Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 04 (7565) 1 - 7 Февраля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЧемпионат мира по прыжкам в тину"Вера" - еще одна награда за искусство МНЕНИЕАлександр ПАНОВ
Кульминацией Первого Московского международного фестиваля искусств "Традиции и современность", проходившего на прошлой неделе в ЦВЗ "Манеж", стало вручение "профессиональной премии в области искусства" в виде бронзовой статуэтки "Вера" (автор - скульптор Виктор Митрошин): обнаженная дива со стеклянной жемчужиной в высоко поднятой руке на фоне листочка от дерева неопределяемой породы. Поскольку культура наша переживает сегодня некое подобие "религиозного ренессанса" (триумф фильма "Остров" или выставка актуальных художников под кратким названием "Верю" - о чем можно прочитать в этом же номере газеты), то и премия "Вера" заранее воспринималась в этом же ряду. Все оказалось проще - и замысловатее одновременно. Фестиваль в Манеже придуман и прокурирован президентом новообразованного Московского общественного фонда поддержки культуры и развития современного искусства Верой Киселевой. Некогда чемпионкой мира по прыжкам в воду, потом хозяйкой закрытой частной галереи, специализирующейся на советском искусстве (но только не на модном ныне соцреализме, а на кондиционном и ординарном творчестве членов МОСХа), устроителем безуспешных аукционов в дорогих московских отелях. А теперь и организатором амбициозного фестиваля, являющегося, по сути, обычной коммерческой ярмаркой - галереи и художники, здесь участвующие, платят фонду за аренду стендов, за что сами имеют негласное право торговать выставленным. То есть перед нами альтернатива старому доброму циничному "Арт-Манежу", который год в декабре занимающемуся негоциантством в главном выставочном зале Москвы, но только поданная под соусом "от-кутюр".
Ноу-хау Веры Киселевой - гарантированная поддержка Российской академии художеств, отмечающей в этом году 250-летие и желающей сообщить об этом городу и миру, пользуясь любым поводом. Художники - члены РАХ (от ветерана Бориса Ефимова до президента Зураба Церетели) получили право выставиться в Манеже во внеконкурсной программе, некоторые из них вошли в оргкомитет фестиваля, а также стали членами жюри, решающего судьбу премии "Вера" по 14 номинациям. Название каждой из которых достойно отдельного цитирования - "За световое решение пространства, богатство красочных переходов", "За соответствие выбранной техники художественному мировосприятию", "За отражение вечных идей, мгновенных впечатлений" и т. д. Эта болотная вязкость и засасывающая темнота в определениях тоже переводят сугубо торгово-промышленное предприятие в высокоэстетический арт-проект. Но административная "крыша" академии не может изменить зрительское впечатление от экспозиции в Манеже, приближающейся даже не к "Арт-Манежу", а к развалам у ЦДХ. Платить за стенды согласились главным образом провинциальные (во всех смыслах - от биографии до поэтики) таланты и галереи, существующие лишь на бумаге и в номерах мобильных телефонов. Идея связать "традиции" и "современность" (первые никто не отменял - было бы качество, бороться с наличием второй - бессмысленно) является интересной, хоть и не очень оригинальной затеей, однако гарантом успеха может быть лишь качество выставленного. Которое в данном случае не обсуждается. Хотя на все клиент найдется. Но организаторы устраивают свой фестиваль для (полу)анонимного клиента или чтобы решить отвлеченные социокультурные задачи? Кажется, задачей было одно - торжественно заявить о себе чемпионке мира по прыжкам за частный счет и при царственном покровительстве. Так что премия "Вера" - это не про новое богоискательство, это про себя, любимую (напомним, организатора зовут Вера Киселева). И про свое - коммерческое - место в искусстве. Только не знаю, позировала ли Митрошину сама президент фонда. Может быть, этот цинизм даже лучше, чем богоискательство им. Лунгина-Кулика. Но к искусству все это имеет косвенное отношение. P.S. Из самых достойных награжденных статуэткой назовем ветерана МОСХа и одновременно его бывшего функционера Андрея Васнецова, бывшего эмигранта и лауреата Госпремии Анатолия Слепышева и вездесущего скульптора Александра Бурганова, награжденного отчего-то за инсталляцию. А других художников у "Веры" нет. Также в рубрике:
|