Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7587) 5 - 11 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Поезд в никуда...

"Борис Годунов" в "Санктъ-Петербургъ Опере"

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Фото Виктора ШВЕЦА
Санкт-Петербург


Ю.Птицына - Ксения, С.Белоусов - Годунов, К.Феляуэр - Феодор

Опять на подмостки отечественного театра возвращается "Борис Годунов". Опять творение Мусоргского призвано ответить на запросы изменившегося времени - общественного, политического, эстетического. Опять приходит понимание, что опера на пушкинский сюжет по-прежнему способна выдержать любые испытания, предлагаемые сценой.

А испытания выпали за последний театральный год немалые. "Бориса Годунова" возобновили в Мариинском (версию А.Тарковского, перенесенную из Ковент Гарден в 1991 году) и в Казани (в декорациях Ф.Федоровского рубежа 1940 - 50-х). Заново поставили в "Геликоне" (Д.Бертман), Большом театре (оперный дебют А.Сокурова) и теперь, под занавес сезона, в "Санктъ-Петербургъ Опере" (Ю.Александров).

При всей разнице подходов, концепций, стилистических решений обнаруживается в этих спектаклях нечто общее - отказ от первой авторской версии (без польского акта и Кром) в пользу смешанных редакций, где от разных вариантов взято всего понемногу. Чем новее спектакль, тем вольнее обращаются постановщики с наследием Мусоргского, используя имеющиеся тексты по своему усмотрению, не тратя силы на идеологические обоснования "избранных мест". И это не тенденция современного театрального процесса, это его норма. Взаимоотношения в системе театр - автор произведения выстроились в форме диалога... Дальше вопрос лишь в том, насколько он интересен, плодотворен, художественно обоснован и значим.

В последней по времени петербургской постановке Юрия Александрова за основу взята первоначальная редакция (и, соответственно, оркестровка) с добавлением сцены у фонтана из второй (в музыкальном плане дирижер Вадим Афанасьев вкус к партитуре Мусорского явно ощутил и слушателю сумел адекватно передать).

Предыдущий спектакль по "Борису Годунову" шел в театре еще несколько лет назад, имел успех, и был замечен. Тогда для режиссера имел значение факт, что мы все жили во времена Бориса (правда, с другой фамилией). Спектакль повествовал о тяготах власти, о неверности толпы, которую легко споить и обмануть и которая в пьяном угаре готова славить сначала одного, потом другого без раздумий и разбора (здесь даже Юродивого подкупали поляки). Тогда спектакль заканчивался смертью - освобождением: царь в белых длинных одеждах уходил по подиуму в черную глубину сцены, до этого сорвав с себя парчовый в каменьях наряд, как душившую его вторую, будто змеиную кожу.

Ныне взгляд режиссера на отечественную историю, причем сегодняшнюю отечественную историю, еще более мрачен. Здесь действие происходит в вагоне стремительно мчащегося поезда (художник Иван Совлачков), который если и останавливается на своем гибельном пути (а он действительно гибельный - циничный, развратный, пьяный, безнравственный), то когда кто-то нажимает на стоп-кран. И тогда слышен отчаянный визг тормозов и прекращается на миг угар, чтоб после очередной сцены-остановки возобновиться с новой силой. Но с тем же смыслом, что вначале, в прологе, когда из зарешеченных вагонных стен люди протягивали руки в поисках опор, и делали это как слепые. Поезд же несся в никуда...

А судьба Бориса обрела еще больше сходства с судьбой того, которого недавно не стало... Он (Сергей Белоусов) впервые появляется не очень уверенным и не очень трезвым, оглядываясь на вальяжного, раскормленного и сытого Шуйского, в окружении, как принято говорить, представителей разных конфессий... Приход его обставлен узнаваемо - партия думного дьяка Щелкалова отдана персонажу в черном фраке и с бабочкой, который размышляет о судьбах России, размахивая дирижерской палочкой или того пуще играя на виолончели...

В царский терем придет Борис в уютной шерстяной кофте, знакомой такой кофте, и будет общаться со взрослой дочкой Ксенией и Феодором, как с непослушным, очень современным мальчиком - внуком. А потом вытолкнут этого Бориса из жизни взашей и под звуки молитвы изобьют, содрав царскую парчу (в сцене коронации соблюден этот ритуал власти) и оставив нашего героя в голубой майке лежать на виду у толпы... А дети - Ксения и Феодор - поднимут его и уведут вопреки тексту - "Успне"...

Намеков прямых так много, что кажется: режиссер перегибает палку, и пафос его - позавчерашний. Если бы не одно обстоятельство. При всей узнаваемости ясно, что люди эти те, да не те. Именно узнаваемость и в то же время непохожесть создают эффект обобщения, который, собственно, и составляет суть спектакля. Эффект этого обобщения в художественном преображении. В театрализации, в сгущении реальности до высоких степеней. Уж если толпа, так толпа. Кого только нет - и морской офицер, пробавляющийся заработками на митингах; и рокеры в банданах и коже (Варлаам и Мисаил); и торгующая бюстгальтерами (и не только) шинкарка с турецкой клетчатой сумкой; и приставы в тренировочных костюмах (черные с красными лампасами); и дамочки приличные в шляпках и неприличные, разукрашенные тату с ног до головы. Толпа намеренно пряная, шумная, наглая, агрессивная, низкая и несчастная. Ее много до безвкусицы. Если же убрать или умерить, уйдет тот самый прием, о котором речь, преувеличенность на грани фола во всем, театральность как главный способ заострения картины. Отсюда сам спектакль - метафора. Весь реализм - "как бы", он мнимый, он - игра в реализм, он рационально выстроен по принципу монтажа, контрастно. Здесь особенно некому конкретно сочувствовать - все герои малосимпатичны (хотя сыграны сочно и раскованно). Если сочувствовать, то самим себе или нам всем. Такая страна или такие времена, как говорится в одной известной телепередаче...

Спектакль заканчивается в темноте, когда уже пронесся товарный, опутанный проволокой поезд, бросив Бориса с детьми на полустанке, и остается только слушать затихающий перестук колес да жуткий одинокий волчий вой...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;