Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7175) 22 - 28 апреля 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Марсианская школа земной жизни

Существует ли он, театр Рея Брэдбери?

Александр БОРЩАГОВСКИЙ


Задача казалась едва ли выполнимой: сложить театральную пьесу из "Марсианских хроник" Рея Брэдбери. Пьесу целостную по мысли и сюжету, по краскам, которые отличают прозу Брэдбери настолько, что, относя ее к разряду фантастики, испытываешь неловкость и смущение. Да, фантастика, ее самобытные черты, ее дерзновенные крылья, - отчего же тогда среди голосов учителей Брэдбери мне непременно слышится мягкий и печальный голос Антона Чехова? Как пересилить фрагментарность литературного материала, как согласиться с отсутствием необходимейших театру "сквозных" персонажей, героев, чьи судьбы питали бы драму и зрительский интерес? Существует ли он, театр Рея Брэдбери, как нечто естественное и самодостаточное?

Спектакль Алексея Бородина на сцене Российского Молодежного театра уверенно отвечает на эти вопросы.

Вот уже полвека Брэдбери - один из самых ценимых и читаемых молодежью (и не только ею!) писателей, и спектакль Бородина показал, как основателен и глубок интерес молодых. Моя читательская приверженность прозе Брэдбери такова, что первой реакцией на известие о близящейся премьере "Марсианских хроник" были досада и пожимание плечами, - не лучше ли оставить заплутавших в просторах космоса марсиан Брэдбери книгам, библиотекам, на худой конец, бесцеремонному кинематографу?

А.Бородин, как художник немало рискуя, преподал нам дельный урок, отвечая пытливому театральному залу. Зритель РАМТа на представлении "Марсианских хроник" - самое значительное и впечатляющее для меня в продолжение увиденных двух представлений. Мы часто толкуем и яростно спорим о нынешней молодежи, о ее меняющемся облике, не признаваясь самим себе, как случайны и субъективны наши представления о молодых. Дольше полувека длится на моих глазах духовная связь нескольких поколений юных зрителей, наполнявших этот театральный зал. Театр искал путей сотрудничества с молодежью, участия в ее воспитании - от младых ногтей, как говорится, и до той поры, когда мы, в прошлом завсегдатаи этого дома, придем однажды, держа руку на плече своих детей, а то и внуков.

В этом сложном движении у поколений молодых возникают возрастные пороги, годы или этапы особой, повышенной трудности. Они не придуманы людьми театра, сама жизнь жестко и несговорчиво, неуступчиво выталкивает их на авансцену. В недавние годы театр, руководимый Алексеем Бородиным, успешно решал для себя эти задачи первостепенной сложности - проблемы социального и художественного самоопределения. Говорю - "решал" в прошедшем времени, но справедливо сказать - "решает", ибо этот процесс неостановим, и спорный вопрос о "Марсианских хрониках" - лучшее доказательство сложности процесса творческих поисков.

Не думаю, что выбор "Марсианских хроник" (пьесу, произвольно именуемую "гротеском", еще надо было написать) проходил в коллективе совсем бесконфликтно. В самой слаженной и невоинственной актерской труппе непременно обнаруживаются скептики, непримиримые критики репертуара, жаркие ниспровергатели - видимо, это входит в самый состав жизни театра как искусства. Кто поверит сегодня, что великий "Король Лир" в театре Михоэлса тяжко подвигался к премьере, в неистовстве споров, в большой театральной "крови", и непримиримым противником "Короля Лира" был гениальный исполнитель роли Шута - сам Зускин?

Не знаю, был ли выбор "Марсианских хроник" совсем безболезненным, как шаг рискованный и смелый, но он должен был вызвать сопротивление. Зачем сажать зрителя на скудный рацион страстей и эмоций? Космические маршруты персонажей держат их на обочине страстей, которые так желанны зрителю: не дают всласть надышаться воздухом драмы, трагедии или мелодрамы, всего, что вызывает волнение, восторги и слезы. Потусторонняя жизнь, диковинное право межзвездных скитальцев на возможную "вторую попытку" бытия, существования; не взрывные, а, пожалуй, меланхолические встречи с давно почившей родней; спокойные, без проклятий на устах, крушения сменяющих друг друга марсианских экспедиций; даже их насильственная гибель, когда приходит час, не угнетают зрителя, не рвут страсть в театральные клочья. Задушенная Дездемона или гибнущая у волжского обрыва Катерина вызовут неизмеримо более горестные эмоции, чем крушение отрядов смельчаков, исчезающих в таинственных марсианских глубинах. Хотя к ним и доходят радиосигналы родной планеты - Земли, упрямо снаряжающей обреченные на гибель экспедиции. Даже только что вступившим в осмысленную жизнь подросткам в зрительном зале не надо долго объяснять, что скрывается за трагедийной простотой долетающих до Марса из глубин мироздания слов: "Австралийский материк обращен в пыль..."

Но если жизнь и смерть персонажей не рассчитаны на взрыв страстей, не ведут к очистительному катарсису, то стоит ли сзывать под одну кровлю сотни и сотни людей? Ощутят ли они свою общность и единство? Что может театр предложить взамен привычных для нас страстей?

Автор "Марсианских хроник" и театр, рискнувший дать им сценическую жизнь, поверили в силу и могущество мысли. Ей не заменить земных страстей и чувствований, но зачем-то жители Земли доискиваются глубин этой мысли. "Я искал земную логику, - говорит своему сыну Тимоти один из героев пьесы, - искал здравый смысл, разум, мир и ответственность..." - "И как - увидел, нашел?" - "Нет. Не нашел... Их больше нет на Земле". Спустя несколько мгновений отец, объясняя сыну, зачем он взорвал припрятанную было ракету, говорит: "Когда я увидел, что Земле приходит конец, стал собираться в путь. Берт Эдвардс тоже припрятал корабль, но мы решили, что вернее всего стартовать порознь на случай, если кто-нибудь попытается нас сбить... Я взорвал ракету, чтобы мы не могли вернуться никогда. И чтобы люди, если когда-нибудь окажутся на Марсе, не узнали, что мы тут..."

Какая странная и жестокая, по земным меркам, игра! В ней задействованы Земля и Марс, Сатурн и Юпитер, безграничность человеческих возможностей и грошовые радости владельца единственной на Марсе сосисочной. Все невероятно, и все просто, обыденно, согрето земным простодушием - все достаточно печально. Гадая на планетах и звездном небе, Алексей Бородин открыл, что марсианская игра не просто посильна сегодняшнему подростку, но и необходима ему в ряду других новаций, новых знаний, приближающих к нам шаг за шагом огромный мир. Мысль многообразна, неисчерпаема, жизнь допускает и такое, что не сразу могло прийти в голову и хитроумному мистеру Хэтэуэю: сердцу его суждено остановиться, но он уйдет из жизни, не научив близких плакать, и был бы вполне счастлив, но только "...одного не сумел, чтобы мы старились; сам старился с каждым днем, а мы оставались все такими же..."

Среди множества персонажей нет тех немногих, избранных, кому ты отдал бы всю силу своего сочувствия и любви. Откуда же в зале возникает пытливая тишина, напряженное энергетическое поле спектакля? Почему по его завершении зритель не спешит расставаться с актерами, долго возвращая их на сцену аплодисментами?

Зрителем владеет доверенная ему значительная мысль спектакля, не скоро убывающее ощущение важности происходящего. "И давно вы живете здесь, бабушка?" - спрашивает новоприбывший "марсианин", участник очередной, тоже обреченной экспедиции, не слишком потрясенный потусторонней встречей. "С той поры как умерли..." - отвечает давно переставшая стареть бабушка. И как прекрасно, что зритель почтительно, спокойно принимает такой ответ как толчок к размышлению о жизни сущей и длящейся вечно, а не как шутку или гротеск.

Зритель уже способен серьезно задуматься над странными, на первый взгляд, словами: "Чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни"; зритель вполне познает цену мудрой печали в совете Спендера, уже осмыслившего горечь гибели нескольких экспедиций: "Если вы победите, постарайтесь, насколько это в ваших силах, оттянуть растерзание этой планеты хотя бы лет на пятьдесят, пусть сперва археологи потрудятся как следует".

Все это не выхваченные из текста выигрышные фразы-реплики, а плоть пьесы, ее интеллектуальный, умственный уровень. Молодой зритель, к его чести, скоро начинает догадываться, что у пьесы и спектакля есть два истинных героя - Мысль и Ансамбль. И двух этих героев достаточно, чтобы заполнить пытливость и, в сущности, духовную потребность зрителей.

Жизнь, которую проживают персонажи "Марсианских хроник", из которой уходят, чтобы остаться, те, кто верит во "вторую попытку" существования, кто не знает зависти и мелочной ожесточенности, кто даже гибель всякой новой экспедиции принимает как исполнение судеб, как шаг в общем движении, которого никому не отвратить, - она дорогого стоит.

Знаю, как ревниво прочитываются актерами, занятыми в спектакле, театральные рецензии, и хотелось бы ответить этому законному желанию. Но не вышло, верх одержал ансамбль. Конечно, нельзя не оценить, не выделить красной строкой превосходную сценографию Станислава Бенедиктова; можно было бы назвать и актеров, чей ролевой материал оказался богаче, щедрее, но никуда не уйти от мысли, что и сам режиссер видел героя спектакля в актерском ансамбле. Алексей Бородин сделал выбор безошибочно - он хорошо знает своего зрителя.

Спектакль неназойливо учит терпимости и терпению: наблюдая жизнь, мироздание, тревожное небо, быстротекущие изменения судеб и трагическую, как смерть, остановку развития; бытие замершее, ничего не сулящее впереди, печальную, грустную идиллию - весь этот вечный круговорот, - не теряй доброты и пытливости, расположения к близким и к тем, кого ты еще не встретил ни на космических перекрестках, ни на земных дорогах.

Помни и о зловещих сигналах, приходящих из глубин космоса, о трагических катастрофах, когда в удушающую пыль мгновенно превращаются целые континенты. И войны, войны - это не фантазии дьявола, но страшная действительность: не скоро еще удастся загнать в бутылку джинна войны!

Горькие и печальные размышления о подстерегающих человечество испытаниях пришли в "Марсианские хроники" не обмолвкой и не спекулятивным расчетом: когда спектакль рождался, в пору репетиций, в центре Европы еще не рвались бомбы-ракеты такой мощности, что сравнивать их общую ударную силу приходится с бомбой Хиросимы. А человечество размышляет о них так, будто речь идет о чем-то книжном и терпимом, как исчезновение еще одной марсианской экспедиции.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;