Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7582) 31 мая - 6 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВремя по загадочным часам"Картье. Инновации ХХ века" в Московском Кремле Елена ТИТАРЕНКО
В последние годы - в этом уже нет сомнений - столичная публика избалована выставками ювелирного искусства. Особенно преуспели на этой ниве Музеи Московского Кремля: то Фаберже покажут, в том числе выкупленного у Форбса, то гиганты-бриллианты саксонских курфюрстов, то современные украшения из метеоритов, а то привезут лучшее из Золотой кладовой Эрмитажа. Да и древние вещицы в составе "своих" экспозиций, связанных с историей крепости на Боровицком холме, зачастую сверхдрагоценны... Однако и на таком роскошном фоне выставка "Картье. Инновации ХХ века" выглядит событием из ряда вон. Тому есть несколько причин помимо великолепного качества экспонатов, от которых, уж поверьте, глаз не оторвать. У кураторов, поднаторевших на демонстрации ювелирных шедевров и в качестве эталона имеющих перед глазами отличное кремлевское собрание, есть повод для гордости: после вернисажа представители самой фирмы-гостьи признались, что еще никогда у исторической коллекции знаменитого дома не было столь выразительной и эффектной презентации, как та, что устроена в Звоннице. Приходящие на Соборную площадь Кремля могут не только пожирать глазами сокровища изысканной работы, но и проживать восхождение марки "Картье" к славе, видя фото светских львиц, арт-персон и деятелей истории, носивших конкретно эти привезенные к нам bijoux - колье, диадемы, серьги, а также несессеры и портсигары. Так сугубо эстетическая ценность выставки подкреплена исторической.
Вообще историй здесь несколько, и развиваются они в разных плоскостях. Прежде всего - история самой коллекции, ныне насчитывающей 1300 предметов (из них в Москву привезли 165, а больше, по мнению выбиравшей их непосредственно в Париже замдиректора Музеев Кремля Зельфиры Трегуловой, и не нужно, иначе впечатление будет слабее). Если Дом Картье ведет отсчет с 1847 года, когда его основатель Луи Франсуа Картье в Париже вступил в права владения ювелирной мастерской своего учителя Адольфа Пикара, то коллекция может считаться совсем юной - она заложена в 1984-м. Целенаправленно, вкладывая большие деньги в эту затею, фирма отслеживает и скупает на аукционах или непосредственно у владельцев лучшие, наиболее выдающиеся, значимые для истории декоративно-прикладного искусства произведения Дома Картье, созданные на протяжении 160 лет. Тут можно заметить, что выставка в Москве выпала на юбилейный год, а устроили ее по инициативе самой фирмы. Регулярно с 1970-х годов проводящий показы избранного из своей коллекции по всему миру - от Парижа, Рима и Лиссабона до Токио и Сингапура (еще в 1992-м в этот список попал петербургский Эрмитаж), Дом Картье обратился к дирекции Музеев Московского Кремля с просьбой реализовать проект именно на этой площадке, завоевавшей реноме в международном музейно-выставочном сообществе. При этом сотрудники музея отметают все подозрения в рекламном характере нынешней выставки: да, фирма взяла на себя все расходы по страховке и транспортировке, заказала на конкурсной основе превосходные витрины, но не платила за аренду зала и не собиралась таким образом "раскручивать" свое и без того громкое имя. Хотя, честно говоря, любой подобный проект не может не способствовать успеху бренда! Однако то, что демонстрируется в Московском Кремле, принципиально отличается от витрин бутиков Картье, пусть и в самых фешенебельных городах и отелях: просмотрев всю коллекцию в штаб-квартире фирмы, Зельфира Трегулова и Лариса Пешехонова, хранитель ювелирного собрания Музеев Кремля, руководствовались при отборе экспонатов не хронологией, а принципом инновационности - как стилистической, так и технологической. В умении идти не только в ногу со временем, а на шаг впереди Картье не было равных, в чем убеждает экспозиция. Пропустить ее обидно еще и потому, что специального музея у прославленного дома нет: увидеть его достижения можно только на выставках, и в Москве такая происходит впервые.
Слово "уникальный" набило оскомину, но ничего не попишешь - оно применимо почти к каждому экспонату. Все предметы размещены в витринах на фоне черного шелка и дерева особой породы, так что "читаются" максимально выигрышно, поддерживая репутацию Картье как образца элегантности. Не последнюю роль играет подсветка - плод трудов специалиста из Франции: освещение заставляет камни сиять и лучиться, каждая вещь выглядит объемной и в то же время четко прорисованной. Почти не видно металла, на котором крепятся изумруды, сапфиры, жемчужины и бриллианты, - лишь потоки света и яркие, чистые краски, к смелым сочетаниям которых в первое десятилетие ХХ века мастеров Картье подтолкнули дягилевские "Русские сезоны" в Париже. Надо сказать, что фирма, выполняя заказы людей, прослывших иконами стиля, не могла не учитывать новейших веяний в искусстве. Нередко предугадывала, что станет модным, и эту моду инициировала, явно не обходя вниманием крупных событий в культурной и политической сферах. Отсюда прославивший Картье "стиль гирлянды", возникший в начале ХХ столетия: вдохновленный французским классицизмом, веком XVIII и рококо, он отразил неоклассические тенденции, которые воплотились в тончайших "кружевных" украшениях для корсажа, диадемах, брошах и колье. Ослепительно белые благодаря использованию платины, иногда с точно просчитанными акцентами цветных камней, оживленные радужной игрой преломленного света, они словно переносят нас на королевский бал куда-нибудь в Трианон. Не мог Картье пройти мимо стиля модерн, но изюминка выставки - вещи в стиле ар-деко, в наши дни особенно притягивающего внимание кураторов и зрителей. Постепенно в нем все сильнее становится восточная струя - господствовавшая на рубеже веков мода на Японию в 1920-е годы сменилась "китайщиной", у Картье получившей воплощение чрезвычайно тонкое и затейливое. Правда, ориентация на Китай перемежалась заимствованием сюжетов из Древнего Египта (как раз в это время сделаны грандиозные находки археологов), Персии, Индии - порой мотивы диктовал заказчик. Невероятных размеров парадное ожерелье (увы, со временем пострадавшее, посему при реставрации ценнейшие камни вроде желтого бриллианта "Де Бирс" восполнены имитацией) сделано по заказу махараджи Патиалы: он прислал парижским ювелирам несколько сундуков самоцветов. Подобная история у массивного колье-пекторали герцогини Виндзорской: отрекшийся ради любви от трона Эдуард VIII предоставил для украшения супруги россыпь замечательных аметистов. Все эти частные случаи складываются в увлекательный рассказ о Доме Картье и эволюции его стиля, в котором были "бестиарий" и "новые формы", вдохновленные техническим прогрессом, строгая геометрия и преизобильный, многокрасочный стиль "Tutti Frutti", полюбившийся "самой элегантной женщине в мире" - наследнице империи швейных машинок "Зингер" и корреспонденту журнала "Harper's Bazaar" Дейзи Феллоуз. А также эксперименты с цветом в духе ар-деко и ориенталистики, открытие эры наручных часов (да-да, всем нам привычные часы на запястье ввел в 1904 году Луи Картье, преподнеся подарок другу - авиатору Сантос-Дюмону, дабы тот узнавал время, не снимая рук со штурвала). Отдельная "магическая" страница в истории фирмы - "загадочные часы": закрепленные на горном хрустале стрелки кажутся парящими в воздухе вне связи с механизмом, упрятанным в корпус часов. Занятная игрушка в стиле шинуазри выкуплена из коллекции Барбры Стрейзанд - гравитационные часы "Портик" идут под действием силы тяжести и опускаются в течение восьми дней между нефритовыми колонками, после чего их надо вручную возвращать в исходное положение. В России среди сиятельных клиентов Картье - князья Юсуповы, от которых на нынешней выставке - брошь для вуали, княгиня Орлова и Ольга Палей, способные соперничать украшениями с королевскими особами Европы. Композитор Игорь Стравинский пополнит ряды "подсевшей" на Картье богемы: Марлен Дитрих, Глория Свенсон, Жозетт Дэй, барон де Мейер, Элизабет Тейлор, Грейс Келли... В завершение "бессмертный" Жан Кокто (по случаю избрания во Французскую академию друзья поднесли ему золотую шпагу, увенчанную миниатюрной лирой) соседствует с мексиканкой Марией Феликс, обладательницей самых экстравагантных экспонатов - искусно выполненных, но тяжеловесных колье "Змея" и "Крокодилы". Но это уже 70-е годы, когда кончилась эпоха великих ювелиров... Также в рубрике:
|