Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 04 (7565) 1 - 7 Февраля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Новый год через семь десятилетий

Юбилей Израильского филармонического оркестра

Андрей ЗОЛОТОВ
Тель-Авив - Хайфа - Иерусалим - Москва
Максим ДМИТРИЕВ


З.Мета

Не в каждом уголке Земли в последний день декабря в главном столичном концертном зале в три тысячи сопряженных в искусстве душ признанный в мире симфонический оркестр и привлеченные к торжеству большой хор и солисты под управлением истинного дирижера-художника исполняют Девятую симфонию Бетховена. Музыку, объемлющую вечность медленной третьей частью и обретающую спасительное Слово в финальной четвертой, до безумия яро призывающую людские разноустремленные миллионы к единению в любви, взаимопонимании и восчувствовании друг друга. Не в каждом уголке Земли так встречен был Новый 2007 год, но в средиземноморском городе Тель-Авиве он был встречен именно так.

В завершение двухнедельного фестиваля, ознаменовавшего семь десятилетий существования Израильского филармонического оркестра, здесь, в концертном зале "Манн Аудиториум", вечером 31 декабря вслед за "Уцелевшим из Варшавы" Арнольда Шёнберга в исполнении оркестра-юбиляра, хора Израильской Оперы и квартета солистов (сопрано К.Либор, меццо К.Мазур, тенор Т.Студебекер, бас П.Розе) прозвучала Девятая Бетховена. За пультом - Курт Мазур, далеко не впервые встречающийся с этим оркестром.

Д.Баренбойм

Я чуть было не сказал "с местным оркестром", но почувствовал в таком определении некую фальшь. Оркестр, конечно же, для здешней, весьма и весьма значительной и серьезной концертной публики - свой, родной, сердечно почитаемый. Но "место приписки" его обозначить не так легко: он и собственно израильский, он и европейский, он и "русский" (около половины артистов оркестра - из России). Русская исполнительская школа и культура оркестровой игры органично составили неповторимое художественное целое с европейской исполнительской традицией и в характере оркестрового мышления, и во внутреннем самоощущении музыкантов.

Основателем оркестра стал известный скрипач из Польши Бронислав Губерман. Он задумал его как "оркестр солистов" и собрал вокруг себя высокоталантливых музыкантов из числа евреев, что вынуждены были эмигрировать из Европы, спасаясь от фашистского насилия. Изначальное имя нового симфонического коллектива - "Палестинский оркестр". Первый концерт состоялся 26 декабря 1936 года. Дирижировал Артуро Тосканини...

Р.Лупу

Минувшие семь десятилетий укрепили доброе имя оркестра, принесли новое качество в его искусство. С ним охотно и с успехом выступали многие выдающиеся дирижеры и солисты. Без малого 40 лет творчески связан с Израильским филармоническим уроженец Бомбея дирижер Зубин Мета: с 1968-го он музыкальный консультант оркестра, а с 1977 года - художественный руководитель и пожизненный главный дирижер. В этом отношении он заставляет вспомнить уникальный опыт Евгения Мравинского, который более полувека возглавлял всемирно прославленный оркестр Ленинградской филармонии. И в чисто творческом отношении Зубин Мета, который многократно бывал на зарубежных концертах великого русского дирижера и глубоко чтит его, правомерно ассоциируется в моем сознании с дирижерским складом Мравинского как мыслителя перед ликом Музыки, внушающего ее оркестру без "управляющего" насилия, но силою любви.

В рамках юбилейного фестиваля прошли 12 концертов - симфонических и камерных (два из них в Хайфе и Иерусалиме). С участием артистов, олицетворяющих современный музыкальный Олимп. В четырех программах за дирижерским пультом стоял Зубин Мета. В трех концертах участвовал Даниэль Баренбойм - пианист и дирижер, на редкость органичный во всех своих ипостасях, выдающийся музыкант и широко мыслящий художник-интеллектуал. В Рождество,

25 декабря, Баренбойм-пианист сыграл Первый том "Хорошо темперированного клавира" Баха (накануне та же программа была исполнена им по соседству в Рамале - главном городе Палестинской автономии). В другом концерте Баренбойм исполнил Первый фортепианный концерт Брамса (дирижировал Зубин Мета). В третьей программе Даниэль Баренбойм дирижировал Первой симфонией Брамса и Третьим бетховенским фортепианным концертом. Солировал Раду Лупу - большой пианист, музыкант исключительной творческой свободы и личностного обаяния; в 60-х годах учился в Московской консерватории у Генриха Нейгауза. В той же программе Даниэль Баренбойм и Раду Лупу сыграли вместе концерт Моцарта для двух роялей и оркестра (К-365); Баренбойм одновременно еще и дирижировал.

В один из вечеров Первая симфония Малера прозвучала под управлением 26-летнего дирижера из Латинской Америки Густаво Дудамеля - его сопровождал успех и в оркестре, и в публике.

Настоящим событием для оркестра и публики стало исполнение Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича Валерием Гергиевым. Он предстал тонким и на редкость самостоятельным интерпретатором-художником, способным ценить, поддерживать и длить историческую традицию исполнения этого сочинения. Восьмая симфония прозвучала у Гергиева с убеждающей взволнованностью и действительно потрясла зал редкостным проникновением в музыкальную реальность шостаковического мира.

В год 100-летия со дня рождения Шостакович был представлен на фестивале еще и Восьмым квартетом, который исполнили звездные артисты, собравшиеся специально для этого случая вместе: скрипачи Максим Венгеров и Илья Коновалов (концертмейстер Израильского оркестра), альтист Юлиан Рахлин и выдающийся современный виолончелист Миша Майский.

Показалось совершенно естественным мощное русское художественное присутствие на юбилейном фестивале. Это не только Шостакович, но и дважды прозвучавший Третий фортепианный концерт Рахманинова (известный американский пианист, выходец из России Ефим Бронфман сыграл его и с Валерием Гергиевым, и с Зубином Метой), и "Картинки с выставки" Мусоргского (тонкость и красочную мощь этого фортепианного сочинения в оркестровой версии Равеля вдохновенно передал оркестр под управлением Зубина Меты).

С особенным интересом встретила фестивальная публика сольный концерт Евгения Кисина, исполнившего сочинения Шуберта, Бетховена, Брамса. Непосредственность его общения с инструментом, отключенность от зала при абсолютной погруженности в процесс некоего "звукостроительства" производили на публику сильное драматическое впечатление. Успех повзрослевшего Жени Кисина был велик...

Организация фестивалей - трудное дело. То недостает целостности замысла, то исполнители этот самый замысел оправдать или воплотить не могут. Юбилейный фестиваль Израильского филармонического оркестра - драгоценное исключение. Все здесь сошлось - и замысел, и его воплощение ансамблем участников. Ансамблем артистов оркестра прежде всего. Возникло ощущение художественного пути оркестра во времени и в обществе, которому оркестр оказался нужен.

* * *

К юбилею Израильского филармонического оркестра фирма "Helicon records" выпустила альбом из двенадцати дисков, отражающий богатую историю этого прославленного коллектива. Правда, к сожалению, не с самого его возникновения: записей первых восемнадцати лет то ли не сохранилось вовсе, то ли они плохого качества, поэтому первая из включенных в альбом датируется 1954 годом. Среди участников записей 50-х - начала 60-х годов встречаем имена дирижеров Пауля Клецки, Йозефа Крипса, Георга Шолти, Жана Мартино, Иштвана Кертеша, Лорина Маазеля и Карло Марии Джулини. Позднее, в 70-е, то есть уже в эпоху Зубина Меты, появляются Рафаэль Кубелик, Леонард Бернстайн и Курт Мазур, но абсолютное большинство записей с этого момента сделано оркестром под управлением самого Меты.

Трудно не почувствовать разницу между звучанием оркестра в 50-е и в 70-е годы, когда стараниями Зубина Меты состав его радикально обновился. Если в 50-е это был просто хороший оркестр (из записей того периода следует особо выделить Пятую симфонию Шуберта с Георгом Шолти), то в 70-е его уже можно по праву назвать великим. Запись Четвертой симфонии Бетховена с Рафаэлем Кубеликом принадлежит, несомненно, к числу самых выдающихся ее интерпретаций. Блистательны записи произведений Мендельсона и Стравинского, сделанные Леонардом Бернстайном (не говоря уже о его собственных). Среди многочисленных записей самого Зубина Меты стоит выделить Девятую симфонию Шуберта, Четвертую Малера, а также русскую музыку - сюиту из "Щелкунчика" Чайковского и "Испанское каприччио" Римского-Корсакова.

В весьма широком репертуарном спектре отсутствуют по понятным причинам произведения обоих Рихардов - Вагнера и Штрауса. Очень жаль, что фирма не издала также и DVD, на котором, в частности, нашлось бы место для уникальных документальных кадров годов примерно 80-х, запечатлевших, как Даниэль Баренбойм попытался нарушить табу на Вагнера и продирижировать Вступление и Смерть Изольды и что из этого вышло...

Записи конца 90-х годов и начала нынешнего тысячелетия представлены весьма скупо, что невольно наводит на мысль, что разговоры о кризисе прославленного коллектива не столь уж беспочвенны, а их не слишком удачное выступление на прошлогоднем Фестивале оркестров мира отнюдь не случайность. Впрочем, записи двух симфоний Шумана с Куртом Мазуром, сделанные в 2003 году, вполне хороши.

Среди солистов, выступающих с оркестром на этих дисках, тоже немало славных имен. В их числе Артур Рубинштейн, Даниэль Баренбойм (предстающий одновременно в двух ипостасях - пианиста и дирижера), Раду Лупу, Исаак Стерн, Ицхак Перлман и другие.

Большинство представленных записей ранее издавалось фирмами "Decca", "Deutsche Grammophon" и "EMI classics", другие впервые выпущены на CD, есть и мировые премьеры записей.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;