Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7587) 5 - 11 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Только этого мало?

100-летие со дня рождения Арсения Тарковского на "Культуре"

ЮБИЛЕЙ

Егор ОДИНЦОВ
Фото автора


Вновь рядом

В Переделкине теперь совсем другие герои, у которых совсем другие задачи - освоение крупных бюджетных средств, решение насущных вопросов с землей и недвижимостью. Список проблем, разумеется, выглядит далеко неполным, но сам по себе весьма показателен.

Звучит ли эта констатация с укором? Отнюдь нет. Просто новое время и новые песни, которые, как ни странно, концептуально мало чем отличаются от старых песен, что звучали здесь в 30 - 80-х годах прошлого столетия. Другое дело, что вопросы с той же землей, недвижимостью, автотранспортом и прочими "условностями" на тот момент советской литературно-художественной элиты решало всемогущее государство в лице ее приснопамятных вождей, а творцы, они же съемщики полезных площадей, были озабочены одним - созданием интеллектуального продукта, в полной мере конвертируемого в стране тотальной пропаганды и заидеологизированности. Иначе говоря, были озабочены теми же сотками и квадратными метрами жилья в переводе на миллионные тиражи циклопических романов об ударниках и колхозниках, стахановцах и красноармейцах, паточных поэм о матерях-героинях и космонавтах, политруках и чекистах.

Впрочем, в этом монотонном реве командных голосов советских литературных тяжеловесов при определенном усилии можно было расслышать совсем иные голоса, неведомо как прибившиеся к этому военизированному хору.

Нет, у них не было своих дачных хором, личного водителя и квартиры в Лаврушинском переулке, они смиренно стояли у того самого "парадного подъезда" в ожидании милости. Не милостыни! А именно милости от живых классиков, что они снизойдут до них - по сути собратьев по литературному цеху, вельможно почтят своим вниманием и, как говорится, пособят.

История Переделкина хранит такие умопомрачительные примеры. Например, когда Борис Пастернак устроил встречу Марины Цветаевой с Александром Фадеевым. Последний помог поэтессе с устройством на работу в какую-то переводческую контору. Другое дело, что Марина Ивановна так на эту работу и не вышла.

В числе тех, для кого литература, поэзия стояли в жизни на первом месте, а гордость и амбиции отодвигались на второй план без тени сомнений и колебаний, был Арсений Тарковский.

Он проживал здесь - в Переделкинском доме творчества.

Он похоронен тоже здесь - на Переделкинском кладбище.

О столетии со дня рождения этого человека, по сути последнего поэта Серебряного века, фронтовика, отца великого кинорежиссера, на минувшей неделе вспомнили только на телеканале "Культура" в цикловом проекте "Острова" от Виталия Трояновского и Ирины Изволовой.

Для иных наших производителей аудиовизуального продукта и эфиродержателей тема явно не показалась привлекательной и рейтингоемкой в период летнего межсезонья. Может быть, осенью, когда народ подсоберется у телеэкранов, тогда и можно будет вспомнить об Арсении Александровиче, пригласив на программу о нем, к примеру, Софию Михайловну Ротару, что пела в свое время: "Только, только, только, только этого мало..."

Передача, посвященная Тарковскому-поэту, стала в ряду, безусловно, лучших в проекте "Острова" за последнее время. Тут предельно точно соединились наработанные авторами приемы подачи своих героев (не через биографию, а через стиль и образ жизни) с корректным до осторожного рассказом об уникальном человеке огромного дарования.

Человеке непростом, парадоксальном, человеке, пережившем своего сына, но так и не дожившем до широкого признания собственного творчества.

Хотя возможно ли широкое признание в случае с Арсением Тарковским? Ведь это не поэт-песенник или удачливый гимнотворец, не скандальный диссидент или победивший систему сиделец ГУЛАГа.

Это просто поэт, не делавший из собственных стихов ничего, кроме настоящей литературы. А этого для той страны и того времени, в котором он жил, было, увы, слишком мало, ведь Переделкино ждало от своих обитателей совсем другого.

Нет, не дождалось.

Теперь рядом с могилой Арсения Александровича стоит мемориальный крест Андрея Арсеньевича. Они вновь рядом, как когда-то в доме на Щипке.

Конечно, и до просмотра программы на "Культуре" автору этих строк приходилось не раз бывать на Переделкинском кладбище, однако на следующий день после эфира вновь захотелось поехать к Тарковскому. К Пастернаку. К Чуковскому. К Асмусу. К Сидуру.

Здесь по-прежнему безлюдно. Только на большой поляне, что отделяет кладбище от патриаршей резиденции, гудит стройка. Гастарбайтеры строят бетонный храм.

Только этого много? Вероятно...

Также в рубрике:

ЮБИЛЕЙ

ТВ-НЕДЕЛЯ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;