Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 01-02 (7614) 17 - 23 января 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса17-й год Дома актера,или Художника обидит каждый Наталия КАМИНСКАЯ
14 января в Центральном доме актера имени А.А.Яблочкиной состоялась пресс-конференция, более похожая на манифестацию. В зале сидели даже на ступеньках, через одного - звезды столичной сцены среднего и старшего поколения. Поводом собрания послужили притязания агентства Россвязьохранкультура на здание, расположенное по адресу Арбат, 35, и находящееся в безвозмездном пользовании Дома актера. Напомним (газета ранее уже сообщала об этом), что здание на Арбате было отдано Дому актера после пожара в 1990 году дома на углу Тверской улицы и Пушкинской площади, принадлежавшего ВТО (ныне СТД). Погорельцы в 1996 году, согласно указу Президента РФ Бориса Ельцина, получили в пользование солидную площадь в 15 872,6 квадратных метра с правом субаренды, доходы от которой с той поры являются средствами существования Дома. Стоит уточнить, что прежнее, сгоревшее здание Дом актера делил с ВТО и бюджет у компаньонов тогда был общий - средства Всероссийского театрального общества. Но после пожара организации размежевались, и свою самостоятельную жизнь Дом актера может, естественно, осуществлять только за счет сдачи в аренду части помещений. Так что явление в Дом представителей Россвязьохранкультуры с распоряжением Росимущества РФ о передаче этой организации прав оперативного управления зданием было воспринято артистами как акт прямой экспроприации. К тому же случилось это явление аккурат под Новый год, 28 декабря, ближе к концу рабочего дня.
Маргарита ЭСКИНА, директор Дома актера:
- Дом актера родился в 30-е (страшно сказать!) годы прошлого века, был дозволен самим Сталиным. Дом актера вместе со страной, с ее творческой армией пережил войну, разруху, голод, восстановление страны, "оттепель" и "заморозки", стагнацию и перестройку, развал страны, но вот на демократии почему-то его решили испытать особо. Нам постоянно говорят об экономическом росте государства, о его стабильности, престиже и имидже за рубежом, об утверждающейся и совершенствующейся демократии, но при этом постоянно, на самых разных уровнях демонстрируют нецивилизованность, неуважение к культуре и к людям культуры, что выражается во всем, от непродуманной театральной реформы до отношения к Дому актера. 17-й год мы живем на Арбате, как на пороховой бочке. За эти годы нам удалось вернуть в актерский Дом и людей, и атмосферу того легендарного клуба ВТО, который многие еще помнят и поминают добром. И вдруг опять - ощущение, что мы не нужны, что нас не уважают, что свое будущее Россия не связывает ни с любовью к своему искусству, ни с его успехами. Когда сгорел старый Дом, Мария Владимировна Миронова веско объяснила всем, вплоть до Президента: мы - погорельцы, а на Руси погорельцам всегда помогали, всем миром, надо помочь и актерам, лишившимся своего крова не по своей вине. Хотя на самом деле здание на Арбате - это лишь частичный возврат того, что у нас отняли в 1990-х, ведь сгорело-то построенное нами, на наши деньги, на наши взносы, нами оборудованное и обустроенное гнездо! И получается, что этот обмен - даже не благодеяние, а обязанность власти. Если, конечно, для власти важен дух народа нашей страны и ее искусства. Если власть интересует все-таки не общество-масса, а общество свободных людей и творческих личностей. Дело ведь не только и не столько в самом Доме, сколько в отношении к людям театра, которое в этой истории проявляется. Актеров очень любят и привечают, когда они нужны, особенно в период различных выборов, потому что знают, как их обожает народ и как они умеют зажечь и увлечь людей. Но почему же потом-то им дают понять, что их место "за оградой", советуют не высовываться, когда они заявляют о своих законных правах? Итак, пресс-конференция была откровенно похожа на митинг. Сама Маргарита Александровна, в эти дни прикованная болезнью к постели, обращалась к собравшимся через прямую эфирную связь. В президиуме сидели главные активисты Дома, народные артисты Владимир Этуш, Юлия Борисова, Владимир Зельдин, критик Борис Поюровский. И выходили поочередно на эти же подмостки с пламенными речами одна звезда за другой: Олег Табаков, Юрий Соломин, Валентина Талызина, Людмила Максакова, Эльдар Рязанов, Марк Розовский, Ирина Карташева, Дмитрий Певцов, Петр Фоменко, Александр Ширвиндт, Валерий Баринов... Собственно, для вопросов журналистов осталось времени всего лишь минут пятнадцать от пламенного двухчасового собрания. Остальные час сорок пять продемонстрировали высочайший градус гражданского темперамента нашей творческой интеллигенции. Говорили о небрежении нынешней власти к российской культуре, о беззаконии, о диктате денег, проникшем во все сферы жизни... Петр Фоменко выразил намерение отказаться от всех своих государственных наград, коль скоро нынешнее государство глумится над своими художниками. Олег Табаков согласился на круглосуточные дежурства у Дома и предложил два вверенных ему театра "на среду и четверг". Были желания пикетировать Белый дом и даже дружно не идти на президентские выборы. Так или иначе, творческая интеллигенция будет стоять до последнего и дом свой отдавать не намерена. Увы, добиться на пресс-конференции подробностей притязаний Россвязьохранкультуры на площадь дома на Арбате журналистам не удалось. Так что пресс-конференцией это собрание можно назвать только с большой натяжкой. Но был беспрецедентный по нынешним молчаливым временам акт консолидации творческих работников. Что само по себе факт отрадный, и омрачает впечатление от него только одно обстоятельство. Консолидация произошла в тот момент, когда совершен наезд на родовое гнездо. Между тем и других поводов для гневной отповеди интеллигенции в нашей общественно-экономической ситуации предостаточно, но в ответ им - ее (интеллигенции) молчание, что, согласитесь, печально. Однако вернемся к Дому актера. Ситуация, конечно, пахнет типичным головотяпством со взломом. Игнорируется и указ Президента РФ, и договорные отношения, согласно которым Росимущество передало права на здание Дому актера и проверяющей организацией являться не может. Дом подотчетен только федеральным налоговым службам. Тем более Росимущество не может отнять у актеров право пользования без соответствующего распоряжения Президента. Следовательно, давая права на Дом другой организации (Россвязьохранкультуре), оно, говоря театральным языком, выписывает два билета на одно и то же кресло в партере. Понятное дело, многим чиновникам вся эта ситуация со зданием на Арбате - что мозоль на большом пальце. Стоит огромный дом в центре Москвы, ходят туда какие-то артисты, и никакого с них навара. Так пусть, мол, потеснятся - ведь новая организация их выгонять не собирается. Однако сюжет про новых "соседей", а тем более - "хозяев" известен еще с фольклорных времен. Потихоньку оттяпают всю площадь, за каждой мелочью надо будет ходить на поклон. И, что главное, лишившись права на субаренду, Дом актера лишится средств к существованию. Каюсь, попеняла автор этих строк творческой интеллигенции за то, что возвысила она свой голос только тогда, когда испытала беззаконие на собственной шкуре. Но как глянешь окрест, на родную столицу, на ее роскошества времен римского упадка, так впору вместе с артистами бежать на баррикады. Право, стыд, да и только! Неужто этот арбатский дом и есть у наших властей свет в окошке, рычаг имущественной справедливости, средоточие торжества закона и порядка? Не мытьем, так катаньем, не по закону, так в обход, но надобно непременно отобрать у Дома актера то, что не вами, господа чиновники, дадено и тем более не вами заслужено. Как будто все другие хорошие здания города Москвы, старые и вновь возведенные, существуют исключительно по букве справедливости, и обитают в них одни лишь, беззаветно служащие процветанию страны особи. Уничтожить старый и прославленный театральный Дом, конечно, можно. Но не пугает ли нынешних чиновников перспектива - именно этим постыдным деянием и запечатлеться в памяти потомков? КОММЕНТАРИЙ
Александр РОМАНЕНКОВ, заместитель руководителя Россвязьохранкультуры: - Наша служба создана год назад из двух объединенных друг с другом ведомств - Росохранкультуры и Россвязьнадзора. До сих пор мы расположены в различных помещениях, разбросанных по Москве: основная часть - в здании Министерства культуры, два управления - на Полянке, бухгалтерия - на Малой Никитской. Сами понимаете, насколько это неудобно. Так что жизненное пространство нам необходимо. Мы обратились в Росимущество, чтобы нам предоставили помещение. К нашей просьбе там прислушались. И 20 декабря решение о передачи нам части здания на Арбате, 35 уже утверждено в Росрегистрации. Ну а если у Дома актера иное мнение, пусть его руководители подают в суд. Однако подтверждаю: выселять актеров никто не собирается, их площади останутся за ними. Также в рубрике:
|