Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 04 (7565) 1 - 7 Февраля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Чемпионат мира по прыжкам в тину

"Вера" - еще одна награда за искусство

МНЕНИЕ

Александр ПАНОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


На фестивале "Традиции и современность", тон которому задавали скульптуры А.Бурганова

Кульминацией Первого Московского международного фестиваля искусств "Традиции и современность", проходившего на прошлой неделе в ЦВЗ "Манеж", стало вручение "профессиональной премии в области искусства" в виде бронзовой статуэтки "Вера" (автор - скульптор Виктор Митрошин): обнаженная дива со стеклянной жемчужиной в высоко поднятой руке на фоне листочка от дерева неопределяемой породы. Поскольку культура наша переживает сегодня некое подобие "религиозного ренессанса" (триумф фильма "Остров" или выставка актуальных художников под кратким названием "Верю" - о чем можно прочитать в этом же номере газеты), то и премия "Вера" заранее воспринималась в этом же ряду. Все оказалось проще - и замысловатее одновременно.

Фестиваль в Манеже придуман и прокурирован президентом новообразованного Московского общественного фонда поддержки культуры и развития современного искусства Верой Киселевой. Некогда чемпионкой мира по прыжкам в воду, потом хозяйкой закрытой частной галереи, специализирующейся на советском искусстве (но только не на модном ныне соцреализме, а на кондиционном и ординарном творчестве членов МОСХа), устроителем безуспешных аукционов в дорогих московских отелях. А теперь и организатором амбициозного фестиваля, являющегося, по сути, обычной коммерческой ярмаркой - галереи и художники, здесь участвующие, платят фонду за аренду стендов, за что сами имеют негласное право торговать выставленным. То есть перед нами альтернатива старому доброму циничному "Арт-Манежу", который год в декабре занимающемуся негоциантством в главном выставочном зале Москвы, но только поданная под соусом "от-кутюр".

Награда фестиваля - скульптура "Вера"

Ноу-хау Веры Киселевой - гарантированная поддержка Российской академии художеств, отмечающей в этом году 250-летие и желающей сообщить об этом городу и миру, пользуясь любым поводом. Художники - члены РАХ (от ветерана Бориса Ефимова до президента Зураба Церетели) получили право выставиться в Манеже во внеконкурсной программе, некоторые из них вошли в оргкомитет фестиваля, а также стали членами жюри, решающего судьбу премии "Вера" по 14 номинациям. Название каждой из которых достойно отдельного цитирования - "За световое решение пространства, богатство красочных переходов", "За соответствие выбранной техники художественному мировосприятию", "За отражение вечных идей, мгновенных впечатлений" и т. д. Эта болотная вязкость и засасывающая темнота в определениях тоже переводят сугубо торгово-промышленное предприятие в высокоэстетический арт-проект.

Но административная "крыша" академии не может изменить зрительское впечатление от экспозиции в Манеже, приближающейся даже не к "Арт-Манежу", а к развалам у ЦДХ. Платить за стенды согласились главным образом провинциальные (во всех смыслах - от биографии до поэтики) таланты и галереи, существующие лишь на бумаге и в номерах мобильных телефонов. Идея связать "традиции" и "современность" (первые никто не отменял - было бы качество, бороться с наличием второй - бессмысленно) является интересной, хоть и не очень оригинальной затеей, однако гарантом успеха может быть лишь качество выставленного. Которое в данном случае не обсуждается. Хотя на все клиент найдется. Но организаторы устраивают свой фестиваль для (полу)анонимного клиента или чтобы решить отвлеченные социокультурные задачи?

Кажется, задачей было одно - торжественно заявить о себе чемпионке мира по прыжкам за частный счет и при царственном покровительстве. Так что премия "Вера" - это не про новое богоискательство, это про себя, любимую (напомним, организатора зовут Вера Киселева). И про свое - коммерческое - место в искусстве. Только не знаю, позировала ли Митрошину сама президент фонда.

Может быть, этот цинизм даже лучше, чем богоискательство им. Лунгина-Кулика. Но к искусству все это имеет косвенное отношение.

P.S. Из самых достойных награжденных статуэткой назовем ветерана МОСХа и одновременно его бывшего функционера Андрея Васнецова, бывшего эмигранта и лауреата Госпремии Анатолия Слепышева и вездесущего скульптора Александра Бурганова, награжденного отчего-то за инсталляцию. А других художников у "Веры" нет.

Также в рубрике:

МНЕНИЕ

ЗАКОНОПРОЕКТ

НАСЛЕДИЕ

РЕКОНСТРУКЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;