы. Или Валерий Абисалович Гергиев. Позавчера он дирижировал в Нью-Йорке оркестровой репетицией "Хованщины", вчера выступал в Москве с концертом, сегодня в одиннадцать часов в Петербурге у него репетиция концерта, с часу до трех - репетиция оперы "Лоэнгрин", которая должна исполняться завтра, и вечером - спектакль "Летучий голландец". Вот это называется Олимп. А то, что у меня, - это нормальная работа. Нормальная, хотя и трудная.

    

- Кто открывал для вас новые высоты в профессии?

- Это прежде всего мой педагог Юрий Фомин, сейчас живущий в Сыктывкаре. Я учился у него частным образом. Это Екатерина Константиновна Иоффель, класс которой я окончил в Красноярской консерватории. В моей жизни было много хороших режиссеров, например ныне покойный Пасынков, с которым мы работали в Казани. Но настоящий подъем был связан с Валерием Гергиевым, пригласившим меня в 92-м году в труппу Мариинского театра. Он и сейчас многое подсказывает мне, причем и с режиссерской точки зрения тоже. Это очень сильная поддержка. Из нынешних режиссеров назову Темура Чхеидзе.

    

- Режиссер драматического театра не отвлекает певца от главного все-таки в опере - вокала?

- Нет. В драматическом театре бывает такой период, как застольные репетиции. Там ищут движущие рычаги текста, наш "текст" - музыка. Вагнер, "Летучий голландец". Мы сидим с Темуром Чхеидзе, только не читаем, а поем. День сидим. Второй. Третий. Четвертый. Он слушает. Через неделю опять репетиция... Он не говорит нам, где стоять, куда идти. Он объясняет, что нами в этот момент движет. Независимо от того, куда ты пошел, мы разбираем, зачем это и для чего. Чтобы потом это мог понять зритель. Драматические режиссеры в опере нужны. В любой профессии есть чисто технические навыки. Но главное - научиться внутри всего этого думать. Роль можно сделать по- разному. Станиславский говорил, что есть пятьдесят способов сказать: "Я тебя люблю". Я думаю, это относится и к оперным ролям. Чхеидзе из тех людей, которые стараются это передать. Как в свое время Фомин учил меня думать в профессии вокально. Главное - уметь слышать то, что тебе говорят. И уборщица может подсказать такие вещи, которые тебе пригодятся.

    

- Для вас действительно имеет значение мнение уборщицы, или прислушиваться-таки стоит только к знатокам?

- Имеет значение и мнение уборщицы, потому что, проработав в Мариинском театре лет сорок, она переслушала самых замечательных певцов. И я знаю, что весь обслуживающий персонал театра всегда потом обсуждает, кто как вчера спел.

    

- Галина Вишневская сказала о себе: "Мне опера была неинтересна как театр". Вы тоже начинали свой творческий путь в оперетте. А когда вас очаровала опера?

- Я всегда мечтал петь в опере. То, что буду певцом, знал с 12 лет. У меня был свой кумир - Муслим Магомаев, и я вовсю его копировал. Когда я учился и служил в армии в Ансамбле песни и пляски, пел и "Фигаро здесь, Фигаро там", и "Шагает солнце по бульварам". Потом уже отказался от эстрады. А в оперетту пошел, во-первых, потому, что там был мой педагог и можно было с ним еще позаниматься. А во-вторых, потому, что оперетта способствует свободному самоощущению на сцене - там ведь надо уметь не только петь, но и говорить, и двигаться.

    

- Как вы думаете, опера - это все-таки элитарное искусство?

- По большому счету все-таки элитарное. На Западе билеты в оперу стоят страшно дорого, чем уже определяется круг зрителей. Это у нас раньше билеты в музыкальные театры распространяли по профсоюзной линии. В опере публика своя и у нас, и за рубежом.

    

- Перед какой публикой вы больше любите выступать?

- Перед нашей.

    

- Почему?

- Родная.

    

- В чем это ощущается?

- Во всем. И прежде всего в энергетике зала.

    

- В настоящее время бурно обсуждается, какой нам нужен театр - стационарный, с постоянным составом, или временные антрепризы со сборными труппами. Судя по всему, ваши возможности не сковывает то, что, работая в труппе Мариинского театра, вы зависите от его планов?

- Такая постоянная труппа, как труппа Мариинского театра, - это наша жемчужина. Такой нет нигде в мире. Гергиев и его театр - явление уникальное. На Западе все это знают. Наш художественный руководитель считает, что лучше работать в театре, чем участвовать в каких-то неизвестных проектах. И что не нужно ездить прослушиваться ни к каким именитым дирижерам. Если они хотят, пусть сами приезжают и слушают. Я с ним согласен.

    

- То есть все ваши контракты заключаются только с его согласия?

- Да, всегда необходимо отпрашиваться. Но меня это не тяготит. Получив то или иное предложение, я сам нуждаюсь в совете: стоит или не стоит его принимать. Ведь не со всяким дирижером будешь петь.

    

- А какой театр вам интересен как зрителю?

- Из-за отсутствия времени я в театре практически не бываю. Мечтаю о том, чтобы появилось некоторое количество свободного времени, и я мог бы посетить балет Мариинского театра. А так не вижу ни прогонов в театре, ни премьер.

    

- Значит, о драматическом театре и речи не идет?

- О БДТ можно только мечтать!

    

- Сейчас в Петербурге есть и "театр Европы" - МДТ.

- У БДТ свои традиции, и, я думаю, это сказывается и прослеживается в любом его спектакле.

    

- Но театр без художественного лидера - уже другой театр. Что было бы с Мариинским театром без его лидера?

- Гергиев создал огромный механизм. И, если бы вдруг выпал мотор этого механизма, который и двигает все эти пятьсот человек, наверное, машина встала бы.

    

- Что дают для творческого роста выступления с другими труппами?

- Это колоссальный опыт. В начале моей карьеры я прошел через множество фестивалей. Они всегда открывали что-то новое. И сейчас я учусь постоянно. Слушаю, спрашиваю. Например, недавно пел с Барталетти. Это маэстро, который сорок два года дирижировал спектаклями с величайшими певцами! У меня с ним было десять "Джоконд". А до этого я пел "Джоконду" в Ла Скала. Там принято "прикрывать" звук, делать его "темным", с вибрациями. И я к этому привык. Приехал с готовой "Джокондой", сделанной в Ла Скала. Начинаем работать. А он мне говорит: "Ты что, Тито Гобби? Пой, как поешь. Открой нотку".

    

- Что вас на сцене "заряжает", а что может выбить из колеи?

- Не с каждым партнером удобно работать. Очень важно, когда хорошо работается с дирижером. Это главный фактор - его импульсы, настрой. Бывает, замечательно споешь и думаешь: почему это я так спел сегодня? Вышел вроде в обычном состоянии, но дирижер дал такой заряд! С Гергиевым можно сделать что угодно!

    

- Вы достаточно времени проводите в красивейших городах мира. В каком городе вам приятнее всего находиться?

- Когда я переехал в Петербург из Казани, то долго скучал по ней. А сейчас люблю Питер больше всех других городов. Страдаю без него. Через десять дней мне становится тяжело в любом городе. Вот сейчас возвращаюсь в Нью-Йорк... Но там потрясающий театр. Лучшего театра я не встречал. По организации, четкости работы. Искусство должно организовываться, как любая работа. Вдохновение вдохновением, но работа должна строиться железно. Там театральная система работает, потому что работают законы. А у нас нет, поэтому все держится на энтузиазме одиночек.

    

- Вы пережили столько трагедий на сцене, а что вам видится трагичным в нашей жизни?

- Национальная трагедия. Мы очень подпитываем Запад - и учеными, и художниками. Распались какие-то экономические связи, упал рубль, и самое страшное - уходит душа. Ведь Россия - это живой организм. А когда душа расстается с телом...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;