Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7587) 5 - 11 июля 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительТолько этого мало?100-летие со дня рождения Арсения Тарковского на "Культуре" ЮБИЛЕЙЕгор ОДИНЦОВ
В Переделкине теперь совсем другие герои, у которых совсем другие задачи - освоение крупных бюджетных средств, решение насущных вопросов с землей и недвижимостью. Список проблем, разумеется, выглядит далеко неполным, но сам по себе весьма показателен. Звучит ли эта констатация с укором? Отнюдь нет. Просто новое время и новые песни, которые, как ни странно, концептуально мало чем отличаются от старых песен, что звучали здесь в 30 - 80-х годах прошлого столетия. Другое дело, что вопросы с той же землей, недвижимостью, автотранспортом и прочими "условностями" на тот момент советской литературно-художественной элиты решало всемогущее государство в лице ее приснопамятных вождей, а творцы, они же съемщики полезных площадей, были озабочены одним - созданием интеллектуального продукта, в полной мере конвертируемого в стране тотальной пропаганды и заидеологизированности. Иначе говоря, были озабочены теми же сотками и квадратными метрами жилья в переводе на миллионные тиражи циклопических романов об ударниках и колхозниках, стахановцах и красноармейцах, паточных поэм о матерях-героинях и космонавтах, политруках и чекистах. Впрочем, в этом монотонном реве командных голосов советских литературных тяжеловесов при определенном усилии можно было расслышать совсем иные голоса, неведомо как прибившиеся к этому военизированному хору. Нет, у них не было своих дачных хором, личного водителя и квартиры в Лаврушинском переулке, они смиренно стояли у того самого "парадного подъезда" в ожидании милости. Не милостыни! А именно милости от живых классиков, что они снизойдут до них - по сути собратьев по литературному цеху, вельможно почтят своим вниманием и, как говорится, пособят. История Переделкина хранит такие умопомрачительные примеры. Например, когда Борис Пастернак устроил встречу Марины Цветаевой с Александром Фадеевым. Последний помог поэтессе с устройством на работу в какую-то переводческую контору. Другое дело, что Марина Ивановна так на эту работу и не вышла. В числе тех, для кого литература, поэзия стояли в жизни на первом месте, а гордость и амбиции отодвигались на второй план без тени сомнений и колебаний, был Арсений Тарковский. Он проживал здесь - в Переделкинском доме творчества. Он похоронен тоже здесь - на Переделкинском кладбище. О столетии со дня рождения этого человека, по сути последнего поэта Серебряного века, фронтовика, отца великого кинорежиссера, на минувшей неделе вспомнили только на телеканале "Культура" в цикловом проекте "Острова" от Виталия Трояновского и Ирины Изволовой. Для иных наших производителей аудиовизуального продукта и эфиродержателей тема явно не показалась привлекательной и рейтингоемкой в период летнего межсезонья. Может быть, осенью, когда народ подсоберется у телеэкранов, тогда и можно будет вспомнить об Арсении Александровиче, пригласив на программу о нем, к примеру, Софию Михайловну Ротару, что пела в свое время: "Только, только, только, только этого мало..." Передача, посвященная Тарковскому-поэту, стала в ряду, безусловно, лучших в проекте "Острова" за последнее время. Тут предельно точно соединились наработанные авторами приемы подачи своих героев (не через биографию, а через стиль и образ жизни) с корректным до осторожного рассказом об уникальном человеке огромного дарования. Человеке непростом, парадоксальном, человеке, пережившем своего сына, но так и не дожившем до широкого признания собственного творчества. Хотя возможно ли широкое признание в случае с Арсением Тарковским? Ведь это не поэт-песенник или удачливый гимнотворец, не скандальный диссидент или победивший систему сиделец ГУЛАГа. Это просто поэт, не делавший из собственных стихов ничего, кроме настоящей литературы. А этого для той страны и того времени, в котором он жил, было, увы, слишком мало, ведь Переделкино ждало от своих обитателей совсем другого. Нет, не дождалось. Теперь рядом с могилой Арсения Александровича стоит мемориальный крест Андрея Арсеньевича. Они вновь рядом, как когда-то в доме на Щипке. Конечно, и до просмотра программы на "Культуре" автору этих строк приходилось не раз бывать на Переделкинском кладбище, однако на следующий день после эфира вновь захотелось поехать к Тарковскому. К Пастернаку. К Чуковскому. К Асмусу. К Сидуру. Здесь по-прежнему безлюдно. Только на большой поляне, что отделяет кладбище от патриаршей резиденции, гудит стройка. Гастарбайтеры строят бетонный храм. Только этого много? Вероятно... Также в рубрике:
|