Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7582) 31 мая - 6 июня 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Время по загадочным часам

"Картье. Инновации ХХ века" в Московском Кремле

Елена ТИТАРЕНКО
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Брошь "Пантера" герцогини Виндзорской. 1949 г.

В последние годы - в этом уже нет сомнений - столичная публика избалована выставками ювелирного искусства. Особенно преуспели на этой ниве Музеи Московского Кремля: то Фаберже покажут, в том числе выкупленного у Форбса, то гиганты-бриллианты саксонских курфюрстов, то современные украшения из метеоритов, а то привезут лучшее из Золотой кладовой Эрмитажа. Да и древние вещицы в составе "своих" экспозиций, связанных с историей крепости на Боровицком холме, зачастую сверхдрагоценны... Однако и на таком роскошном фоне выставка "Картье. Инновации ХХ века" выглядит событием из ряда вон. Тому есть несколько причин помимо великолепного качества экспонатов, от которых, уж поверьте, глаз не оторвать. У кураторов, поднаторевших на демонстрации ювелирных шедевров и в качестве эталона имеющих перед глазами отличное кремлевское собрание, есть повод для гордости: после вернисажа представители самой фирмы-гостьи признались, что еще никогда у исторической коллекции знаменитого дома не было столь выразительной и эффектной презентации, как та, что устроена в Звоннице. Приходящие на Соборную площадь Кремля могут не только пожирать глазами сокровища изысканной работы, но и проживать восхождение марки "Картье" к славе, видя фото светских львиц, арт-персон и деятелей истории, носивших конкретно эти привезенные к нам bijoux - колье, диадемы, серьги, а также несессеры и портсигары. Так сугубо эстетическая ценность выставки подкреплена исторической.

Эфес шпаги Жана Кокто. 1955 г.

Вообще историй здесь несколько, и развиваются они в разных плоскостях. Прежде всего - история самой коллекции, ныне насчитывающей 1300 предметов (из них в Москву привезли 165, а больше, по мнению выбиравшей их непосредственно в Париже замдиректора Музеев Кремля Зельфиры Трегуловой, и не нужно, иначе впечатление будет слабее). Если Дом Картье ведет отсчет с 1847 года, когда его основатель Луи Франсуа Картье в Париже вступил в права владения ювелирной мастерской своего учителя Адольфа Пикара, то коллекция может считаться совсем юной - она заложена в 1984-м. Целенаправленно, вкладывая большие деньги в эту затею, фирма отслеживает и скупает на аукционах или непосредственно у владельцев лучшие, наиболее выдающиеся, значимые для истории декоративно-прикладного искусства произведения Дома Картье, созданные на протяжении 160 лет. Тут можно заметить, что выставка в Москве выпала на юбилейный год, а устроили ее по инициативе самой фирмы.

Регулярно с 1970-х годов проводящий показы избранного из своей коллекции по всему миру - от Парижа, Рима и Лиссабона до Токио и Сингапура (еще в 1992-м в этот список попал петербургский Эрмитаж), Дом Картье обратился к дирекции Музеев Московского Кремля с просьбой реализовать проект именно на этой площадке, завоевавшей реноме в международном музейно-выставочном сообществе. При этом сотрудники музея отметают все подозрения в рекламном характере нынешней выставки: да, фирма взяла на себя все расходы по страховке и транспортировке, заказала на конкурсной основе превосходные витрины, но не платила за аренду зала и не собиралась таким образом "раскручивать" свое и без того громкое имя. Хотя, честно говоря, любой подобный проект не может не способствовать успеху бренда! Однако то, что демонстрируется в Московском Кремле, принципиально отличается от витрин бутиков Картье, пусть и в самых фешенебельных городах и отелях: просмотрев всю коллекцию в штаб-квартире фирмы, Зельфира Трегулова и Лариса Пешехонова, хранитель ювелирного собрания Музеев Кремля, руководствовались при отборе экспонатов не хронологией, а принципом инновационности - как стилистической, так и технологической. В умении идти не только в ногу со временем, а на шаг впереди Картье не было равных, в чем убеждает экспозиция. Пропустить ее обидно еще и потому, что специального музея у прославленного дома нет: увидеть его достижения можно только на выставках, и в Москве такая происходит впервые.

"Загадочные часы-портик". 1923 г.

Слово "уникальный" набило оскомину, но ничего не попишешь - оно применимо почти к каждому экспонату. Все предметы размещены в витринах на фоне черного шелка и дерева особой породы, так что "читаются" максимально выигрышно, поддерживая репутацию Картье как образца элегантности. Не последнюю роль играет подсветка - плод трудов специалиста из Франции: освещение заставляет камни сиять и лучиться, каждая вещь выглядит объемной и в то же время четко прорисованной. Почти не видно металла, на котором крепятся изумруды, сапфиры, жемчужины и бриллианты, - лишь потоки света и яркие, чистые краски, к смелым сочетаниям которых в первое десятилетие ХХ века мастеров Картье подтолкнули дягилевские "Русские сезоны" в Париже.

Надо сказать, что фирма, выполняя заказы людей, прослывших иконами стиля, не могла не учитывать новейших веяний в искусстве. Нередко предугадывала, что станет модным, и эту моду инициировала, явно не обходя вниманием крупных событий в культурной и политической сферах. Отсюда прославивший Картье "стиль гирлянды", возникший в начале ХХ столетия: вдохновленный французским классицизмом, веком XVIII и рококо, он отразил неоклассические тенденции, которые воплотились в тончайших "кружевных" украшениях для корсажа, диадемах, брошах и колье. Ослепительно белые благодаря использованию платины, иногда с точно просчитанными акцентами цветных камней, оживленные радужной игрой преломленного света, они словно переносят нас на королевский бал куда-нибудь в Трианон.

Не мог Картье пройти мимо стиля модерн, но изюминка выставки - вещи в стиле ар-деко, в наши дни особенно притягивающего внимание кураторов и зрителей. Постепенно в нем все сильнее становится восточная струя - господствовавшая на рубеже веков мода на Японию в 1920-е годы сменилась "китайщиной", у Картье получившей воплощение чрезвычайно тонкое и затейливое. Правда, ориентация на Китай перемежалась заимствованием сюжетов из Древнего Египта (как раз в это время сделаны грандиозные находки археологов), Персии, Индии - порой мотивы диктовал заказчик. Невероятных размеров парадное ожерелье (увы, со временем пострадавшее, посему при реставрации ценнейшие камни вроде желтого бриллианта "Де Бирс" восполнены имитацией) сделано по заказу махараджи Патиалы: он прислал парижским ювелирам несколько сундуков самоцветов. Подобная история у массивного колье-пекторали герцогини Виндзорской: отрекшийся ради любви от трона Эдуард VIII предоставил для украшения супруги россыпь замечательных аметистов.

Все эти частные случаи складываются в увлекательный рассказ о Доме Картье и эволюции его стиля, в котором были "бестиарий" и "новые формы", вдохновленные техническим прогрессом, строгая геометрия и преизобильный, многокрасочный стиль "Tutti Frutti", полюбившийся "самой элегантной женщине в мире" - наследнице империи швейных машинок "Зингер" и корреспонденту журнала "Harper's Bazaar" Дейзи Феллоуз. А также эксперименты с цветом в духе ар-деко и ориенталистики, открытие эры наручных часов (да-да, всем нам привычные часы на запястье ввел в 1904 году Луи Картье, преподнеся подарок другу - авиатору Сантос-Дюмону, дабы тот узнавал время, не снимая рук со штурвала). Отдельная "магическая" страница в истории фирмы - "загадочные часы": закрепленные на горном хрустале стрелки кажутся парящими в воздухе вне связи с механизмом, упрятанным в корпус часов. Занятная игрушка в стиле шинуазри выкуплена из коллекции Барбры Стрейзанд - гравитационные часы "Портик" идут под действием силы тяжести и опускаются в течение восьми дней между нефритовыми колонками, после чего их надо вручную возвращать в исходное положение.

В России среди сиятельных клиентов Картье - князья Юсуповы, от которых на нынешней выставке - брошь для вуали, княгиня Орлова и Ольга Палей, способные соперничать украшениями с королевскими особами Европы. Композитор Игорь Стравинский пополнит ряды "подсевшей" на Картье богемы: Марлен Дитрих, Глория Свенсон, Жозетт Дэй, барон де Мейер, Элизабет Тейлор, Грейс Келли... В завершение "бессмертный" Жан Кокто (по случаю избрания во Французскую академию друзья поднесли ему золотую шпагу, увенчанную миниатюрной лирой) соседствует с мексиканкой Марией Феликс, обладательницей самых экстравагантных экспонатов - искусно выполненных, но тяжеловесных колье "Змея" и "Крокодилы". Но это уже 70-е годы, когда кончилась эпоха великих ювелиров...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;