Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7573) 29 марта - 4 апреля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЯ всех простил и всех благодарюВ Москве отмечают 80-летие Мстислава Ростроповича Евгения КРИВИЦКАЯ
На вопрос, кто является сегодня первым музыкантом мира, большинство ответит не задумываясь: Мстислав Ростропович. И действительно, Ростропович - это гораздо больше, чем великий виолончелист и выдающийся дирижер. Ростроповича знают и почитают, как никого другого, его авторитет непререкаем, а само имя давно уже воспринимается как олицетворенная музыкальная совесть нашего времени. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые..." Эти тютчевские строки как нельзя более точно характеризуют жизненный путь маэстро, лицезревшего не только счастливый, но и грозный лик Фортуны. Были моменты величайшего счастья - творческого признания великими современниками-композиторами: С.Прокофьевым, Д.Шостаковичем, Б.Бриттеном, позднее В.Лютославским, К.Пендерецким, которые посвящали Ростроповичу свои шедевры; триумфальные победы на конкурсах, выступления во всех лучших залах мира; многолетний семейный и артистический союз с выдающейся певицей Галиной Вишневской.
Но приходилось переживать и катастрофы: когда запрещали концерты, унижали, когда, вытолкнув из России, лишили гражданства. Мстислав Ростропович обладает не только выдающимся музыкальным талантом, но и талантом куда более редким - умением жить по совести. Именно поэтому он, рискуя личным благополучием, в 1970-х помогал А.Солженицыну, а в 1991 году, узнав о путче, прилетел в Москву, чтобы поддержать защитников Белого дома. Внимание всего мира было приковано к Ростроповичу, когда он играл на руинах Берлинской стены. В этом - отнюдь не только внешнем жесте - проявилось понимание Ростроповичем того, что настоящий артист не может отстраняться от реалий окружающий его жизни. Вместе с Галиной Вишневской он создает Благотворительный фонд Вишневской - Ростроповича, оказавший медицинскую помощь шести миллионам российских детей, Фонд Ростроповича для поддержки одаренных молодых музыкантов. Он собирает редчайшую художественную коллекцию и покупает архивы, сберегая для России величайшие культурные ценности. Его последняя акция - возвращение в Россию дневников императрицы Марии Федоровны, изданных теперь на русском языке. Среди наград и званий, которыми маэстро увенчан в избытке, соседствуют "Грэмми" ("За экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях") и медаль "Защитнику свободной России", награда Лиги прав человека и титул кавалера ордена Почетного легиона (Франция), золотые медали Королевского филармонического общества Великобритании, Римской академии "Санта-Чечилия", "Виотти д'Оро" и десятки других. Неудивительно, что круглые даты Мстислава Ростроповича уже давно отмечаются на самом высоком государственном уровне: концерты и приемы проходили в резиденциях президентов США, Франции, в Букингемском дворце в Лондоне. Его 80-летие празднуется на родине. Сам Мстислав Леопольдович, общаясь с прессой перед юбилейным концертом Шостаковича, объяснил свою позицию: "Ни одну страну я не люблю так, как Россию. Для меня не существует ни тех обид, которые мне были нанесены, ни врагов. Я всех простил и всех благодарю. Важно в конечном счете, как сложилась моя жизнь и то, что я вновь вернулся на Родину". Выбор Большого зала консерватории, где состоялся торжественный концерт-приношение Мастеру, имеет также личный мотив. 30 лет были отданы Московской консерватории, которую Ростропович окончил с триумфом (его имя занесено на мраморную доску золотых медалистов консерватории), а затем четверть века вел класс виолончели, воспитав чрезвычайно ярких и, главное, разных музыкантов. Конечно, первоначально предполагалось личное участие маэстро в юбилейном вечере. Но судьба распорядилась иначе, и после тяжелейшего лечения он не смог присутствовать даже в качестве простого слушателя. Тем не менее все участники концерта вложили в свою игру максимум душевного тепла, искренней любви к Ростроповичу, буквально затопив добрыми эмоциями Большой зал консерватории. Открыл вечер необыкновенный ансамбль, состоявший из 100 музыкантов. Они исполнили "Гимн" для виолончелей, контрабасов и ударных одного из первых профессоров Московской консерватории Давыдова. Зрелище было действительно величественным: возглавлял и вел за собой всех Виктор Симон (профессор консерватории, концертмейстер БСО), а рядом с ним по периметру сцены БЗК сидели известные виолончелисты разных поколений - Алла Васильева, Кирилл Родин, Дмитрий Миллер, Мария Чайковская, а основную массу составляли студенты и аспиранты московских музыкальных вузов. По словам ведущего концерта С.Бэлзы, "вначале хотели собрать ансамбль из 80 человек, как ставят свечки по числу лет в именинном пироге. Но потом решили увеличить состав, пожелав маэстро жить до 100 лет!". Трепетное тутти этого оркестра низких струнных воодушевляло, и милые сердцу обороты в духе мендельсоновских "Песен без слов" звучали мужественным гимном в честь властелина виолончели Ростроповича. Организуя концерт, консерватория стремилась собрать лучших учеников М.Ростроповича и близких ему музыкантов. Ученики - Наталия Гутман, Иван Монигетти, Давид Герингас - продемонстрировали, что слова "школа Ростроповича" - не фигура речи. Действительно, всех их без исключения отличает и великолепное владение инструментом, и поиск новых путей, и открытость музыке как отдаленных эпох, так и сегодняшнего дня. Так, И.Монигетти исполнил пьесу К.Пендерецкого "Per Slava" - одно из тех 117 виолончельных произведений, написанных в XX веке специально для маэстро. А затем в качестве личного приношения Монигетти вместе с оркестром "Musica viva" под управлением А.Рудина сыграл финал Концерта № 2 Боккерини, к которому сочинил свою каденцию с использованием некоторых тем из сочинений (в частности, Шостаковича), опять-таки посвященных Ростроповичу. Еще один современный опус - эффектная композиция П.Васкса "Книга для виолончели" - прозвучал в интерпретации Д.Герингаса. Две части, "Fortissimo" и "Pianissimo", дали некий целостный портрет Ростроповича - исполнителя кипящего темперамента, но в то же время умеющего извлекать самые нежные и возвышенные звуки из своего инструмента. В конце второй части, действительно тихой, построенной на скользящих глиссандо и мистических тремоло, солист должен петь, присоединяя грустный вокализ к шелестящему шепоту виолончели. Украшением вечера стало выступление Квартета имени Бородина. Старейшину ансамбля, виолончелиста Валентина Берлинского, связывает с юбиляром очень давняя дружба (еще со школьной скамьи), насчитывающая 70 лет! Музыканты, собиравшиеся исполнить юмористическое музыкальное поздравление на тему "Happy birthday", в последний момент изменили программу и изумительно сыграли квартет Шуберта до минор. Эта музыка, как всегда у Шуберта, окрашенная одновременно и светом, и тихой печалью, оказалась более уместной в таком юбилее. А в завершение первого отделения прозвучали две части из Концертной симфонии для скрипки и альта Моцарта, где солировали Максим Венгеров и Юрий Башмет. Венгеров, лауреат премии Ростроповича "Gloria", и Башмет, который по примеру старшего товарища совершил в области альтового репертуара такой же прорыв (постоянно обращаясь к современным композиторам за новыми сочинениями), доставили залу минуты большого наслаждения, соприкосновения с истинно божественной музыкой. Второе отделение было отдано Государственному академическому симфоническому оркестру под управлением Марка Горенштейна. С Госоркестром Ростропович не раз выступал в последние годы как дирижер: всем памятен эпохальный концерт в день 100-летия со дня рождения Д.Шостаковича, где Ростропович явил исключительную по глубине интерпретацию Восьмой симфонии композитора. Вместе с оркестром выступил и Виктор Третьяков, которого Ростропович тогда же выбрал в качестве солиста для Скрипичного концерта Шостаковича. Теперь он сыграл Адажио и финал из Концерта Брамса. А Наталия Гутман исполнила фрагмент одного из самых любимых сочинений Ростроповича - медленную часть знаменитого Виолончельного концерта си минор Дворжака. Быть может, не совсем в тему вечера оказались сольные оркестровые номера - увертюра к опере Верди "Сила судьбы" и скерцо Дюка "Ученик чародея". Хотя организаторы попытались придать им некий символический смысл, но, во всяком случае, явной натяжкой было соединять "Ученика чародея", где речь идет о неумехе-волшебнике, с именами Ростроповича и его учителя С.Козолупова - пусть качество самого исполнения было прекрасное. На концерте не было официальных речей - они были перенесены на следующий день, когда состоялся прием в Кремле. Но все самое главное сказали артисты музыкой, которая, даже когда гремели пушки, не замолкала у Мстислава Ростроповича. Борцу по натуре, всегда бросающемуся на помощь страждущим, сейчас ему пришлось бороться с собственным недугом. И остается пожелать маэстро сил и выздоровления, и многая лета! Также в рубрике:
|