Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7175) 22 - 28 апреля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Городской пейзаж

Здесь из каждого окна площадь Красная видна

Игорь НАЙДЕНОВ


В минувшее воскресенье Москва окончательно убедилась - пришла весна. Вообще-то непредсказуемое течение событий в последние годы побуждает относиться к весне с подозрением.

Во-первых, традиционное сезонное наступление трудящихся на свои права. Во-вторых, хроническое обострение политических баталий - вплоть до импичмента. Но в эти выходные мирные граждане, выглянув в окно, с удовлетворением убедились, что все-таки действуют в стране законы - законы природы: светит апрельское ласковое солнце, дует апрельский же свежий ветерок. И пока установилась эта хотя бы климатическая стабильность, народ с самозабвением предался одной из возрожденных народных традиций - массовым гуляньям.

Многие москвичи предпочли преодолеть немалое расстояние, чтобы погреться на солнышке в самом центре города - на Манежной площади. Уж как ее строили-перестраивали: новейшую историю можно изучать.

Но аура города - здесь особенная... Тут словно соединились все символы Москвы: Кремль - символ могущества и власти, изящное, сочетающее стили неоренессанса и модерна здание гостиницы "Националь" - символ знаменитого московского гостеприимства, узкие аллеи Александровского сада и Манеж - символ любви горожан к природе и искусствам. Манежная площадь с древнерусским Кремлем и европейским "Националем" - символ соединения двух культур: западной и восточной.

И в этом соединении роль Москвы - русского города и европейской столицы - очень высока. ...Лет десять назад Манежная площадь была официально-деловой, запыленной проезжей частью города. Сегодня Москва наконец-то стала принадлежать москвичам. Поэтому так много здесь детей и молодежи, поэтому так свободно и непринужденно они себя чувствуют. Поэтому здесь идет своя, такая нормальная жизнь...

Если Московский Кремль - это, говоря вульгарным языком, сердечная мышца столицы, то Манежная площадь с прилегающими улицами, улочками и закоулочками - его артерии, вены и капилляры, по которым течет осязаемая городская жизнь. Особенно остро это ощущается, когда поднимется вдруг северо-западный ветер (по области туман) и пронесет по Тверской в сторону Александровского сада ароматы елисеевских деликатесов, смешанные с едва ощутимыми запахами весны, французского парфюма и приезжего люда. Запахи иногда так много говорят о городе! Чем пахнет здесь, в центре Москвы, пожалуй, не определит даже сам мэр: стерильными "белыми воротничками" от Гуччи или Труссарди или дешевой шаурмой; красивыми, безумно красивыми женщинами или интеллигентными бомжами, которые - где еще такое встретишь? - обращаясь за копейкой, говорят "мил человек" или "сударыня"; пневматическим XXI веком или патриархаикой века XIX. Стоит только - нет, не повернуть, просто потерять равновесие, сделав одной ногой шаг подлиннее, и ты незаметно для себя вырываешься из-под власти рекламных слоганов и оказываешься в хитросплетениях московских переулков. "Центровые" московские улицы и переулки особенные, загогулистые и кривоколенные. По ним можно бродить бесконечно, закладывая такие виражи, что Питеру, например, даже не снились. Там угол не очень-то срежешь, а если по первопрестольной привычке вдруг захочется это сделать - ничего не выйдет. Только почувствуешь себя той самой бестолковой школьной крысой, которая всю свою жизнь бегает по углам и нечто геометрическое делит пополам.

Нет, правда, если и осталось что-то по-настоящему московское, то оно в этих дворах. Здесь из каждого окна площадь Красная видна. Воспетые литературой "оттепели" коммуналки и их пока еще "не расселенные" интеллигентные обитатели-старожилы с бассетами и котами в шлейках; по-прежнему играющие в "казаков-разбойников" (современный вариант: югославов и натовцев) Сережки с Моховой. Здешний воздух окультуривает даже самых непроходимых из новых русских. Недаром же это, пожалуй, единственное в городе место, где автомобилисты уступают дорогу пешеходам. Ну, хорошо, я погорячился: где автомобилисты уступают дорогу пешеходам с детьми и инвалидам при левом повороте.

Здесь все самое-самое. Самая продвинутая молодежь - журфаковская и театральная, которую, как и двадцать лет назад, называют центровой. Самые лихие извозчики (по-нашему - самые крутые таксисты, спрашивается, что с тех пор изменилось, за исключением размеров озоновой дыры) и самая дорогая парковка. Что делать - центр, в центральную часть многих европейских столиц въезд вовсе запрещен. Это по спальным районам нужно мчаться со скоростью взлетающего страуса, чтобы не задремать за рулем от типовых видов. А по центру Москвы надо похаживать эдак вразвалочку, иначе прозеваешь какого-нибудь охраняемого государством атланта, нависшего над удивленными растениями и пешеходами. Это, кстати, многие стали понимать, и идея превратить центр Москвы в пешеходную зону все чаще материализуется в слова городского начальства и представителей творческой интеллигенции. Надо полагать, слова таким же естественным образом материализуются в дела, к тому же есть, как говорится, прецеденты - Арбат и Камергерский переулок.

К слову, о названиях улиц. Это удивительно, но москвичи практически безболезненно приноровились к новым именам. Вернее, хорошо забытым старым. Некоторые, конечно, говорят еще: "Свернешь на Огарева" или "Параллельно Белинскому", - однако таких немного. Большинство же горожан уже хорошо знают, какую улицу переименовали и как она теперь, по-дореволюционному, называется. Хотя и не все до конца понимают, зачем, по большому счету, это нужно было делать.

Наверное, жизнь в центре огромного европейского города и должна быть такой: яркой и не всегда логически объяснимой. Яркой - как иллюминация на той еще улице Горького, которую "ходили смотреть" семьями на октябрьские и майские праздники. Необъяснимой - как живые голуби на руке бронзового Юрия Долгорукого, которые кажутся продолжением памятника и без которых основателя Москвы таковым вроде уже и не назовешь.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;